Корабли прибрежной обороны США: признанная ошибка и свалка в перспективе


Похоже, история, начавшаяся в 2008 году, начинает завершаться. Так называемые корабли прибрежной зоны ВМФ США уходят на консервацию.


О том, что есть корабль класса LCS, мы писали, и вот теперь начинаем, судя по всему, наблюдать последний акт представления.

Боевые корабли прибрежной зоны: современный подход.

По сообщениям Defense News, 20.06.2020, на совещании в верхах ВМФ США было принято эпохальное решение о постановке четырех кораблей класса LCS на длительную консервацию.

В релизе говорится, что корабли USS «Freedom», USS «Independence», USS «Fort Worth» и USS «Coronado» к марту 2021 года должны быть выведены в резерв и законсервированы.

Вообще, в планах ВМС США была передача этих кораблей подразделению по разработке тактики надводных боевых средств, так называемой Первой эскадре надводных разработок.

В этой эскадре, кроме четырех LCS, по плану должны были находиться четыре эсминца класса «Замволт» (один из которых еще строится) и беспилотный надводный корабль «Морской охотник».

По сути, это просто эпохальное признание того, что корабли, на которые был потрачен не один миллиард долларов, оказались ни на что не годны. Даже на роль испытательных и учебных кораблей.


Между тем корабли-то нельзя назвать старыми. Первый был готов в 2008 году, последний из четверки – в 2014. Достаточно свежие корабли, не так ли? Тем не менее, они почему-то использовались как опытовые и экспериментальные корабли.

Но вот что сказал прессе в официальном заявлении контр-адмирал ВМС США Рэнди Крайтс, заместитель помощника министра военно-морского флота по бюджету. И сказал как раз на отчетном брифинге для прессы, посвященном как раз расходам флота на 2021 год.

«Эти четыре экспериментальных корабля сыграли важную роль в том, чтобы выжать из них все для изучения возможностей службы экипажа, технического обслуживания и многие другие вещи, которые нам нужно было узнать от их эксплуатации. Но они (корабли LCS. – Прим. авт.) сконфигурированы не так, как другие литоральные корабли во флоте, и нуждаются в существенной модернизации. Все, от боевых до структурных систем, как вы их называете. Эти корабли слишком дорого модернизировать».

В целом беспрецедентное признание. Получается, что четыре корабля первых двух серий уже не годны даже на роль учебных.

Между тем ВМФ США никогда не делал заявлений на тему того, в какие суммы может обойтись модернизация кораблей LCS. Конкретно этих четырех. Понятно, что последовавшие корабли в серии значительно отличаются от первых моделей. И первые корабли должны были догонять следующие поколения, но в командовании флота не представляли, что объем переделок окажется столь значительным.

Между тем флот продолжает принимать ранее заказанные корабли класса LCS. В этом году флоту был поставлен USS «Oakland» класса «Independence». И не совсем ясно, насколько новейший корабль подходит для применения.

Военно-морской флот ударно пытается решить и проблему нормального функционирования модулей. На сегодняшний день существует три работоспособных модуля для кораблей LCS. Первый – минный, когда корабль может функционировать в качестве минного заградителя и тральщика, второй – противолодочный и третий – патрульный с противолодочными опциями.

Изначально план по кораблям LCS был просто прекрасен. Быстро устанавливаемые модули позволяли конфигурировать корабль под сиюминутные задачи. Сегодня нужно вытралить мины – не вопрос. Завтра по плану патрулирование – сняли одни модули, поставили другие – и в море.

В этом вообще была суть всей программы LCS.


Но по ходу испытаний вдруг выяснилось, что не такое это простое дело – переставлять модули туда-сюда. В итоге было принято решение вернуться к схеме усредненной комплектации либо монтажу на разных кораблях одной группы модулей под разные задачи.

Увы, это лишило гибкости всю систему специализации кораблей. Более того, наличие в составе одного соединения различных по комплектации кораблей на постоянной основе значительно ослабляло возможности группы кораблей.

Сама идея гибкого управления под изменяющиеся условия дня оказалась нежизнеспособной.

Возможности же кораблей с установленными под конкретные задачи модулями оказались несколько хуже, чем все ожидали. Особенно в плане огневой мощи. Потому в настоящее время ведутся работы по увеличению боевых возможностей кораблей, например, добавлению пусковых установок ракеты RGM-148A (NSM). Американское флотское командование считает, что этим оно хоть немного увеличит боевую мощь кораблей.

В общем, отработав на LCS все возможные варианты применения, в ВМФ США пришли к шокирующему выводу: для охраны прибрежных морских территорий проще и выгоднее строить все те же фрегаты. Фрегат – корабль с более широким спектром применения, нежели LCS, вторым плюсом его является ежеминутная готовность к выполнению поставленных задач в рамках возможностей корабля.


И, еще в 2017 году, когда только начали делать выводы о несостоятельности кораблей класса LCS, американское флотское командование обратилось к американской фирме «Marinette Marine», дочерней компании итальянского судостроителя «Fincantieri», дабы разработать и построить корабль, отталкиваясь от проекта франко-итальянской «Fregata Europea Multi-Missione» (FREMM), или так называемого европейского многоцелевого фрегата.


Понятно, что после обширных затрат на строительство 18 кораблей класса LCS в Конгрессе не оценили свалившиеся на бюджет затраты по строительству 10 новых кораблей класса FFG (X)S.

Более того, конгрессмены вообще хотят заблокировать выход в почетную отставку USS «Fort Worth» и USS «Coronado». До выяснения обстоятельств. Военный бюджет даже в США не беспредельный. Тем более что десять фрегатов – это десять фрегатов.

Что же касается всего проекта LCS, то от руководства ВМФ в Конгрессе требуют сертификатов о том, что были успешно закончены все эксплуатационные испытания на всех модулях проекта. Кроме противоминного, испытания которого все еще идут и закончатся только в 2022 году.

Но эта небольшая отсрочка никому не добавляет оптимизма.

Но в целом все в плане программы LCS очень сложно. Не то чтобы «у соседа дача сгорела, мелочь, а приятно», но реалии таковы: даже выйти в отставку литоральные корабли пока толком не могут.

Сперва флотские должны будут закончить все испытания, потом составить все положенные документы, NDA так называемые, согласовать их, прежде чем отправить на голосование в Конгресс. После чего уже документы могут попасть на стол к Трампу, который и будет решать судьбу кораблей. Как первых четырех, так и всех остальных.

Независимо от того, сколько из первых четырех кораблей LCS в конечном итоге выйдут на пенсию, их будущее все еще неопределенно. ВМФ присвоил им статус «вне строя, в резерве». Понятно, что возможность использования кораблей LCS в будущем остается, но выглядит она не очень уверенно.


Уже сегодня понятно, что ВМФ США с огромным удовольствием отправил бы эти корабли не то что в резерв, а куда подальше. На иголки.

Вот только есть сомнение, что Конгресс и Трамп так просто удовлетворят желание американских моряков.

Источник.
Вернуться назад