Как демонтаж «украинской трубы» может обернуться против самого «Газпрома»


Как сообщают отечественные СМИ, «Газпром» начал демонтировать свою трубопроводную инфраструктуру, ведущую на Украину. Звучит грозно и зловеще, но что же на самом деле скрывается за данным решением, и не повредит ли оно впоследствии уже нашей стране?


В советский период, когда Украина была уважаемой частью одной сверхдержавы, на ее территории было построено много трубопроводов, совокупная входная мощность которых превышала 200 миллиардов кубометров газа в год, а выходная – 180 миллиардов. За годы «незалежности» украинская ГТС серьезно износилась: по некоторым оценкам, в аварийном состоянии пребывает порядка 4 тысяч километров, еще 18 тысяч практически полностью изношены и требуют ремонта. Своих средств у Киева для этих целей нет, а попытки найти инвесторов успехом не увенчались.

Имеющиеся технические проблемы усугубил государственный переворот в 2014 году, после чего Россия была на официальном уровне объявлена «агрессором». Конструктива в отношения это не добавило, и Кремль предпринял попытки обойтись без украинской ГТС, построив газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Возможно, это могло бы сработать, но в Москве явно недооценили готовность Вашингтона противостоять этим обходным маршрутам. В результате «Северный поток-2» попал под санкции и стоит «на паузе», а также снизились покупки газа Анкарой через «Турецкий поток», о чем мы подробно рассказывали ранее.

В конце 2019 года «Газпром» был вынужден подписать новое транзитное соглашение с «Нафтогазом», согласно которому за 2020-й он прокачает в Европу 60 миллиардов кубометров газа, а в последующие 4 года – по 40 миллиардов кубометров. Вполне очевидно, что руководство госкорпорации рассчитывает за этот срок достроить и ввести в строй «Северный поток-2», который называют «убийцей украинского транзита».

Складывается такая ситуация, при которой имеющиеся транзитные мощности Незалежной избыточны уже сейчас, а через 4,5 года станут и вовсе неактуальными. При этом содержание газотранспортной инфраструктуры с российской стороны влетает в копеечку. Подсчитано, что «Газпром» может сэкономить порядка 1,6 миллиарда долларов только до конца 2020 года на эксплуатационных расходах, если закроет 62 компрессорных цеха и демонтирует 4,3 тысячи километров магистральных труб. Уточним, что речь идет именно об избыточных транзитных мощностях.

Что ж, в целом, можно приветствовать довольно неожиданную рачительность топ-менеджмента госкорпорации, привыкшего легко расшвыривать направо и налево бюджетные миллиарды. Разумная экономия – это хорошо. Но следует прямо сейчас указать на слабую продуманность данной «оптимизации». Делать ставку на «Северный поток-2» опасно, поскольку США откровенно взялись его «мочить». Стабильность его работы будет постоянно находиться в подвешенном состоянии из-за американских и европейских интриг, также есть риск аварий, которые сложно устранять в подводных условиях собственными силами, поскольку таких компетенций у «Газпрома» пока нет.

Знакомые с ситуацией специалисты высказываются в пользу не демонтажа, а консервации избыточной трубопроводной инфраструктуры. Случись потом ЧП или очередное геополитическое обострение, которое помешает исполнению монополистом его контрактных обязательств, сами же потом будем задаваться недоуменно вопросом, «кто опять виноват и как так получилось».
Вернуться назад