Бомба с попутным ветром

Воздухоплавательная техника и сегодня имеет перспективы военного использования, как, впрочем, и сугубо мирного. А в Великую Отечественную она находила самое широкое применение. В меньшей степени это относится к дирижаблям, в гораздо большей – к аэростатам.

«Патриот», пропавший без вести

Дирижабли служили главным образом в тылу как газовозы – доставляли водород для привязных аэростатов, применявшихся в воздушно-десантных войсках при подготовке парашютистов. Водород как несущий газ использовался на всех типах отечественной воздухоплавательной техники.

После победы военных дирижаблей у СССР осталось ровно три штуки, и все они числились за ВДВ. Это были газовоз В-12 объемом 2940 кубометров, созданный на предприятии «Дирижаблестрой» в 1939 году, учебно-транспортный и поисково-спасательный «Победа» (1944, 5000 кубометров) и учебно-транспортный В-12бис «Патриот» (1947, 3350 кубометров). «Победа» на Черном море не без успеха искала минные поля и участвовала в экспериментах по обнаружению подводных лодок, а в мирных целях – косяков рыбы. Последний советский военный дирижабль «Патриот» был задействован в основном для обучения воздухоплавательных экипажей ВДВ.

Увы, судьба наших дирижаблей оказалась драматичной – в течение 1947 года сгорел на земле В-12 и погибла с экипажем «Победа», а в 1949-м, по некоторым данным, пропал без вести во время полета в Хабаровском крае «Патриот». Для сравнения: в США, где дирижаблям уделялось гораздо больше внимания (во время войны их там построили 200 штук), в 50-е годы в составе ВМС еще летало порядка полусотни этих воздушных кораблей объемом от 13 тысяч до 43 тысяч кубометров, применявшихся, в частности, в интересах противолодочной обороны (серия ZPG) и ПВО. Они оборудовались магнитометрами и радиолокаторами. Впрочем, в 1961 году все американские военные дирижабли были отправлены на складское хранение. Но не списаны в утиль.

От Тихого океана до Асуана

Военным аэростатам в СССР повезло гораздо больше. Во время войны они эффективно служили как всепогодные аэростаты заграждения ПВО (привязные баллонетные БАЗ-136 и другие) и наблюдения (привязные баллонетные АН-540). Москву прикрывали с воздуха три дивизии аэростатов заграждения двухполкового состава – 1, 2 и 3-я. В конце войны на подступах к столице и над ней постоянно висело до 445 таких аэростатов, в небе Ленинграда – до 360. Их можно было видеть над Баку, Горьким, Саратовом, Севастополем, Сталинградом, Ярославлем и другими городами, вплоть до военно-морских баз на Тихом океане.

В конце войны на подступах к столице и над ней постоянно висело до 445 аэростатов, в небе Ленинграда – до 360

Привязные аэростаты наблюдения применялись в битве за Москву, на Ленинградском, Волховском, Карельском, Прибалтийском фронтах, в Восточно- и Западно-Карпатской операциях и победным аккордом – при взятии Берлина. Представим себе героизм находящихся в корзинах корректировщиков артогня и наблюдателей, учитывая уязвимость от авиации врага! Это ведь только в «Крепком орешке» можно было сбить «мессер» из ТТ…

После войны Войска ПВО по-прежнему получали от промышленности удачные аэростаты заграждения БАЗ-136 образца 1941 года (объем – 490 кубометров), которые состояли в производстве до 1956 года. В 1954-м был создан новый подобный аэростат заграждения – 745-кубовый АЗ-55. Эти аэростаты по образцу БАЗ-136 имели размещенное на тросах вооружение – тормозное и минно-режущее. АЗ-55 позволяли эффективно бороться с самолетами противника, летящими на скоростях вплоть до высоких сверхзвуковых.

Аэростаты АЗ-55 поставлялись и за рубеж, например Египту, где они использовались в 1968–1970 годах (во время арабо-израильской «войны на истощение») для прикрытия стратегически важных объектов, в том числе Асуанского гидроузла и аэродрома Каир-Вест.

В 70-е годы аэростаты АЗ-55 оказались весьма подходящими для производства малой серии ретрансляторов радиосвязи с низколетящими самолетами (Р-860АР). Опыт оказался положительным, и в начале 80-х на той же воздухоплавательной основе для ВВС были разработаны ретрансляторы «Выпь-П». Аэростатные ретрансляторы Р-860АР применялись в 1979 году для обеспечения радиосвязи с авиацией во время войны в Афганистане, а «Выпь-П» в 1982–1983-м – для наведения на цели в воздушном пространстве Ливана (куда во время операции «Мир Галилее» вторглись войска Израиля) самолетов ВВС Сирии. Впоследствии эти аэростаты-ретрансляторы были переданы сирийской армии.

Для обеспечения прыжковой подготовки личного состава ВДВ на их вооружение в 50-е годы передали новый привязной баллонетный аэростат ДАГ-2 с высотой подъема 500–800 метров. В гондоле помещались семь парашютистов. Аэростаты ДАГ-2 применялись не только в СССР, но и в Польше.

АСА больно жалит

Еще одним направлением в развитии советской военной воздухоплавательной техники стало создание автоматических свободных аэростатов (АСА) специального назначения.

Во второй половине 60-х появились АСА для постановки помех радиолокационным станциям (дополнительная задача – сброс агитационных материалов) типа АРП-АГМ. Они также поступили на вооружение ВВС. Военные учения показали, что 60 аэростатов АРП-АГМ, используемых для прикрытия фронтовой авиации от противодействия средств ПВО противника, могли создать облако помех длиной 170 километров и шириной 20 километров в диапазоне высот от приземного пространства до 12 километров.

Но и это не все. Советские АСА были способны не только защищать свои войска и силы, но и уничтожать неприятельские.

Нельзя сказать, что идея применять аэростаты для ударов по противнику – исконно русское изобретение. В 1849 году австрияки бомбили восставшую Венецию с воздушных шаров (теплового типа), к которым подвешивались зажигательные и разрывные бомбочки. Такие же «ударные воздухоплавательные комплексы» применялись противоборствующими сторонами во время Гражданской войны в США. И именно с помощью аэростатов японцам во время Второй мировой войны удалось-таки «достать Америку» – континентальную часть Штатов. Для этого задействовались бумажные воздушные шары «Фусен бакудан» («Огненная бомба»). Они несли осколочные и зажигательные бомбы. Запускали их с попутным ветром в США непосредственно из Японии – всего несколько тысяч штук, и некоторые из «Фусен бакудан» вызвали на территории Штатов лесные пожары. В марте 1945 года один из таких воздушных шаров даже повредил высоковольтную ЛЭП, снабжавшую электроэнергией промышленный комплекс по производству оружейного плутония в Хэнфорде. Один из реакторов из-за этого даже был временно остановлен.

В Советском Союзе в начале 60-х годов были созданы и переданы на вооружение ВВС боевые автоматические свободные аэростаты-бомбардировщики, поднимаемые в воздух все тем же водородом – ближнего действия БАБ-325 и дальнего действия БАД-3500 (цифровой индекс означает объем в кубометрах). БАБ-325 нес бомбовую нагрузку 180 килограммов, а БАД-3500 – 1,2 тонны, то есть больше, чем у пикирующего бомбардировщика Пе-2 времен войны. Весьма эффективным считалось нанесение бомбового удара по противнику при одновременном старте четырех сотен БАД-3500 – это 480 тонн бомб за вылет, время подготовки к которому, включая наполнение аэростата водородом, составляло всего 12 минут. При удачных метеоусловиях (по ветру) противник был бы просто ошеломлен таким мощным ударом, сопоставимым, скажем, с налетом 160 сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков Як-28 при полной боевой нагрузке.

Опубликовано в выпуске № 13 (826) за 7 апреля 2020 года

Вернуться назад