Спасти рядового раненого – часть III

Парк санитарной авиации ВВС и ВМФ, а также гражданского воздушного флота включал во время войны санитарные варианты самолетов связи и транспортников.

Окончание. В газете уже опубликованы первая и вторая части.

К малым санитарным самолетам относились версии знаменитого биплана У-2 (По-2) – С-1, С-2 и С-3. Первые два перевозили одного носилочного раненого и медработника. На С-3 можно было разместить двух носилочных раненых при сопровождающем. В том же классе санитарных крылатых машин числилась непритязательная летающая лодка-амфибия Ш-2 («шаврушка» по фамилии ее конструктора Шаврова). Ее вместимость соответствовала С-1 и С-2.

К каждому носилочному раненому было подведено кислородное питание, медработник мог сделать инъекцию или перевязку

Среди средних санитарных самолетов был довольно распространен ПР-5 (почтово-пассажирский), созданный на основе разведывательного биплана Р-5. Он перевозил трех-четырех сидячих раненых.

Самыми вместительными при использовании в качестве санитарных были основные в Вооруженных Силах СССР того времени военно-транспортные самолеты Ли-2 и их ленд-лизовские собратья DC-3 (C-47). И те, и другие у нас часто назывались просто «Дугласами». Они перевозили 18 носилочных и двух сидячих раненых при сопровождающем военвраче или военфельдшере. Это были наиболее функциональные санитарные самолеты – к каждому носилочному раненому было подведено кислородное питание и при необходимости медработник мог сделать инъекцию или перевязку.

Наконец, ВМФ СССР имел в составе вспомогательных сил более трех десятков санитарных транспортов и госпитальных судов, ставших таковыми по мобилизации из состава гражданского флота. Из них трагически погибли потопленные вражеской авиацией, в том числе торпедоносцами, черноморские «Абхазия», «Армения», «Грузия», «Днепр», «Молдавия» и «Сванетия». Черноморский «Белосток» был потоплен торпедным катером, черноморский же «Чехов» и балтийский «Жданов» подорвались на минах. А санитарный транспорт «Львов» Черноморского флота (бывший испанский пассажирский теплоход Ciudad de Tarragona, ушедший в СССР от франкистов) эвакуировал во время войны более 12 тысяч человек, уклонился во время своих героических рейсов от сотен авиабомб и почти 30 торпед, сбив при этом несколько самолетов люфтваффе («Львов» довольно солидно вооружили). Он стал единственным мобилизованным судном НКМФ (Наркомата морского флота, не путать с НКВМФ), удостоенным ордена Красного Знамени.

Опубликовано в выпуске № 11 (824) за 24 марта 2020 года

Вернуться назад