Спасти рядового раненого – часть II

РККА располагала разнообразным набором средств эвакуации раненых с поля боя и далее.

Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.

В 1930 году на снабжение была принята санитарная двуколка СП-30 на двух-трех лежачих или трех-четырех сидячих раненых. СП-30 имела тачаночные колеса и обладала таким серьезным недостатком, как сильная тряска с раскачиванием. Поэтому в 1936-м появилась двухосная санитарная повозка такой же вместимости СП-36 на пневмоколесах от легкового автомобиля ГАЗ-А. Важным ее преимуществом были мягкость хода и возможность буксирования не только лошадьми, но и грузовиком. Через три года появился облегченный вариант СП-3, но в 1940 году ее кузов начали устанавливать на «чисто лошадиный» тачаночный ход – трясучий, зато унифицированный с прочим общевойсковым обозом (такие повозки получили индекс СП-4). Условия войны вынудили вернуться к санитарным двуколкам на тачаночных колесах СД-42 и СД-43 – увы, маломаневренным и недостаточно устойчивым. В горно-стрелковых дивизиях применялась вьючная (транспортируемая в разобранном состоянии одной лошадью) санитарная двуколка – возок Рухадзе. Эта повозка имела специальные тормоза повышенной надежности.

В состав постоянного военно-санитарного поезда мог включаться вагон для душевнобольных

Что касается специализированных санитарных автомобилей, они в Красной армии были представлены (не считая ленд-лизовских машин) главным образом моделями ГАЗ-194 (военно-медицинский вариант городского автобуса ГАЗ-3, выпускался в 1936–1937 годах – порядка 250 штук) и ГАЗ-55 на шасси полуторки ГАЗ-АА («На войну без тормозов»). Последний был основным санитарным автомобилем РККА. Он поставлялся в армию в 1938–1945-м, всего – более семи тысяч. В 1943–1944 годах было выпущено около 400 ЗиС-44.

Первые две модели могли перевозить десять сидячих или четырех носилочных раненых. ЗИС-44 – соответственно 18–20 или четыре – семь. Кроме того, для обслуживания тыловых госпиталей использовались переоборудованные в санитарные машины (на 12–14 сидячих и 10 носилочных раненых) вальяжные с виду городские автобусы ЗИС-16. Армия получила порядка 800 таких автобусов выпуска 1938–1941 годов, часть из которых стала штабными.

Самым лучшим из перечисленных санитарных автомобилей оказался ГАЗ-55, имевший хорошо подрессоренный кузов с улучшенной вентиляцией, усовершенствованной системой обогрева и дополнительной амортизацией для носилок. По роли, которую ГАЗ-55 сыграли на фронте, их можно смело ставить в один ряд с полуторками, трехтонками ЗИС-5 («ЗИС-5 – фронтовой универсал», «ВПК», № 28, 2018) и студебекерами. Все это тоже оружие Победы.

Для санитарной эвакуации в отсутствие спецмашин использовались грузовики ГАЗ-АА. Для них было создано съемное унифицированное санитарное оборудование для установки носилок под кузовным брезентовым верхом. Кроме того, эти грузовики могли буксировать санитарные прицепные повозки СПП образца 1937 года (на четырех носилочных раненых).

Нельзя не сказать пару слов о военно-санитарных поездах (ВСП). Они подразделялись на временные (состоявшие в основном из дооборудованных товарных вагонов), предназначенные для эвакуации раненых и больных до госпитальной базы армейского звена, и постоянные.

Последние имели специально оборудованные вагоны для тяжелораненых, приспособленные пассажирские вагоны для легкораненых, вагон-изолятор, вагон-перевязочную (он же аптека), вагон-кухню, вагоны продовольственного и вещевого складов, вагон для личного состава госпиталя и вагон-электростанцию. При необходимости в состав постоянного ВСП мог включаться вагон для душевнобольных.

Окончание следует.

Опубликовано в выпуске № 10 (823) за 17 марта 2020 года

Вернуться назад