Суда-мишени. Незаметные герои учений


Судно-мишень, согласно Большой Советской энциклопедии, — это корабль-цель, судно или корабль, специально оборудованные для ведения по ним артиллерийского огня, ракетных и торпедных стрельб. Управление судном-мишенью осуществляется, как правило, по радио или же простой буксировкой. Согласно иным толкованиям, судно-мишень – это специально построенное судно обеспечения боевой подготовки ВМФ, по которому проводятся практические пуски крылатых (противокорабельных или противолодочных) ракет, артиллерийские и торпедные стрельбы, а также бомбометания. Именно последнее определение в точности описывает героев этого материала, ведь мишенью часто становятся честно отслужившие свой век боевые корабли, а специализированные суда-мишени были изначально созданы для беззастенчивого расстрела. К тому же и отслуживших кораблей на все стрельбы не напасёшься.

Крупные мишени из советского наследства


Суда-мишени проекта 1784, проектировавшиеся ещё в СССР, являлись самыми крупными судами такой специализации. Как ни странно, но эти суда показали себя весьма живучими. Так, СМ-178 и СМ-294, несмотря на то, что их построили ещё в 70-е годы, до сих пор успешно используются на Черноморском флоте. Мишени проекта 1784 неоднократно модифицировали, а всего было выпущено до 40 единиц подобной техники. Проект 1784, а также 1784Б и 1784М строились во Владивостоке («Дальзавод» имени 50-летия СССР), Таллине, посёлке Жовтневое, Николаеве и прочих судостроительных заводах СССР. Эти суда имели следующие ТТХ:



— водоизмещение – от 900 до 932 тонн;
— длина – 106,3 метра;
— ширина — 14 метров;
— осадка – 1,8 метра;
— двигатель – несамоходное судно.

Суда-мишени. Незаметные герои ученийСтарик проекта 1784

Любопытно, что один из самых крупных судов-мишеней проекта 1784, доставшийся Украине при разделе флота, был распилен на металл в год «революции», т.е. переворота 2014-го года. Несколько символично совпали эти события…

Малые мишени


Младшим братом судов-мишеней проекта 1784 являются малые корабельные щиты (МКЩ) проекта 455. Они представляют собой стальные необитаемые суда-катамараны. Данная конструкция повышает остойчивость. Это суда повышенной непотопляемости. Корпус разделён на множество водонепроницаемых отсеков, а высота надводного борта минимальна.

На палубе растянута сетка между вертикальными мачтами. На верхушке каждой мачты корабельного щита установлены специальные уголковые радиолокационные отражатели для наибольшей радиолокационной заметности столь малой цели. Это позволяет отрабатывать наведение на мишень корабельных ракет и тестировать артиллерийские стрельбовые РЛС. На палубе расположены специальные термические излучатели, чтобы проводить учебные стрельбы по малому щиту противокорабельными ракетами по инфракрасному каналу (ИК-канал).


Фото: фото А.Бричевский. МКЩ проекта 455

Результативность стрельб фиксируется по разрывам натянутой между мачтами сетки, а также видео- и фотоаппаратурой. При этом малый щит используют как в неподвижном состоянии, так и в динамике, т.е. когда щит на безопасном расстоянии буксирует другое судно.

Малые щиты имеют следующие ТТХ:

— водоизмещение – 53 тонны;
— длина – 22 метра;
— ширина – 6,6 метра;
— осадка – 1,5 метра;
— двигатель – несамоходное судно.

Современные суда-мишени


Одними из самых больших судов-мишеней, производимых в современной России, являются суда проекта 436бис из семейства 436-го проекта, куда входят 436БА и 436БР. Строятся они на «Сокольской судоверфи», что в пгт. Сокольское на Горьковском водохранилище, и на «Судостроительном заводе им. Октябрьской революции» в Благовещенске. Данные суда представляют собой, по сути, увеличенную копию малых щитов ещё советского периода. Так же, как и малые щиты, суда проекта 436бис – это катамараны со стальным корпусом с многочисленными водонепроницаемыми отсеками.


Проект 436бис

На палубе, как и полагается, установлены вертикальные мачты с растянутой между ними сеткой. Именно по этой сетке ведется прицельная стрельба в ходе учебных стрельб. Также на верхушках мачт установлены уголковые отражатели в количестве 11 штук. Всё остальное оборудование мало чем отличается от малых братьев.

Большие суда-мишени проекта 436бис имеют следующие ТТХ:

— водоизмещение – 142 тонны;
— длина – 68 метров;
— ширина – 8 метров;
— осадка – 1,3 метра;
— двигатель – несамоходное судно.



Резиновые поделки вместо стали


Отдельно стоит упомянуть суда-мишени наших «заклятых друзей», т. е. американцев. Список американских мишеней весьма обширен. Во флоте США используют в качестве целей следующую технику: натурные мишени (т. е. списанные корабли), непосредственно суда-мишени специальной постройки, имитаторы высокоскоростных целей, буксируемые и самоходные щиты, буйковые поля для артиллерийских стрельб и надувные морские мишени.

Стоит обратить внимание именно на надувные мишени, которые, естественно, обходятся куда дешевле, нежели наши основательные стальные катамараны. Надувные мишени, похожие на буйки, снабжены уголковыми отражателями и фиксирующей аппаратурой. Ассортимент американских "резиновых" дублёров весьма широк.


Американский "помидор-убийца"

Одним же из самых интересных мишеней США является «помидор-убийца», т. е. типовая мишень BUSHIPS. В собранном виде эта мишень помещается в небольшом чемоданчике, а после сборки это своеобразный воздушный шар-мишень несколько кубической формы со сторонами в 4,2 м. «Помидор-убийца», таким образом, имитирует малые суда для проведений артиллерийских и ракетных стрельб.

Конечно, в России также разрабатываются надувные макеты мишеней, но это в основном касается макетов морских мин. Так, в 2017-м году Минобороны планировало закупить свыше 60 надувных мин-мишеней для Кронштадта и Каспийска с целью тренировки личного состава к поражению дрейфующих надводных объектов из стрелкового оружия и высокоточного оружия. Стоит указать, что в сентябре 2019-го года Каспийская флотилия успешно провела учебные стрельбы по имитирующим морские мины мишеням.
Вернуться назад