Танк «Владимир Ленин» - несостоявшийся советский бронеколосс

Гигантоманией, охватившей германских танкостроителей, пытавшихся создать бронированные колоссы, переболели и советские конструкторы. Правда, значительно, раньше, и в гораздо более легкой форме.

«Зимняя война» с Финляндией, с ее ключевым сражением – штурмом линии Маннергейма, остро поставила вопрос о создании тяжелых танков прорыва. Машин, способных совместить мощь штурмовых орудий и мобильность обычных танков. Кроме того, они должны были обладать могучей бронезащитой, способной противостоять не только огню стрелкового оружия, но и артиллерийским снарядам серьезных калибров – танк должен иметь возможность сносить фортификационные сооружения неприятеля, выходя на прямую наводку.


И вот, весной 1940 года, когда линия Маннергейма была уже прорвана, но на Карельском перешейке еще гремели выстрелы, конструкторы Попов и Нухман в инициативном порядке предложили проекты сверхтяжелых трехбашенных танков прорыва ВЛ-С1, ВЛ-С2 и ВЛ-С3 (Владимир Ленин).


Масса этих машин, даже по современным меркам, должна была быть просто чудовищной: от 260-460 тонн, в зависимости от варианта исполнения. Согласно проекту, танки имели три башни: одна основная и две дополнительных. Защита противоснарядная гомогенная. Для корпуса танков должны были использоваться бронеплиты толщиной 40, 60, 75 и 125 мм. Большие габариты танков и количество башен обуславливали количество членов экипажа — 15 человек (командир, помощник командира по тех. части, радист, 4 заряжающих, 4 наводчика, моторист, 2 механика-водителя, электрик). Для посадки и выхода членов экипажа использовались два люка в днище и два люка в крыше.


Танки предполагалось оснастить 130-мм морской пушкой Б-13 или 305-мм орудием Б-23 (боекомплект 100 выстрелов). Пушка должна была устанавливаться во вращающейся башне и предназначалась для борьбы с дотами и долговременными укреплениями. Для борьбы с мелкими опорными пунктами предполагалось использовать две 76-мм пушки (боекомплект 300 выстрелов). 7,62-мм пулеметы ДТ предусматривались для борьбы с пехотой и авиацией противника (боекомплект пулеметов 15 000 патронов).


Любопытно, что в танке предполагалось два поста управления — в передней и задней части танка, совсем как в пригородной электричке. Поскольку габариты и масса не позволяли машине быстро разворачиваться на месте, вопрос с обеспечением маневренности решили таким образом.


Из тех же соображений «бронемонстр» снабжался четырьмя тяговыми электродвигателями (по два в передней и задней частях танка), работавшими на четыре ведущих колеса. На танке с каждого борта имелось по две пары гусениц. Передние тяговые двигатели работали на передние ведущие колеса, приводящие внутреннюю пару гусениц, задние двигатели — на задние ведущие колеса, приводящие внешнюю пару гусениц. Подвеска — пружинная, балансирная. Прототипом подвески стала подвеска самоходки СУ-14.


Перед разработчиками встал, пожалуй, один из самых серьезных вопросов – транспортировка гигантских боевых машин к театру боевых действий. Было очевидно, что перевезти эту махину на существующих железнодорожных платформах невозможно. В качестве решения данной проблемы предлагалось перед транспортировкой разбирать танк, а затем, на месте назначения осуществлять его сборку. Учитывая размеры и вес конструкций, было ясно, что штатные ремонтные мастерские с такой задачей не справятся, речь шла о создании мобильных сборочных цехов, с мощными подъемными кранами.


В качестве компромисса был предложен «облегченный» вариант «Владимира Ленина» - С3, с меньшей массой и уменьшенным боекомплектом. 76,2 мм орудия предполагалось на нем заменить танковыми пушками 45 мм. Теоретически его могли транспортировать по железной дороге без разборки.


Тем не менее, когда были просчитаны все аспекты эксплуатации этих колоссов и их логистическое обеспечение, проект был закрыт, и порождения советской гигантомании не были реализованы в металле. Что нельзя расценить иначе, чем победу здравого смысла и практичности.


Борис Дмитриев

Вернуться назад