Танк Mk-V Страны Советов

Трофеями молодой Красной Армии в Гражданской войне стали, помимо всего прочего, и «сухопутные линкоры» Первой мировой войны – британские тяжелые танки Mk-V «Риккардо», известные также под прозвищем «Большой Вилли». Хорошо известны картины, на которых запечатлен эпизод захвата красноармейцами этих грозных машин под Каховкой.

Впрочем, «унаследовали» их не только у армии Врангеля - несколько танков были взяты в качестве трофеев после занятия Архангельска. Всего, после ремонта этой техники, Страна Советов оказалась обладательницей целого полка тяжелых танков Мк-V «Рикардо»  с двумя 57-мм пушками в спонсонах.


Полк состоял из трех боевых рот и одной учебно-боевой роты, а также взвода запасных танков, в общей сложности – 43 единицы.
Во второй половине 20-х годов удалось закупить в Великобритании запчасти, с помощью которых машины прошли капремонт.


Предполагалось, что машины прослужат в рядах РККА до начала 30-х годов, когда произойдет их замена на более современные танки отечественного производства, однако все происходило не столь быстро, и в 1931 году вместо снятия с вооружения «Риккардо» прошли еще одну модернизацию. В спонсонах, вместо 57-мм орудий установили 76,2-мм пушки КТ, сверху была установлена башня от танка БТ-2 с раздельной установкой 37-мм скорострельной пушки и пулемета ДТ.


Всего обновленный танк получил пять пулеметов ДТ (по одному в спонсонах, лобовом и кормовом листах корпуса плюс башенный),  две 76,2-мм пушки, одну 37-мм Б-3 . Был заменен и двигатель с трансмиссией, однако скорость осталась прежней – всего 5 км/ч.
Обслуживал этот тяжеловооруженный тихоход экипаж из восьми танкистов.


Но самое главное, что «британцы» были чуть ли не главной учебной площадкой, через которую прошли несколько «поколений» советских танкистов.

Сняты с вооружения и переданы на хранения все 43 машины были только в середине 30-х годов.


Примечательно, что парк советских «Риккардо» затем пополнился за счет машин, находившихся на вооружении армий прибалтийских республик, вошедших в состав СССР в 1940 году. Но они, скорее всего, модернизацию не проходили.


Впрочем, военная жизнь стареньких «Больших Вилли» на этом не закончилась, им еще предстояло «понюхать» пороху. После нападения на СССР гитлеровской Германии «Риккардо» вернулись в строй. Известно, что несколько машин приняли участие в обороне Таллина и Смоленска.


Но наиболее эффективно действовали эти «ветераны» под Одессой, яростно контратакуя осаждавшие город румынские войска. Причем «Риккардо» действовали в тесном взаимодействии с легендарными одесскими шушпанцерами «НИ» (На испуг) – кустарно забронированными тракторами.


Несколько курьезной была система связи, используемая в этих старых машинах – по телефону.


Поскольку радиостанций на них не было, они, двигаясь вперед, разматывали за собой телефонный кабель. Если учесть их черепашью скорость, невысокую маневренность и прямолинейную траекторию движения, то это техническое решение вполне себя оправдывало и даже, по воспоминаниям участников тех событий, обеспечивало неплохую координацию действий экипажей.


Одесские «Риккардо» с честью били румын два с половиной месяца, причем несколько машин, после того, как «жемчужина у моря» была оставлена, даже были эвакуированы в Крым, где продолжили сражаться с захватчиками.


Как минимум две машины были вывезены гитлеровцами в качестве трофеев в Германию и были выставлены в одном из берлинских парков. Исследователи спорят, какие именно машины это были – «смоленские» или «таллинские». Впрочем, экспонатами они пробыли всего три с небольшим года. В 1945 году их взял на вооружение фольксштурм, они были отремонтированы и, по некоторым данным, даже приняли участие в уличных боях, в качестве подвижных огневых точек. По всей видимости, это и были последние в истории бои «Большого Вилли».


Борис Дмитриев

Вернуться назад