Боевые корабли. Крейсера. Красавчик-неудачник


Да, с 1 января этого года такой страны, как Голландия, официально не существует, так что наш рассказ о легком крейсере ВМС Нидерландов «Де Рюйтер».

Так получилось, что, начав рассказ с участников сражения в Яванском море с японской стороны, получилось перейти к противоположной стороне. «Эксетер» стал первым, и вот теперь настала очередь еще одного участника: легкого крейсера флота Нидерландов «Де Рюйтер».



Нидерланды. Голландия. Нейтралы в Первую мировую, сумевшие проскочить, несмотря на то, что голландские корабли топили все стороны с огромным удовольствием, а колонии грабили точно так же.

В целом, что касалось флота, то флот Нидерландам был нужен. Не только для того, чтобы противостоять внешним врагам, но и для охраны собственных немалых колоний.

Надо сказать, на богатые нефтью, оловом и каучуком голландские колонии с интересом так поглядывала Японская империя, несколько возомнившая о себе и уверовавшая в собственную непобедимость.

Голландцы понимая назревавшие проблемы, решили создать флот для охраны своих колоний. В основном для защиты Индонезии. Основная роль по охране морских районов возлагалась на подводные лодки (32 единицы), а прикрывать их должны были 4 крейсера и 24 эсминца. Правда, вследствие грянувшего очередного кризиса финансирование было сокращено, и не один раз.

Так что к имеющимся крейсерам «Яве», «Суматре» и эсминцам надо было достроить крейсер, 4 эсминца и 6 подводных лодок.


Легкий крейсер "Ява"

Так и появился помощник «Яве» и «Суматре», крейсер «Де Рюйтер». Кризис, который гулял по Голландии, не позволил построить что-то вашингтонское. Денег фактически хватило на легкий крейсер, который планировали вооружить семью 150-мм орудиями.

«Де Рюйтер» был заложен 14 сентября 1933 года, спущен на воду 11 мая 1935 года, вошёл в строй 3 октября 1936 года. 27 февраля 1942 года был торпедирован и потоплен в сражении в Яванском море.

Боевые корабли. Крейсера. Красавчик-неудачник

Водоизмещение:
— стандартное 6442 т;
— полное 7548 т.

Длина 170,8 м.
Ширина 15,7 м.
Осадка 5,1 м.

Бронирование:
— борт: 30-50 мм;
— палуба: 30 мм;
— башни: 100 мм;
— барбеты: 50 мм;
— рубка: 30 мм.

Двигатели: 2 ТЗА «Парсонс», 6 котлов «Ярроу», 66 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания: 11 000 миль на 12 узлах.



Вооружение:
3 х 2 и 1 х 1 орудий 150 мм;
5 х 2 зенитных автомата 40 мм;
4 х 2 пулемета 12,7 мм;
2 пулемета 7,7 мм.

Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта.


К созданию корабля крепко приложились конструкторы из фирмы «Крупп», потому в конструкции корабля явно прослеживаются черты крейсерской серии «К». Схема бронирования была весьма схожа с «Кельнами», но опыт постройки «Явы» позволили создать более современную модель, когда корпус набирался из броневых листов.

Изрядно поработали и над обводами, вообще гидродинамике уделили достаточно внимания, в результате чего крейсер получился шустрым. Более того, при той же силовой установке, что и у «Явы», «Де Рюйтер» был быстрее на 2 узла. Плюс турбины можно было форсировать, и тогда на 15 минут крейсер мог развить скорость в 33,4 узла.

Корабль был разделен на отсеки 21 переборкой. Каждый отсек был оборудован системой для удаления воды в случае затопления.

Помимо всесторонне продуманной системы обеспечения непотопляемости корабля, на нем имелась мощная система пожаротушения. Пороховые и снарядные погреба, котельные отделения были оборудованы пожарной системой орошения. Причем тушить возгорания можно было сразу несколькими способами:
— забортной морской водой из системы шлангов;
— пеной из двух пенообразующих генераторов;
— водой, которая была под давлением пара в котельном отделении;
— водой из системы пожаротушения топливных резервуаров;
— двуокисью углерода из генерирующей установки в котельном отделении.

Несколько слов о вооружении.

Орудия главного калибра были «Бофорсы» немецкого производства калибром 150 мм. Те же, что и на «Кельнах» и некоторых немецких эсминцах, довольно современные и скорострельные.

Расположены они были по ретирадной схеме, шесть орудий в трех двухорудийных башнях и одно на штыревом станке, закрытое щитом. Две башни установили на корме.


Такая схема была предпочтительна при ведении огня на отходе, что было совсем неудивительно, учитывая разницу между голландским и японским флотом.


Баллистические данные орудий «Де Рюйтера» были примерно такими же, как и у артиллерии «Явы», дальность стрельбы — 21 км, масса бронебойного снаряда — 46,7 кг, осколочного — 46,0 кг.

Однако «Де Рюйтер» мог дать совершенно такой же залп, как и «Ява», у которого было 10 таких орудий, но в бортовом залпе могли участвовать только 7 стволов из 10.

Но особого разбора требует зенитное вооружение. Оно было поистине уникальным. Из-за экономии средств голландцы приняли решение вообще не вооружать крейсер универсальными орудиями. Поэтому вместо привычных универсалок калибром 76—127 мм на «Де Рюйтер» установили десять 40-мм зенитными автоматов «Бофорс» модели Mk III в спаренных установках.

Автоматы были довольно скорострельные, паспортная скорострельность заявлялась как 120 выстрелов в минуту, реальная могла быть еще выше, до 150 выстрелов в минуту, если был хорошо тренированный расчет, перезаряжавший обоймы из 4 снарядов вручную.

«Цейссовские» дальномеры вкупе с собственными вычислительными устройствами, да еще стабилизированные в трех плоскостях, имели дистанционную систему наведения из постов управления зенитным огнем.

Тот случай, когда голландцы смогли. Да так, что их систему управления зенитным огнем тут же начали копировать англичане. Система управления была прекрасна, но вот все, что можно было испортить, голландские военные не просто испортили, а испохабили.

Великолепные возможности этой революционной системы практически сводились к нулю ее крайне неудачным расположением. Очень сложно сказать, чем думали создатели корабля, но зенитные автоматы были сконцентрированы в одном месте: на кормовой надстройке.

В итоге крейсер оказался сильно уязвим для авиации с носовых курсовых углов и по той же причине существовала серьезная угроза вывода из строя всей ПВО корабля в результате единственного удачного попадания в кормовую надстройку.

Было, правда, еще легкое зенитное вооружение. Четыре спаренных установки 12,7-мм пулеметов «Солотурн». Две устанавливались на ходовом мостике, а две над носовым дальномерным постом. Это могло, конечно, создать некоторые помехи для атакующих с носа самолетов, но не более того.

Ну а четыре пулемета 7,7-мм в палубных установках вообще не стоит принимать во внимание в качестве зенитного оружия. Равно как два вроде бы зенитных, но учебных орудия калибром 37 мм.

А вот торпедных аппаратов на крейсере не было совсем. В голландской военно-морской доктрине пуск торпед был прерогативой исключительно подводных лодок и эсминцев.


Экипаж крейсера состоял из 35 офицеров и 438 унтер-офицеров и матросов. Стоит отметить то, что все жилые помещения корабля, который должен был служить в тропиках, были просторными, хорошо проветриваемыми и даже оборудованы вентиляционными системами.

Крейсер вообще на редкость широко был обеспечен различным электрическим бытовым оборудованием: электрические прачечные, мойки, полотеры, в общем, все, что могло облегчить экипажу службу.

Вообще, «Де Рюйтер» вполне мог служить образцом в плане продуманности мелких деталей, современными системами и новаторскими подходами. Жаль только, что все новшества совершенно не помогли ему в реальном бою, где крейсер нарвался на не совсем равных ему противников.

Но пойдем по порядку.


Когда 15 мая 1940 года Нидерланды скоропостижно закончились, капитулировав перед Германией, голландский флот в колониях присоединился к союзникам. Голландские корабли занимались в основном охраной коммуникаций и проводкой конвоев.

После вторжения германских войск в Голландию и капитуляции голландской армии войска и флот в колониях остались на стороне союзников. Ост-индская эскадра занималась охраной коммуникаций и сопровождением конвоев в Яванском море и Индийском океане.

7 декабря 1941 в войну вступили Япония и США. А 4 февраля 1942 года произошло первое столкновение голландских кораблей с противником. Эскадра союзников, флагманом которой был «Де Рюйтер», состоявшая из голландского же крейсера «Тромп» и американских крейсеров «Хьюстон» и «Марблхэд» с американскими эсминцами «Бакер», «Булмер», «Эдвардс», «Стюарт» и голландскими «Пьет Хайн» и «Ван Гент» была атакована японскими самолетами.

Японские летчики так отделали «Марблхэд», что его пришлось отправить на ремонт в США. Но это, как оказалось, был не самый плохой расклад.

К американо-голландской эскадре подошли еще британские, австралийские и американские корабли. Союзники собирали все силы для противодействия японской атаке на Индонезию. В течении февраля союзная эскадра пыталась что-то противопоставить японцам. Благополучно потеряв Сингапур, Палембанг, союзники готовились потерять Суматру и Яву.

Перед последним боем 26 февраля соединение, которым командовал Карл Доорман, голландец, имело в своем составе:
5 крейсеров — голландские «Де Рюйтер» (флагман) и «Ява», американский «Хьюстон», английский «Эксетер» и австралийский «Перт»;
9 эсминцев — голландские «Витте де Витт» и «Кортенар», английские «Юпитер», «Электра», «Энкаунтер», американские «Эдвардс», «Олден», «Форд» и «Пол Джонс».

Доорман повел свои корабли к базе в Сурабао, когда получил известие о большом японском конвое буквально в 60 милях. Адмирал повел эскадру на перехват конвоя и запросил прикрытие с воздуха, которое ему не предоставили. Правда, японская авиация не сильно беспокоила союзников.

Зато это сделал отряд японских кораблей в составе трех групп кораблей.

Первая: крейсер «Дзинцу», эсминцы «Юкикадзэ», «Токицукадзэ», «Амацукадзэ», «Хацукадзэ». Вторая: тяжелые крейсеры «Нати» и «Хагуро», эсминцы «Усио», «Сазанами», «Ямакадзэ» и «Кавакадзэ». Третья: крейсер «Нака», эсминцы «Асагумо», «Минэгумо», «Мурасамэ», «Самидарэ», «Харусамэ» и «Юдати».

В принципе, преимущество у японцев было, но не фатальное. Стоит заметить, что у Доормана был приказ атаковать конвой только ночью, какого дьявола он полез на превосходящие силы противника днем, сказать сегодня сложно.

«Де Рюйтер» первым получил прямое попадание снаряда с «Хагуро». Далее бой в Яванском море проходил под полным контролем японцев, которые повредили «Эксетер» и потопили эсминцы «Кортенар» и «Электра».

Далее Доорман продолжал бездарно терять корабли, флагману «Де Рюйтеру» доставалась наравне с остальными, была выведена из строя радиостанция и все команды отдавались прожектором. Можно только представить, насколько такое управление было оперативным и внятным.

Ночью остатки эскадры Доормана натолкнулись на тяжелые крейсеры «Начи» и «Хагуро». В начавшемся бою артиллеристы «Хагуро» засадили 203-мм снаряд в корму «Де Рюйтера», а когда потерявший ход крейсер начал отворачивать, то попали еще в него торпедой.

Одновременно торпеду получила и «Ява». Оба крейсера затонули, уменьшив численность голландского флота на две трети. Последним гениальным приказом Доормана был приказ не подбирать экипажи «Явы» и «Де Рюйтера», чтобы не подвергать опасности другие корабли.

Уцелевшие «Хьюстон» и «Перт» благополучно смылись. «Эксетер» был добит на следующий день.

Всего «Де Рюйтер» получил попадание двух 203-мм снарядов и одной 610-мм торпеды с японского тяжелого крейсера «Хагуро». Он продержался на плаву еще около 3 часов и затонул, унеся с собой почти 80% экипажа вместе с горе-адмиралом Доорманом.


В принципе, ход сражения в Яванском море подтвердил первоначальные намерения и расклады союзников. Голландцы рвались в бой и практически все погибли, англосаксы стремились вывести корабли в тыл, поэтому при первом же удобном случае увели и «Эксетер» и «Перт» с «Хьюстоном».

Действительно, зачем британцам, австралийцам и американцам умирать за какие-то там голландские колонии?

В целом же гибель «Де Рюйтера» вызывает удивление. Ну правда, что такое одна торпеда и два снаряда, пусть и 203-мм? Совершенно несерьезно, на мой взгляд.

Крейсер, который был оборудован весьма неплохой системой борьбы за живучесть, — и утонул от далеко не фатальных повреждений. Да, «лонг-лэнс» — это очень мощное оружие, почти полтонны ВВ, но и крейсер – это не миноносец. Это крупный корабль, даже и легкий по классу.

Если подробно ознакомиться с ходом боя в Яванском море, то начинаешь задумываться о том, что и «Де Рюйтер», и «Ява» были потеряны в силу полного нежелания экипажей бороться за свои корабли.

По сути, весьма неплохой корабль был потерян на ровном месте, в совершенно бессмысленном бою. Не нанеся противнику никакого урона, ибо 4 потопленных союзной эскадрой японских транспорта ценой гибели 3 крейсеров и 5 эсминцев – ну явно не назвать результат удачным.

А если оценивать, то «Де Рюйтер» был весьма интересным и красивым кораблем. Продвинутым в плане вооружения и оснащения. Другой вопрос, что делать со 150-мм орудиями против «Начи» и «Хагуро» ему было нечего.

Но как проект, согласитесь, легкий крейсер «Де Рюйтер» был довольно высоким результатом голландского кораблестроения.

Зенитные автоматы иначе разместить – и можно было бы назвать примером для всех.
Вернуться назад