Вest 75 – предтеча «Киллдозера»

После дебюта «Большого Вилли» на полях Первой мировой войны стало очевидно, что армиям, претендующим на статус современных, без танков не обойтись. Вопрос о создании собственных бронетанковых сил встал и перед США, намеревавшихся вмешаться в общеевропейскую «мясорубку».

Если учесть, что большинство танков Антанты были построены на базе выпускаемых в США (по английскому патенту) тракторов «Holt», можно было предположить, что с  созданием американской боевой машины, которая будет, как минимум, не хуже европейских танков, проблем не будет.


Однако американские инженеры подошли к решению этой задачи слишком просто и незатейливо. На производимый компанией «C.L.Best» рельсоукладчик «Холт 75» попросту навесили «броню», склепанную из железных (даже не стальных) листов. Как и рельсоукладчик, «танк» имел две ведущие гусеницы и рулевое колесо спереди, управляемое обычным автомобильным рулем - «баранкой». В носовой части установили орудие, а по бокам – два пулемета, и предложили эту грозную технику военным, которые от нее, что было  вполне предсказуемо, отказались. Танк имел никудышный обзор, плохую маневренность и невысокую проходимость. Так, например, противотанковые рвы и даже траншеи, с которыми справлялся британский Мк1, оказались для его американского собрата непреодолимым препятствием.


Впрочем, первая неудача инженеров «C.L.Best» не обескуражила, и вскоре они предложили армии США второй прототип своего танка под обозначением Tracklayer Best 75 (он же CLB 75).


Теперь машина напоминала собой перевернутую кверху килем лодку. Причем такая форма была придана корпусу вовсе не для того, чтобы изменить угол попадания пуль и снарядов и увеличить прочность защиты, а потому, что такая конфигурация, по мнению конструкторов, позволяла бы танку легко разрывать линии проволочных заграждений.


Другое изменение коснулось размещения пушек (их стало две). Их установили в цилиндрической башне, смещенной в корму. Но самая главная претензия – к обзору, так и осталась актуальной.


Масса  Best 75 колебалась от тринадцати до пятнадцати тонн, вооружение составляла пара 37-мм пушек, количество 7,62-мм пулеметов варьировалось в зависимости от необходимости. Силовая установка была представлена бензиновым двигателем мощностью 75 л.с., который разгонял машину на ровной поверхности до пяти км/ч. Экипаж составляли пять человек. Всего было выпущено два «Беста 75».


Мнение военных о «боевой машине будущего» не изменилось. Сегодня бы, конечно, разработчики через множество лоббистских групп нашли бы возможность «подмазать» шестерни оборонного ведомства, чтобы все же пропихнуть свое оружие в войска. Но, видимо, сто лет назад уровень коррупции в Министерстве обороны США был не столь высок, и «чудо-технику» так и не приняли на вооружение.

Выпущенные танки были использованы для пропагандистских и рекламных плакатов и публикаций, подчас приводивших абсолютно фантастические данные, которые убеждали читающих в надежности, проходимости и безопасности американских «фортов на колесах».


Этой же задаче и послужило участие этого девайса в маневрах Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проводились в том же 1917 году около Сан-Франциско. Этому событию был посвящен даже буклет с картинками, с помощью которого пропагандисты стремились убедить американцев в том, что их страна располагает грозными боевыми машинами.


Примечательно, что спустя восемьдесят семь лет, эта техническая концепция была в США вновь реализована. Причем с куда более драматическими последствиями. Некий ветеран войны во Вьетнаме Марвин Химейер держал небольшой автосервис в городке Гренби, штат Колорадо, после того, как у него был отторгнут участок земли и разрушен его бизнес, он «объявил войну» местным властям. Практически также, как «Бест75» он забронировал бульдозер Komatsu D355A-3 броней, начал крушить здания, принадлежавшие местным властям и цементному заводу компании Mountain Park, с которой у него была тяжба, разрушив в общей сложности 13 зданий. В СМИ и Интернете происшествие получило название «Война Марвина Химейера», а бульдозер назвали KillDozer.


Единственной жертвой инцидента стал сам Химейер покончивший жизнь самоубийством в своем «танке», после того, как он был выведен из строя.


Причем, в отличие от «Беста-75», «Киллдозер» был укреплен куда серьезнее. Гусеничный бульдозер KomatsuD355A после модификаций имел бронированную кабину, толщина которой в некоторых участках достигала более 30 сантиметров. В состав брони входили и цемент, и несколько слоев стальных листов. Таким образом, броня защищала не только от стрелкового оружия, но и от взрывчатки. В итоге тремя взрывами и двумястами пулями бульдозеру не удалось причинить никакого вреда. Затем удалось пробить радиатор и двигатель бульдозера заклинило. Вообще его конструкция была серьезно продумана. Для улучшения видимости в бульдозер были помещены видеокамеры, подключенные к двум экранам в кабине. Объективы камер защищал 7-сантиметровый пуленепробиваемый пластик. Для поддержания нужной температуры в кабине Химейер использовал несколько вентиляторов и кондиционеров, а сжатый воздух помогал очищать видеокамеры от накапливавшейся пыли. В практически герметичной кабине были помещены вода и еда. Химейер уже тогда решил не покидать кабину бульдозера с момента, как сядет в него, поэтому люк он запечатал. Власти высказали предположение, что Марвин мог использовать самодельный кран, что помогло ему установить броню на бульдозер.


Кроме этого, истории известны и другие трактора, превращенные в «танки», или, вернее, «шушпанцеры». Так во время обороны Одессы, находчивые одесситы пугали румынские войска кустарно забронированными тракторами, которые они гордо называли танк НИ-1, что означало «На испуг».

Борис Дмитриев

Вернуться назад