Броненосный Франкенштейн «Вирджиния»: как южане строили монстра, в надежде выиграть войну

История показывает, что изобретательность часто становится побочным продуктом острой необходимости. Многие изобретения первые в своём роде появились на свет только из-за нужды в чём-то принципиально новом для достижения успеха, но одновременно с этим имелась острая необходимость самых обычных вещей и материалов, что не останавливало изобретателей. Так постоянно случалось во время войны в Америке между Севером и Югом.

Удивляет то, что все предпосылки для создания новых технологий у северян были: много квалифицированных инженеров, тонны метала и других материалов, деньги и т.д.. Но, так или иначе, они почти ничего не создали инновационного в те годы. А вот южане, не имея достаточно средств и человеческих ресурсов на осуществление проектов, смогли построить и первую подлодку, которая успешно атаковала судно, и причудливый корабль-броненосец. Впоследствии все их идеи были успешно позаимствованы индустриальным Севером, модернизированы и поставлены на поток. Такова история – одни создают, другие перенимают уже готовое.

«Вирджиния»
«Вирджиния» во всей красе

Фрегат «Мерримак»

В 1855 году спустили головной корабль «Мерримак», который федералисты считали чуть ли не эталоном судостроения. Этот показательный корабль должен был покорять своим видом сердца Европейцев, демонстрируя мощь научной мысли Америки. Несмотря на то, что часть аплодисментов судно успело собрать во Франции и Великобритании, участь его была плачевной.

Фрегат «Мерримак»
Фрегат «Мерримак» (пока его ещё не потопили)

«Мерримак» стоял ещё в Норфолке, ожидая прибытия экипажа, когда началась гражданская война. Из-за стремительно развевающихся событий, выйти из Норфолка корабль не успел, оставаясь на территории врага конфедератов. Вскоре поступил приказ коменданта порта уничтожить судно, сбросить все орудия в воду, а сам корабль сжечь.

Корпус горел до ватерлинии, после чего «Мерримак» затонул. Про корабль забыли, пока не пришло время жёсткой блокады.

Броненосец «Вирджиния»

Безусловно, силы Севера превосходили во всех сферах возможности Юга. Нечего было говорить и о мощи военного флота. Превзойти конфедератов было почти невозможно. Однако южане решили попробовать, несмотря ни на что. Появилась безумная идея создать такой корабль, который невозможно было бы потопить современными средствами и орудиями, то есть броненосец. Но и здесь возникла проблема: кто будет строить, на какие деньги и чем. Фактически обстановка была очень сложной.

Только тогда конфедераты вспомнили о потомлённом «Мерримаке», деревянный остов которого можно было бы использовать. Корабль подняли и стали переделывать под новые нужды. В длину «Мерримак» довольно сильно укоротили, согласно выбранному проекту Стивена.

С самого начала разработчики приняли решение не устанавливать на будущий корабль никаких рангоутов и парусов. Движение броненосца должен был обеспечивать паровой двигатель с приводом на винт. Но и здесь снова возникли проблемы. Взять хороший мотор было неоткуда, поэтому пришлось позаимствовать сломанный двигатель с корабля «Мерримак». С ним пришлось изрядно повозиться, чтобы привести в былую рабочую форму. В какой-то степени движитель починили, но выдавать он мог не более 6 узлов максимум, когда 4 узла считались средней скоростью. В результате получился корабль симбиоз-гибрид «Мерримака» и многих частей от других пароходов.

«Вирджиния» и «Мерримак»
Примерное сравнение кораблей «Вирджиния» и «Мерримак»

Чуть более простая ситуация вышла с орудиями. Их удалось захватить в своё время вместе с норфолковским арсеналом. Совместно с гладкоствольными пушками южане установили на корабль и нарезные орудия, которые были более точными, а гладкостволки более надёжными.

Все понимали, что необходимо было чем-то компенсировать недостаток сил. Поэтому видимую часть корабля сделали неуязвимой, подойдя к вопросу очень тщательно. Однако из-за крайней нужды в металле пришлось выдирать с корнем проложенные железнодорожные рельсы, потом переплавлять их в стальные листы. Болтов для крепления листов тоже не было, их выковывали из всякого хлама, найденного или отобранного у населения. Кстати, железный хлам конфедераты собирали централизованно и очень слаженно. Одного офицера по фамилии Кук за особые старания даже прозвали «мистер Железный Хлам».

Таким образом, стенки корабля были обшиты 20-ю дюймами сосновых брусьев, поверх них 4 дюйма крепких дубовых брусьев, плюс ещё 2 дюйма железных листов.

Сражение на Хэмптонском рейде
Сражение на Хэмптонском рейде

Концовкой всей этой истории стал бой броненосца «Вирджиния» со стороны южан и «Монитора» — со стороны северян. Про результаты здесь говорить мы не будем, так как это уже тема отдельной статьи. Лишь отметим, что взаимные просчёты обоих кораблей и их руководств привели к патовой ситуации, когда ни северяне не могли эффективно противостоять «Вирджинии», ни южане не могли эффективно уничтожать корабли северян.

Вернуться назад