Бронетанковые войска независимой Балтии на фоне финнов и эфиопов

Прибалтийские политики, историки и публицисты сегодня постоянно возвращаются к событиям 1940 года, когда Латвия, Литва и Эстония вошли в состав СССР. На эту тему до сих пор не утихают споры: было ли добровольное присоединение захватом и если да, то почему армии республик не оказали сопротивления, как это, скажем, сделали финны? И была ли у них возможность это сделать?

Возможность сопротивляться есть всегда – как, примерно в то же время, показали эфиопы, довольно успешно противостоящие итальянцам, имевшим абсолютное военно-техническое превосходство. Эфиопы не прекратили сопротивление даже после занятия захватчиками их столицы и большей части территории Эфиопии.


Впрочем, оставив в стороне мотивационные и политические аспекты, зададимся вопросом: а что представляли собой сухопутные силы государств, вошедших в историю под прозвищем «лимитрофы»? А точнее, такая их важная составляющая, как танковые войска, являющиеся на тот момент важным индикатором степени «современности» армии.


Итак, что имели в своих танковых парках Литва, Латвия и Эстония на 1940 год? Особым богатством они, прямо скажем, не блистали. Танков и бронемашин было  немного, и представлены они были в значительной мере устаревшими или откровенно неудачными моделями.


Так, литовская армия располагала двумя танковыми ротами, в каждой – 16 английских легких танков, известных под название «Виккерс 4-тонный».


Еще имелась учебная танковая рота: 12 французских танков Renault FT, времен Первой Мировой войны. Кроме этого, в войсках имелось шесть шведских бронеавтомобилей Landsverk L-182 и четыре старых немецких бронеавтомобиля Ehrhardt/Daimler.


В латвийской армии вся бронетехника находилась в составе технической дивизии. Танки в ней были представлены пятью английскими машинами времен Первой Мировой Мk. V, прозванными «Большой Вилли», шестью итальянскими Fiat 3000B, и 18 легкими английскими «Виккерс  «6-тонный».


Шесть «Виккерсов» были вооружены 40-мм пушками, остальные имели только пулемет. Также имелось семь бронеавтомобилей времен Первой Мировой и одна английская танкетка Vickers Carden-Loyd.


Бронетехника эстонской армии включала шесть польских танкеток TKS (созданных на базе той же английской машины Carden-Loyd Mk VI), купленных в 1938 году, четыре британских Mk.V и 12 старинных французских танков Renault FT.
Еще в эстонской армии были бронеавтомобили. 12 модернизированных по эстонскому же заказу британских бронеавтомобилей фирмы «Кросли». Кроме них в распоряжении эстонских военных было до двух десятков шушпанцеров – кустарно исполненных «гантраков», построенных еще в 1918-1920 годах и уже утративших всякую боевую ценность.
Впрочем, нельзя сказать, что войска «маленьких, но гордых» республик были вооружены сплошь металлоломом. Так, например, тот же «Виккерс 6-тонный»  вообще можно было смело назвать «экспортным бестселлером», который активно закупали многие страны.  На тот момент трудно было назвать этот танк  «рухлядью».  Его 40-мм пушка в то время представляла серьезную угрозу для большинства существовавших танков.


Между прочим, финны, яростно и довольно успешно сопротивлявшиеся Красной Армии, имели в своих танковых войсках только древние Renault FT и несколько танкеток Carden-Loyd.


Добавим, что подобным образом были вооружены многие европейские страны, в том числе и куда более богатые, чем «лимитрофы». Так что разговоры о том, что прибалты не сопротивлялись захвату со стороны СССР потому, что было нечем, едва ли состоятельны. Не сопротивлялись – потому что не хотели. Да и захвата не было. Было именно присоединение, с соблюдением всех необходимых процедур…


Борис Джерелиевский

Вернуться назад