The Guardian (Великобритания): журналист увольняется в знак протеста против решения «Аль-Джазиры» не показывать расследование об олигархе

Офис

Телекомпания «Аль-Джазира» (Al Jazeera) находится в центре скандала, связанного с намерением убрать из эфира расследование клеветнической кампании против лондонского бизнесмена, чей русский тесть, магнат горнодобывающей промышленности, явно поссорился со своими конкурентами, у которых есть связи с Кремлем.

Журналист, который вел это расследование, Уилл Джордан (Will Jordan), проработавший в этой телекомпании десять лет, уволился в знак протеста против этого решения, которое, по его словам, равносильно цензуре.

В «Мутном деле» (Fishy Business) шла речь о том, как враги Александра Щукина, арестованного по обвинению в вымогательстве, искали поддержки британских парламентариев и членов Палаты лордов, пытаясь добиться того, чтобы дочери олигарха, Елене, и его зятю Ильдару Узбекову, выписали ордер на арест имущества неясного происхождения, чтобы их активы были заморожены.

В рамках расследования, которое велось в тандеме с собственным расследованием газеты «Обсервер» (The Observer), была изучена роль, которую сыграли обладающие хорошими связями российские лоббисты, журналисты и посредники в продвижении фильма «Кровавые угольные деньги» (Blood Coal Money), где утверждалось — без каких-либо доказательств — что Щукин стоял за исчезновением управляющего шахтой в Сибири.

Фильм, лондонскую премьеру которого отменили, когда Узбеков подал в суд, был частью якобы народной массовой кампании, которую начали сибирские шахтеры, стремившиеся добиться справедливости для пропавшего управляющего.

На самом деле, как показано в расследовании «Мутное дело», это была прежде всего попытка завладеть активами семьи Щукиных, — исходящая от влиятельных бизнесменов, некоторые из которых заявляют, что близки к президенту Путину.

«Моя семья стала жертвой попытки организовать клеветническую кампанию, — сказал Узбеков изданию „Обсервер". — Именно так действуют российские олигархи в наши дни — с помощью кампаний в СМИ, фальсификаций, взлома и наглой эксплуатации западных правительств и правовых систем, включая парламент Великобритании. Тем не менее на этом все не заканчивается, — нам уже несколько раз угрожали расправой».

По слухам, в заявлении Джордана об увольнении объемом 3000 слов утверждается, что несколько сторон, представляющих интересы России, противодействовали трансляции расследования, назначенной на конец лета.

Причины, по которым трансляция была отменена, неясны. «Аль-Джазира» от комментариев отказалась.

Решение было принято в щекотливый момент.

Хотя телекомпанию финансирует правительство Катара, оно настаивает на том, что «не осуществляет никакого редакторского влияния или контроля».

Противники телекомпании утверждают, что это не так, и хотят, чтобы «Аль-Джазира» была зарегистрирована в качестве иностранного агента в министерстве юстиции США. Тогда в ней видели бы оружие пропаганды наподобие «России сегодня» (Russia Today), что подорвало бы репутацию телекомпании как поставщика независимой журналистики.

По имеющимся сведениям, руководство «Аль-Джазиры» было обеспокоено самим характером темы расследования «Мутное дело». Взломанные электронные письма, связанные с черной пропагандистской кампанией, оказались сфабрикованными, так что нелегко докопаться до правды о том, кто за ней стоит, каковы были ее мотивы и цели. «Обсервер» опубликует собственное расследование этого дела в воскресенье.

Вернуться назад