США «втюхивают» своим союзникам «сырые» F-35

Заместитель министра обороны США Эллен Лорд фактически подвела черту под агрессивной маркетинговой кампанией по продвижению «самолета будущего» F-35, который в одном лице должен был заменить истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик, штурмовик и фронтовой бомбардировщик.

Выступая на брифинге для СМИ, заместитель главы оборонного ведомства по вопросам приобретения и обеспечения Эллен Лорд объявила, что F-35 «в целом хороший самолет», но Пентагон пока что не готов начать его массовые закупки. Как так? Почему ВС США отказываются от «лучшего в истории самолета»? Впрочем, речь идет не об абсолютном отказе, а только о неготовности начать массовые закупки (компания «Локхид Мартин», добивается заключения контракта на 478 машин). Госпожа Лорд объяснила это тем, что  F-35 не прошел тестирование по программе, испытывающей возможности самолета в различных угрожающих ситуациях.


В качестве причины, повлекшей это решение, называется необходимость завершения тестирования машины по программе JSE, которая предусматривает моделирование поведения F-35 в ряде сценариев высокой угрозы. Подсластив пилюлю «Локхиду», замминистра отметила: «Тем не менее, мы продвигаемся вперед с этой программой: самолеты выполняют ее исключительно хорошо, и мы очень рады прогрессу».
Однако чуть ранее она заявила, что Пентагон будет готов через тринадцать месяцев приступить, нет, не к массовым закупкам, а только к «возобновлению обсуждения»  времени их начала. Очевидно, что «прогресс» не такой уж и стремительный, и самолеты проходят тестирование не так уж «исключительно хорошо». 


Таким образом, Эллен Лорд фактически признала, что F-35 сегодня является настолько «сырым», что о его поставках в войска не может быть и речи. То есть, доработка машины в условиях войсковой эксплуатации исключена. Более того, у Пентагона нет уверенности, что «Локхид Мартин» сумеет «довести» самолет хотя бы за год. Нужно отметить, что проблемы F-35 связаны с вопросом защищенности или управляемости в экстремальных условиях. Иначе говоря, касаются важнейших функций боевого самолета.


Иных причин для того, чтобы откладывать массовое производство как минимум на год, нет. Но дело в том, что США уже поставили самолеты тем своим союзникам, которые участвовали в программе F-35 и финансировании его разработки и выпуска. То есть, им были переданы откровенно «сырые» и недоработанные машины, которыми ВВС США по этой причине пока что отказываются вооружаться.


В такой ситуации нельзя исключить и того, что это было сделано, в том числе и для того, чтобы при «доводке» самолета для американских войск собрать и обобщить опыт его первичной эксплуатации союзниками. Превращая их, таким образом, в «подопытных кроликов», да еще за их же деньги.


Борис Джерелиевский

Вернуться назад