«Большая Берта» – классика жанра

К Первой мировой войне тяжелая артиллерия Германии как по качеству, так и по количеству (3500 стволов) оставила своих противников далеко позади. И до конца боевых действий немцам удавалось сохранять с англо-французскими войсками паритет, а по некоторым позициям и превосходить их. В 1918 году кайзеровская тяжелая артиллерия составила 1660 батарей, в которых имелось 7860 тяжелых орудий.

Придавая фактору мощности артогня ключевое значение, армия Германии уже с самого начала войны активно применяла максимальный калибр – 420 миллиметров. Такие орудия использовались как при осаде бельгийских и французских крепостей, так и на русском фронте.

Быстрое падение ряда первоклассных крепостей объяснялось во многом ошеломляющим эффектом от воздействия снарядов очень крупного калибра. Например, один из фортов крепости Намюр пал после первых же четырех 420-мм снарядов, выпущенных по нему. Результат разрушений был сфотографирован и передан на соседний форт, гарнизон которого, потрясенный увиденными разрушениями, сдался без боя. 420-мм снаряды падали на Льеж, Антверпен, Мобеж, Верден, Осовец и Ковно.

Постепенно удалось установить разрушительную специфику воздействия 420-миллиметровки на свои цели.

Боеприпасы «Берты»

Немцы применяли 420-мм боеприпасы трех типов: минные снаряды – они были тонкостенными с большим количеством взрывчатки (до 150 килограммов), бронебойные, которые несли очень малый разрывной заряд, и промежуточные или полубронебойные.

Снаряд оставлял в земле воронку до шести метров глубиной и до 13 диаметром, а при стрельбе по зданиям создавал брешь 8–10 метров

Бронебойные снаряды особенно эффективно себя зарекомендовали при работе по башенным броневым артиллерийским установкам, например, в Льеже. Полубронебойные в основном применялись для разрушения бетонных сооружений. Особенно важно это было потому, что если вертикальная бетонная стена толщиной несколько метров пробивалась уже 305-мм снарядом (этому способствовала большая скорость в момент удара, и взрыв, происходивший уже в толще бетона, наращивал эффект от такого удара), то поражавшиеся гаубичными снарядами (имевшими малые скорости) горизонтальные плиты для увеличения разрушающего воздействия требовали большей массы боеприпаса и соответственно большего калибра. Именно данное обстоятельство и стало решающим фактором в деле создания 420-мм орудий. Данный калибр разрушал железобетонные плиты толщиной до 1,6 метра, а бетонные плиты по опыту Вердена – толщиной 5,5 метра.

По остальным целям чаще всего применялись минные снаряды. Огонь по земляным сооружениям вследствие мощного фугасного действия и углубления снаряда в землю до восьми метров был сокрушителен – рвы, брустверы, гласисы, внутренности фортов сравнивались с землей, превращаясь в лунный ландшафт. Снаряд оставлял в земле воронку до шести метров глубиной и до 13 метров диаметром, а при стрельбе по зданиям формировал брешь 8–10 метров. Единственного попадания в каменную постройку оказывалось достаточно для ее уничтожения. В кирпичных устаревших укреплениях, как в крепостях Ковно и Мобеж, 420-мм снаряд производил разрушения не только в точке взрыва – мощь фугасной волны, распространяясь по переходам и коридорам, обрушивала стены.

От 420-мм снаряда не спасали и блиндажи – они заваливались, даже находясь на 12-метровой глубине. Находившиеся в закрытых помещениях люди уничтожались силой газов, образовывавшихся при взрыве. Например, разрыв 420-мм снаряда, произошедший у входа в блиндаж Ковенской крепости, отбросил 15 человек к противоположному концу укрепления, убив их одним лишь фугасным воздействием (тела внешне остались целыми).

Технические особенности орудия

Каковы же особенности и тактико-технические характеристики этого орудия? 420-мм мортира L16 появилась в качестве ответа на строительство французами мощных оборонительных сооружений на границе с Германией.

В 1906 году фирма «Крупп» получает заказ на создание артиллерийского орудия, способного пробить броневую плиту толщиной 300 миллиметров или трехметровое бетонное перекрытие. Поскольку 305-мм мортиры оказались для этих задач слабоваты, для нового орудия выбрали калибр 420 миллиметров, позволяющий вести стрельбу сверхмощными 1200-килограммовыми бетонобойными и бронебойными снарядами.

Первая 420-мм мортира появилась в 1909 году. До начала войны было изготовлено пять орудий этой системы, а в ходе войны – еще пять плюс 18 запасных стволов к ним.

Длина ствола, состоявшего из внутренней трубы и кожуха, составляла 16 калибров, нарезной его части – 12,6 калибра. Масса ствола достигала 22 тонны. Затвор был поршневым.

Ствол установили в люльке, которая с помощью цапф была закреплена на верхнем поворотном станке лафета. Для противодействия откату над стволом закрепили два гидравлических тормоза, а под стволом смонтировали накатник с двумя пневмоцилиндрами.

Верхний станок с возможностью поворота устанавливался на массивной тумбе, которая в свою очередь крепилась к бетонному основанию. Подъемный и поворотный механизмы орудия имели ручной привод.

Огонь велся при углах возвышения 43–63 градуса, а в горизонтальной плоскости орудие можно было наводить в секторе ± 22,5 градуса.

Основным снарядом считался бронебойный массой 1160 килограммов, содержавший 25 килограммов взрывчатки. Стрельба велась с использованием семи переменных пороховых зарядов, причем полный заряд обеспечивал снаряду начальную скорость 400 метров в секунду, достаточную для поражения цели на дистанции 12,5 километра.

Если конструкция бронебойного снаряда была неизменна в течение всей войны, то фугасный снаряд претерпел значительные изменения. Первоначальная масса последнего с 920 килограммов была уменьшена до 800, и благодаря этому начальная скорость возросла до 450 метров в секунду, а дальность стрельбы – до 14,1 километра (масса взрывчатки уменьшена с 144 до 100 килограммов). В течение часа мортира могла произвести восемь выстрелов.

Боевой опыт доказал силу орудия. В качестве проблем назывались лишь недостаточный сектор обстрела и особенно вопросы транспортировки и установки орудия на огневой позиции. Последнее неудивительно, ибо мортира в боевом положении весила 105 тонн (плюс 45 тонн масса основания). Для транспортировки требовалось 10 железнодорожных платформ грузоподъемностью до 25 тонн, естественно, это обусловливало привязку огневой позиции к железнодорожному пути.

Погрузка частей орудия на платформы и сборка мортиры на огневой позиции производились с помощью крана грузоподъемностью 25 тонн. Подготовка огневой позиции, включая рытье котлована для орудийного основания, обычно занимала примерно сутки.

420-мм крупповская мортира M-Gerat была более легкой. Первая мортира этой системы была заказана в 1912 году, еще одна – в 1913-м, а после начала войны было заказано еще 10 мортир.

Основные конструктивные элементы мортиры: ствол с затвором, люлька с противооткатными приспособлениями, однобрусный коробчатый станок с колесами, щитовое прикрытие и прицельные приспособления. Мортира имела ствол-моноблок, снабженный клиновым затвором. Его длина составляла 11,9 калибра (нарезной части – 9 калибров). Масса ствола не превышала 13 400 килограммов. Ствол устанавливался в люльке, над стволом монтировали тормоз отката, а под ним – пневматический накатник. Основанием люльки являлся верхний станок, соединявшийся с нижним станком таким образом, что с помощью зубчатого подъемного механизма в вертикальной плоскости наводка орудия могла осуществляться в диапазоне от 0 до 65 градусов. Заряжание орудия производилось при горизонтальном положении ствола. Наведение в горизонтальной плоскости в секторе ± 10 градусов выполнялось исключительно за счет перемещения хоботовой части станины по сошнику (для этого имелся соответствующий зубчатый поворотный механизм).

Мортира стреляла фугасными снарядами L/3,6 массой 810 килограммов, содержавшими 114 килограммов взрывчатки и n/A массой 800 килограммов с зарядом 100 килограммов взрывчатки. Начальная скорость обоих снарядов составляла 333 метров в секунду, дальность стрельбы – 9300 метров. В 1917 году появился бронебойный снаряд массой 400 килограммов и зарядом 50 килограммов взрывчатки. При начальной скорости 500 метров в секунду этот снаряд мог поражать цели на дальности до 12 250 метров.

Для подачи снарядов и зарядов к казенной части ствола на левой стороне станины смонтировали подъемный кран с ручным приводом. С его помощью лотки со снарядами и зарядами поднимались с грунта или транспортных тележек и укладывались на направляющие, закрепленные на станине. По этим направляющим снаряды и заряды вручную проталкивались в зарядную камору ствола.

Мортира транспортировалась в виде трех повозок. Плиты основания и принадлежности размещались на отдельной повозке.

Впервые 420-мм мортиры M-Gerat были применены против фортов Льежа в августе 1914 году, а затем активно использовались на Западном и Восточном фронтах.

Германская «Большая Берта» стала визитной карточкой кайзеровской армии и повлияла решающим образом на судьбу ряда крепостей и укрепленных районов.

Алексей Олейников,
доктор исторических наук

Опубликовано в выпуске № 39 (802) за 8 октября 2019 года

Вернуться назад