Отменить нельзя оставить. Поможет ли авиации освобождение импортных самолетов от НДС?

Отечественные авиаперевозчики традиционно покупают иностранные самолеты, регистрируя их за пределами России. Правительство намерено в корне изменить эту ситуацию, прописав в законодательстве отмену НДС при ввозе и регистрации лайнеров в России. Однако планируемая льгота может сказаться на и без того непростом положении дел в отечественном авиастроении. Подробности – в материале «ФедералПресс».

По словам премьера, Дмитрия Медведева, нулевую ставку НДС предлагается применять и при продаже самолетов, и при их передаче в лизинг. Правда, речь идет о воздушных судах, зарегистрированных в государственном реестре. Для авиакомпаний, которые имеют самолеты, зарегистрированные за пределами России, предусматривается переходный период до 1 января 2023 года. В течение него НДС на «прописанные» в зарубежных реестрах самолеты и перерегистрируемые в России взиматься не будет.

Кроме того, в законопроекте предусматривается освобождение от НДС для импорта авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих, которые нужны для производства, модернизации либо же ремонта в России гражданских воздушных судов. «Это позволит снизить издержки авиастроителей», – отметил Дмитрий Медведев.

Проблеме не первый год

Отраслевые эксперты указывают, что проблема регистрации самолетов назрела давно. «Порядка 95 % самолетов, эксплуатируемых в России, зарегистрированы в иностранных юрисдикциях, и российские регуляторы, в первую очередь Росавиация, не имеют возможности осуществлять полноценный контроль за состоянием этого парка судов, так как эти функции возложены на страну регистрации самолета», – говорит Александр Бахтин, инвестиционный стратег «БКС Премьер».

Более половины авиапарка России не соответствует требованиям Росавиации

Сходной с ним точки зрения придерживается и директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков: «Это даст возможность соответствующим органам контролировать их состояние, порядок, сроки и качество технического обслуживания. Согласно международным правилам, эти вопросы возлагаются на страну регистрации воздушного судна, а значит, российские регуляторы власти не имеют сейчас такой возможности, так как большинство самолетов, которые эксплуатируются в стране, зарегистрированы в других странах. В случае принятия данного документа это может побудить перевозчиков регистрировать суда в России, что усилит контроль над состоянием воздушных судов».

Действительно, контроль за техническим состоянием самолетов не помешает усилить. Пожар на борту Sukhoi Superjet 100, произошедший в мае в подмосковном аэропорту Шереметьево и унесший жизни 41 человека, – наглядное тому подтверждение.

Перевозчики российские, самолеты бермудские

Есть еще один нюанс, связанный с освобождением ввоза самолетов от НДС, – финансовый. Обычно воздушные суда приобретаются российскими перевозчиками в лизинг и при стоимости лайнера 75–100 млн долларов им надо еще платить НДС по ставке 20 % (или 15–20 млн долларов соответственно). Через 10–15 лет эксплуатации любая авиакомпания может продать лайнер назад по остаточной стоимости, сэкономив тем самым немалые деньги. Однако остаточная стоимость самолета, зарегистрированного в России, окажется существенно меньше, чем если бы он был «прописан» где-нибудь на Бермудских островах. Причина подобного парадокса – несоответствие принятой в нашей стране нормативной базы по поддержанию летной годности лайнеров международным стандартам.

Перевод же самолета из российского реестра в иностранный, чтобы можно было его продать подороже, – задача не из легких: для него требуется получить сертификат летной годности по международным стандартам, а это процесс долгий и затратный. Вот поэтому-то отечественные авиакомпании и предпочитают при покупке самолетов сразу же регистрировать их за рубежом во избежание лишних хлопот в будущем. Приобретают они их часто тоже c помощью западных лизинговых фирм.

Маленькая хитрость

Впрочем, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. «Непонятно, насколько отечественные авиаперевозчики готовы вносить в реестр суда иностранного производства, поскольку уже обладают льготой по уплате НДС, и как поведут себя зарубежные лизингодатели, которые ранее отказывались от перерегистрации, мотивируя это различиями российских норм летной годности по сравнению с международными», – указывает Александр Бахтин.

По его словам, в настоящее время в России действует режим временного ввоза иностранных воздушных судов. Согласно его условиям, зарубежные самолеты, эксплуатируемые в нашей стране, НДС не облагаются. Действие режима должно завершиться в 2020 году.

«Все обсуждение отмены НДС крутится вокруг этого временного режима – продлевать его или нет. Особенность ситуации заключается в том, что в случае отмены режима авиакомпаниям придется платить 20 % НДС при покупке каждого нового судна. Поэтому, чтобы сэкономить, они могут попросту прекратить обновлять парк судов», – добавляет Александр Бахтин.

Вернуться назад