Иранский ОБТ «Каррар». Провал или успех?

Весной 2017 года иранская промышленность впервые представила перспективный основной боевой танк «Каррар» («Атакующий»). Утверждалось, что до конца года эта машина пойдет в серию, а в течение нескольких следующих лет армия и Корпус стражей Исламской революции получат порядка 800 таких ОБТ. Такие планы пока не выполнены, но все еще остается актуальным вопрос характеристик и возможностей новейшего иранского танка.

Напомним, ОБТ «Каррар» был разработан Ираном самостоятельно, хотя его конструкция основывается на решениях и агрегатах, заимствованных у советской или российской техники. Проектные работы велись в течение нескольких лет, а в марте 2017 г. общественности представили первый опытный образец. Теперь танк должен пойти в серию, однако сроки начала производства несколько раз смещались.

Чем хорош танк

Применение заимствованных идей привело к появлению танка с мощной противоснарядной защитой. Сварные корпус и башня «Каррара» имеют комбинированную защиту лобовой проекции, усиленную блоками динамической защиты. Кормовые и бортовые участки брони прикрыты режущими экранами.

ОБТ "Каррар" на полигоне

Точные параметры комбинированной и динамической защиты танка неизвестны, и потому имеют место самые разные оценки – от чрезмерно завышенных до неоправданно заниженных. Впрочем, есть все основания полагать, что по уровню защиты «Каррар» не уступает ряду зарубежных ОБТ, таких как Т-72 или M1 первых модификаций, либо может сравниться с более совершенными образцами, имеющими накладные элементы.

Основное вооружение «Каррара» – гладкоствольное орудие-пусковая установка, представляющее собой копию советского/российского изделия 2А46(М). В недавнем прошлом Иран также смог скопировать наш комплекс управляемого вооружения 9К119М «Рефлекс» с ракетой 9М119М «Инвар» и некоторые другие боеприпасы для 125-мм систем. Копия 2А46(М) сопряжена с автоматом заряжания, однако основная часть боекомплекта, по-видимому, перевозится не в корпусе, а в корме башни.

По разным данным, ОБТ «Каррар» комплектуется системой управления огнем типа КАТ-72 или ее модернизированным вариантом. В основе этой системы лежит словенская СУО Fotona EFCS3-55, закупавшаяся ранее для других иранских танков. Совершенствование электроники осуществляется как своими силами, так и при помощи китайских наработок. СУО собственной иранской разработки позволяет реализовывать потенциал имеющегося артиллерийского и ракетного вооружения.

С учетом современных угроз и тенденций «Каррар» оснастили боевым модулем с пулеметом. Дистанционно управляемая система позволяет осуществлять самооборону без риска для танкистов. Любопытно, что в разное время на опытных ОБТ фигурировали разные модули. Все такие изделия имеют собственные средства наблюдения, которые, вероятно, предлагается использовать в качестве панорамного прицела командира.

Чем плох танк

Целый ряд черт ОБТ «Каррар» можно считать как неоднозначными особенностями, так и существенными недостатками. В некоторых случаях таким оценкам способствует отсутствие точных данных, тогда как в других проблемы хорошо известны и даже очевидны.

Согласно зарубежным источникам, иранский танк может оснащаться местной версией дизельного двигателя В-84 мощностью 840 л.с. Боевая масса заявлена на уровне 51 т, что дает удельную мощность не более 16,5 л.с. на т. Максимальная скорость на шоссе заявлена на уровне 65-70 км/ч. Низкая удельная мощность может серьезно ограничивать подвижность на пересеченной местности. Для получения подвижности на уровне современных ОБТ иранский «Каррар» нуждается в двигателе мощностью не менее 1000-1100 л.с. Насколько известно, Иран пока не может сделать такой двигатель, что мешает танкостроению.

Вид с другого ракурса

Большие вопросы вызывают СУО и ее компоненты. Не имея собственного опыта в этой сфере, Иран вынужден дорабатывать зарубежные системы, причем с помощью импортной элементной базы. Каковы реальные результаты такого подхода – достоверно неизвестно. В основе СУО для «Каррара» лежит неплохой зарубежный образец, однако его уже нельзя назвать в полной мере современным.

Серьезной проблемой с точки зрения современных концепций является недостаточная ситуационная осведомленность командира. Следить за обстановкой предлагается при помощи перископов на люке, а также с использованием оптики дистанционно управляемого боевого модуля. Куда более полезным для танка был бы полноценный панорамный прицел командира.

Иран не смог полностью скопировать танковый КУВ «Рефлекс-М» и использует некоторые устаревшие его компоненты. Известно, что используемая система управления ракетами не имеет сопряжения с тепловизионным прицелом СУО. Как следствие, возникают новые неоправданные ограничения по применению ракетного вооружения, сокращающие общий потенциал танка.

Необходимо отметить, что самые большие проблемы ОБТ «Каррар» связаны не с техническими решениями и компонентами. Как конкретный проект, так и все иранское танкостроение сталкивается с рядом характерных трудностей технологического и производственного характера. В нынешних условиях, из-за экономических и технологических ограничений, Иран не может массово выпускать все желаемые образцы вооружений и техники.

В контексте реальных перспектив танка «Каррар» можно вспомнить историю предыдущего иранского проекта – «Зульфикар». Эти ОБТ пошли в серию в 1996 году, а в дальнейшем на их основе создали две улучшенные модификации. Однако общий выпуск трех версий «Зульфикара» до сих пор не превысил 250-300 единиц. Причины этого очевидны: общая сложность разработки современного танка и отсутствие необходимого опыта, усугубленные недостаточным развитием нужных отраслей.

Очевидно, что опыт разработки «Зульфикара» и модернизации импортных танков положительным образом сказался на возможностях промышленности, но его не стоит переоценивать. Реальный потенциал иранского танкостроения демонстрирует и судьба самого «Каррара». Этот танк показали в 2017-м и тогда же пообещали выпустить первые серийные машины до конца года. В середине прошлого году официальные лица вновь говорили о скором запуске серии. Наконец, аналогичные заявления прозвучали в январе 2019-го.

Танк в иной раскраске и с другим оснащением

Таким образом, прошло больше двух лет, а производство бронемашины до сих пор не налажено. Реальные сроки строительства серийных «Карраров» до сих пор остаются неизвестными.

Неоднозначный проект

Иранский проект ОБТ «Каррар» имеет сильные и слабые стороны, но их соотношение далеко от идеального, что может привести к печальным последствиям. На данный момент нет никаких оснований полагать, что планы по выпуску 800 танков для сухопутных войск и КСИР будут выполнены. О строительстве всей этой техники в разумные сроки речи пока не идет.

В рамках проекта «Каррар» иранская промышленность, широко используя чужие наработки и технологии, смогла создать собственный вариант основного боевого танка третьего поколения. Эта машина способна решать все основные боевые задачи, однако ее реальные возможности могут быть серьезно ограничены. Ее не стоит сравнивать с танками новых моделей или с последними модернизациями существующей техники. «Каррар» может быть достойным конкурентом только для сравнительно старых образцов.

Из всего этого следует несколько основных выводов. Следует признать, что Иран действительно смог создать собственный проект основного боевого танка, но получившаяся машина не может считаться в полной мере современной и отвечающей всем нынешним требованиям. На фоне передовых образцов из ведущих стран она выглядит недостаточно совершенной. При этом Иран не имеет возможности быстро наладить полномасштабный выпуск новой техники и компенсировать отставание в качестве за счет количества.

Таким образом, проект ОБТ «Каррар» пока больше похож на неудачу. Если этот танк удастся довести до серии и эксплуатации в армии, можно будет говорить об ограниченном успехе. Однако и в этом случае Иран пока не сможет поспорить с мировыми лидерами танкостроения.

При всех имеющихся проблемах и затруднениях, иранское танкостроение продолжает работу. Предпринимаются попытки создания и запуска в производство новых образцов с целью перевооружения армии. Результат таких работ пока оставляет желать лучшего, но стремление развивать свою оборонную промышленность для выполнения требований вооруженных сил достойно похвалы. Конечно, более скромной, чем полагается при полном и своевременном выполнении всех планов.

Вернуться назад