Космическая отрасль США не способна создать аналог РД-180

Автор Telegram-канала «Ватфор» на фоне иска Илона Маска к правительству США из-за РД-180 разглядел в этой истории глубокий смысл: у американцев нет шанса на успешное импортозамещение.

Американские стратеги из Конгресса, в 2014 году сделавшие громкое заявление об отказе от российских двигателей для космической ракеты «Атлас-5», погорячились. Их идея произвести аналог силовой установки РД-180 производства РФ в ближайшие годы не может быть реализована. Виной тому не только недальновидность, но и так называемые «распилы» государственных денег, прикрываемые показухой.

Процессы в космической отрасли, казалось бы, должны происходить на космических же скоростях. Однако в Америке они продвигаются с темпом улитки. Не прошло и четырех лет, как военно-воздушные силы США объявили тендер на разработку аналога РД-180. Для американцев это важная задача.

С одной стороны (репутационной), им нужно показывать миру, как они «прессингуют» Россию – не только санкциями, но и отменой контрактов, а значит, лишением прибыли. С другой, уже практической стороны, Пентагону необходимо эксплуатировать «Атлас-5», который в числе прочего выводит на орбиту военные спутники. Но ни одна из этих задач не решена.

Фото: politexpert.net/ «ПолитЭксперт»

Конкурс на разработку аналога РД-180 завершен. 2,3 миллиарда долларов налогоплательщиков поделили между тремя компаниями: ULA (консорциум Boeing), Blue Origin Джеффри Безоса и Northrop Grumman. Однако скорого результата ожидать не приходится. Об этом говорит профессионал Илон Маск в своем иске к ВВС США, в котором содержится требование провести повторный конкурс. Как передает Reuters, компания Маска SpaceX констатирует, что военные выбрали производителей, которым нечего представить Пентагону.

«Контракты заключены на три ракетные системы, которые еще не построены, не прошли тестирование, не использовались. Они не готовы к полетам в соответствии с графиком правительства, а значит, договоры наносят ущерб целям, намеченным программой ВВС», – цитирует текст иска Reuters.

Обида Илона Маска вполне понятна. Он наверняка осознает, что у его соотечественников нет необходимого инженерного опыта для создания изделий, аналогичных РД-180. Как поясняет автор канала «Ватфор», двигателестроение в США шло по отличному от российского пути. Американские конструкторы строили простые твердотопливные или водородные силовые установки. Между тем российское изделие – это высокоэффективный керосиновый аппарат закрытой схемы.

«Атлас-5» с другим двигателем бороздить космические просторы не может, поэтому в ущерб идее гордого импортозамещения ВВС США продолжают закупать продукцию химкинского «НПО Энергомаш» РД-180. И это будет происходить минимум до 2024 года или дольше, поскольку, как выяснилось, импортозамещение идет со скрипом. Американцам нужны полностью новые ракеты с двигателями, которые они привыкли строить. Возможно, Илон Маск мог бы предложить что-то подходящее, но его компания SpaceX пролетела мимо государственного контракта.

Ранее аналитики The Wall Street Journal высказали мнение, что стремление американских властей защитить космические технологии от «враждебно настроенных стран» сослужило плохую службу США.

Автор: Мария Красикова

Фото: НА "Харьков"

Вернуться назад