Как ставропольский дизайнер продает дороже золота изделия из бетона

За несколько лет работы на счету ставропольской дизайнерской студии Betonbaton появилось сотрудничество с Mercedes, Novikov group, сетью барбершопов TopGun, а также со множеством других, пусть и чуть менее именитых клиентов. Как им это удалось — выяснял корреспондент «Это Кавказ».

«Это не игрушки, а современное искусство»

Мастерская, где из бетона рождаются эксклюзивные изделия, находится в старом здании ставропольского Дома науки и техники. В его узких и длинных коридорах хорошо сохранилась советская эстетика. Только теперь в многочисленных кабинетах — различные мастерские, а вот никаких опознавательных вывесок на дверях нет. Заходим в одну из студий. 

— Вам Дэвид нужен? — уточняет молодой человек, отпиливая небольшой кусок дерева специальным станком. — Он либо в гараже, либо в своей мастерской на первом этаже. Мы тоже иногда с бетоном работаем, но лучше Дэвида никто не умеет. 

Известного ставропольского бетонщика мы, действительно, находим в гараже. Там уже расставлены его новые творения — фигурки медведей из бетона, Bearbrick. Рядом с ними — нескромные аксессуары из кожи: портупеи, маски, ремни и мини-плетка. 

— Осталось последнего медведя одеть, и они готовы к фотосессии, — говорит Дэвид, застегивая чёрный ремешок на туловище бетонной игрушки, и, видя наше недоумение, поясняет: — Это, конечно, не игрушки для детей, а объект современного искусства. Их используют как предмет интерьера, а некоторые известные звезды российского шоу-бизнеса даже коллекционируют. Скоро я планирую изготовить такого большого медведя для одного из модных заведений Москвы. Сейчас во всю обсуждаем со столичными коллегами эту идею. 

Другие «братья» этих бетонных мишек ждали нас в мастерской дизайнера. Там же многочисленные светильники, плафоны, значки с логотипом Harley-Davidson, цветочные вазы, кашпо, настольные механические часы — все эти дизайнерские вещи Дэвид изготавливает из обычного бетона. 

«Некоторые заказчики говорят: „Да я и сам так могу“»

Дэвид Тимофеев закончил художественное училище, по первому образованию он — резчик по дереву. Потом поступил в СевКавГТУ на инженерно-строительный факультет. После окончания вуза стал свободным художником, выполнял разные виды художественных работ на заказ: резьба по дереву, декоративная штукатурка и т. д. 

Новую перспективную нишу он открыл в 2011 году. В центре Ставрополя строили ресторан и Дэвиду доверили заняться оформлением его входной группы. Вместе с коллегами ему нужно было смастерить трехметровое стилизованное дерево. Тогда-то Дэвид впервые заинтересовался скульптурой и стал изучать на досуге работы разных мастеров со всего света. 

— Я заметил, что в Европе дизайнеры часто используют обычный бетон, мне это тоже показалось очень перспективным, — делится мастер. — Оказалось, что эта технология в три раза сложнее дерева. Я начал пробовать много разных стилей, чтобы понять, что людям интересно. Популярностью пользовались бетонные кашпо, цветочные вазочки, но для меня это не творчество. Отливать каждый день по 10 одинаковых форм — это рутина. У меня всегда было желание делать авторские эксклюзивные вещи. Для этого и открыл студию Betonbaton. 

— А почему такое название? 

— Логотипом нашей студии стали две фигурки в форме нарезного батона: Betonka и Batonka, — поясняет Дэвид. — Так, Betonka — это нежная, хрупкая девушка, с голубыми глазами. А ее подружка Batonka — сексуальная леди, с пышной грудью. В отличие от первого женского персонажа, она стервозна, я бы даже сказал, вульгарна. Хотелось чего-то озорного, понимаешь, двусмысленного: батон, булки… У меня даже была идея устроить фотосессию на хлебозаводе в стиле ню, позвать туда девушек-моделей и снять их с бетонными батонами. 

Одно из творений и одновременно символ студии — бетонный батон. Он же изображен и на фирменном логотипе. 

Летом студии Betonbaton исполнится четыре года. За это время она довольно сильно разрослась и уже состоит из двух мастерских: в одной команда из 10 дизайнеров отрабатывает текущие производственные заказы, а в другой — сам Дэвид мастерит «что-нибудь эдакое», для души. 

За время своего существования BetonBaton успел поработать со многими известными брендами. Например, изготовил бетонный логотип для барбершопа TopGun, выполнил заказ для Mercedes — вылил в бетоне логотип SMART для презентации нового автомобиля. Также на их счету оформление ресторана в японском стиле для Novikov Group и даже создание часов для студии реалити-шоу «Бородина против Бузовой» на телеканале ТНТ. 

— В плане заказчиков Ставрополь мне не интересен, — признается Дэвид. — Местные рестораторы обращаются ко мне с заказами для своих новых заведений, но, когда слышат цены, передумывают. Мол, для бетона это слишком дорого. «Да, я и сам такое сделать могу», — говорят они. В этом деле у нас в городе полная совдепия. 

Золото, бриллианты и бетон 

Разброс цен на изделия BetonBaton довольно велик. Самые демократичные изделия — значки — продаются по тысяче рублей, цены на популярные цветочные кашпо также начинаются от тысячи за самое скромное по размерам изделие, а вот авторские светильники и статуэтки стоят уже значительно дороже — от 6500 рублей. За эксклюзивные авторские часы Betonbaton Clock покупателям и вовсе придется выложить от 78 тысяч рублей. 

— Мой продукт авторский, он не для всех, — поясняет создатель. — Зачем мне, например, продавать часы за 10 тысяч рублей, если я их полностью собираю вручную. И знаю, что вторых с таким же механизмом и дизайном больше нигде не найти. 

Корпус Betonbaton Clock полностью сделан из бетона. А для отображения времени мастер применил раритетные индикаторные лампы ИН-14. Сейчас найти такие лампочки крайне тяжело, так как с 90-х годов их перестали выпускать. 

— Когда у меня появлялись свободные деньги, я не путешествовал, а скупал советский антиквариат, — говорит Дэвид, доставая с верхней полки пыльную коробку с ретро-лампами. — Вот эти лампы искал на разных чатах, форумах, заказывал по всей России. Вообще, чтобы полностью создать первые часы Betonbaton Clock, мне понадобился год и три месяца. Когда я запустил серию этих часов, аналогов им не было нигде. Я нашел в Москве ребят, которые несколько лет использовали вот эти ретро-лампы в своих часах. Предложил бартер. Я им бетонный корпус, а они мне — ламповый механизм, так как в радиоэлектронике я не разбирался. В итоге все слишком долго затянулось, и я сам с нуля освоил эту кухню. 

Сейчас Дэвид планирует выпустить ограниченную серию Betonbaton Clock совместно с одной известной сетью ювелирных салонов. Часы будут выполнены в смешанной технике — из золота и бетона. 

— Например, сделать верхние кольца часов золотыми, — сверкая глазами, прикидывает мастер. — Или изготовить часы с золотой гравировкой, добавить даже бриллианты. Хотя кольца из бетона сейчас стоят дороже, чем из золота. А еще можно такую серию часов запустить в Дубае, только добавить к драгоценностям колбочку с нефтью. 

«Не порнография, а искусство» 

Большую роль в продвижении творчества Betonbaton играют соцсети, и особенно Instagram. 

— Подписчики меня очень часто принимают за столицу, — признается художник. — Звонят и спрашивают: «Вы же в Москве живете?» Говорю: «С чего вы взяли?» «У вас такой московский Instagram», — отвечают они. У меня на такой случай есть заготовленная фраза, что в каждом маленьком городе есть свои талантливые художники и грамотные дизайнеры. 

Кстати, после одной публикации Дэвида от него сразу отписалась почти тысяча человек. Тогда художник выложил снимок, пожалуй, самого дерзкого своего творения — бетонной статуэтки, напоминающей игрушку для взрослых, нежно названной автором «Петрушкой».

[banner_intos]{banner_intos}
[/banner_intos]

— На самом деле это держатель для туалетной бумаги, но народ у нас узко мыслит, — пожимает плечами Дэвид. — Конечно, это не детская игрушка. Я разыгрывал «Петрушку» в Instagram. Это был такой стеб. От меня сразу отписались 700 человек. Одна из подписчиц написала, что это — полное безобразие. Мол, ее сын-школьник тоже подписан на нашу страничку и тут такое… Но я считаю, что это — не порнография, а искусство. Возьмите, например, скульптуру Давида. Почему на него никто не надевает трусы? — Значит, ты из классического искусства черпаешь вдохновение на такие вот выходки? — спрашиваю я. — Отовсюду понемногу, — смеется бетонщик. —  Я постоянно мониторю кучу творческих форумов, смотрю, что мастерят другие дизайнеры в мире. Постепенно в голове появляются новые идеи. В основном, конечно, все из бетона. Потому что бетон — всему голова.


Ася Асрян 

Вернуться назад