И начнем мы с одного интересного анекдота, который полностью отражает главную проблему нашего обсуждения:
"Когда мой дед летал на F-4, его направляли на перехват Ту-95, когда мой отец летал на F-15, его направляли на перехват Ту-95. И сейчас я летаю на F-22 и тоже отправляюсь перехватывать ТУ-95".
Стратегический турбовинтовой гигант Ту-95, по прозвищу "Медведь", совершил свой первый полет в далеком 1953 году, однако он до сих пор находится в строю и даже не собирается уходить на пенсию!
В чем же секрет такого долгожительства?
Из большой массы факторов я решил скомпоновать четыре основные причины, по которым Ту-95 до сих пор остается на вооружении нашей страны.
1) Модификации
С этого стоит начать, так как почти 70 лет (67 если быть точнее) прошло с момента первого полета самой первой модификации самолета. С тех давних пор Ту-95 претерпел настолько кардинальные изменения, касающиеся, прежде всего, электронной "начинки", что с первым самолетом его роднит, разве что, название и форма планера!
Последняя модификация самолета - Ту-95МСМ отличается от предыдущих более мощными и экономичными двигателями, модернизированным бортовым комплексом обороны, новой навигационно вычислительной системой, новой комплексной системой управления, новой системой отображения информации, новой астронавигационной системой, а также новой радиолокационной станцией.
Следовательно, "Медведь" сейчас является кардинально переработанным и глубокомодернезированным самолетом, полностью отвечающим требованиям времени!
2) Дальность полета
В конце 40-х годов, когда мир оценил достоинства первых реактивных двигателей первых реактивных самолетов, турбовинтовая авиация начала медленно, но верно уходить в прошлое. Однако есть у реактивных двигателей один весомый минус - колоссальный расход топлива, который вносит некоторые ограничения по дальности полета.
Стратегические бомбардировщики тем и отличаются от тактических, что дальность их полета исчисляется десятками тысяч километров, а поэтому экономия топлива здесь является решающим фактором! Здесь и пригождается крайне малый (в сравнении с тем же Ту-160) расход топлива самолета Ту-95 с его турбовинтовыми двигателями, который при запасе топлива в 87 тонн способен без дозаправки пролететь 10,5 тысяч километров (приведенные данные принадлежат модификации Ту-95МС)
Для стратегического бомбардировщика-ракетоносца, которому необходимо лишь доставить ракеты с максимальной дальностью полета в 5500 км (Х-101) до места их пуска, скорость полета большой роли не играет. Более того, ему с таким дальнобойным оружием даже в зону действия вражеского ПВО заходить не придется.
3) Вооружение
Ту-95 - самолет военный, а значит стоит рассмотреть и его вооружение. Здесь все очень интересно! Последние модификации "Медведя" доработаны для возможности транспортировки новейших стратегических крылатых ракет класса воздух-поверхность Х-101 и Х-102 (такая же, но с ядерной боеголовкой). То же самое вооружение несет внутри фюзеляжа и знаменитый "Белый лебедь" - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. А уж как надежный самолет с большим радиусом действия Ту-95 себя проявил давно и поэтому говорить, что он не справляется сейчас со своими обязанностями просто нельзя!
4) Финансирование
Как ни крути, а Ту-95 практическим по всем параметрам на голову уступает тому же Ту-160, однако стоимость последнего и стоимость его обслуживания несопоставимо велика по сравнению со стоимостью модернизации, эксплуатации и обслуживания самолета Ту-95. Наш военно-промышленный комплекс не способен "наштамповать" такое количество "Лебедей", которого бы хватило для полного замещения ими "Медведей".
Справка
На вооружении ВВС РФ находится:
46 Ту-95МС и 14 Ту-95МСМ
11 Ту-160 и 5 Ту-160М1
Делаем вывод: Ту-95 по прозвищу "Медведь" был, есть и еще долго будет основой стратегической авиации России, т.к. после последних модернизаций и оснащения сверхтехнологичным оружием он полностью отвечает требованиям времени!