Трезвый взгляд: какой помощи ждать дальше Южному Кавказу от США и ЕС?

 

Значение Южного Кавказа всегда определялось не столько его количественными показателями или размерами, сколько ролью географического, культурного и геополитического «перекрестка». Показателем растущего интереса западных стран к региону, через который они могут влиять на Россию, стал визит в страны Южного Кавказа канцлера ФРГ Ангелы Меркель в августе 2018 г.

В ходе переговоров, проходивших в Тбилиси, Ереване и Баку А.Меркель не только обсудила состояние и перспективы двусторонних отношений, но и затронула вопросы интеграции стран региона с ЕС. К примеру, особое внимание было уделено наращиванию мощностей трубопроводов для экспорта в государства Евросоюза природного газа и нефти из Азербайджана и стран Центральной Азии, а также вопросам региональной безопасности. Характерно, что европейские лидеры давно дают понять, что одной из главных задач военного и военно-технического сотрудничества Запада с Грузией и Азербайджаном является защита стратегических связей ЕС со странами региона.

При этом западные эмиссары не скрывают своих намерений по возможности ограничивать влияние не только России, но и того же Ирана в регионе.Интересы европейцев на Кавказе всегда были обусловлены прагматическими соображениями (освоение местных рынков, пользование природными ресурсами, так называемая «энергетическая безопасность» и т.д.). В результате все, что они предпринимали, укрепило, к примеру, их позиции в Грузии, но несколько осложнило их взаимоотношения с Арменией и Азербайджаном.

Способами воздействия оставались «мягкая сила» и пропаганда «новых европейских ценностей», что само по себе негативно воздействовало на местные южнокавказские общества, придерживающиеся традиционных установок. Поэтому западные партнёры стремятся всячески укрепить своё влияние, прежде всего, среди молодёжи и активных групп населения, а также оказывать экономическую поддержку не всему народу, а лишь его влиятельным элитам.

Следует также отметить, что для давления на «империю зла» через страны Закавказья США и ЕС потребовалось много времени, чтобы хоть как-то перепрограммировать сознание самих кавказских народов.Как мы знаем, поддержка ЛГБТ-сообществ, легализация наркотиков и последовательная пропаганда новых семейно-бытовых форм остаются неотъемлемой частью «европейской политики соседства», отделить которую от иных составляющих европейских программ содействия весьма затруднительно.

Известно также, какой мощный пропагандистский эффект взамен реальной экономической помощи имели постоянные обещания ЕС предоставить безвизовый режим, что всегда держало народы Южного Кавказа «на коротком поводке». На примере тех же Армении и Грузии мы видим, что торгово-экономические связи закавказских республик с ЕС по-прежнему носят несбалансированный характер, и более глубокие отношения с Европой формировать не удается.

Это свидетельствует о том, что Европа будет продолжать рассматривать все страны «Восточного партнерства» как рынок для сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью и одновременно как свои сырьевые придатки. В то же время во всех трех кавказских республиках нет недостатка в грантовых программах и кредитах, усугубляющих и без того острую проблему государственного долга.

В ближайшее время основные поводы Западу для воздействия на РФ со стороны Южного Кавказа будут предоставлять замороженные региональные конфликты, которые сопровождаются эскалацией гонки вооружений и милитаризацией стран этого региона.

Поэтому ждать их быстрого разрешения при посредничестве США и ЕС нам не приходится. Финансирование же крупных закупок современных вооружений и боевой техники ложится тяжелым бременем на бюджеты молодых государств и не позволяет коренным образом улучшить социально-экономическое положение жителей региона. Даже в Азербайджане, который экспортирует на мировой рынок большие объемы нефти и газа и получает дивиденды от транзита грузов из стран Центральной Азии через свою территорию, средний уровень жизни остается сравнительно невысоким.

Практика показывает, что положение «ни войны, ни мира» в зонах региональных конфликтов не только препятствует гармоничному и поступательному развитию всего региона и создает угрозу возникновения новых локальных войн и вооруженных конфликтов, но и привлекает в эти районы международных террористов, нелегальных мигрантов и торговцев оружием, наркодельцов и других представителей организованной преступности.

Однако, необходимо признать, что США и европейские структуры в своем стремлении к политической и экономической экспансии на постсоветское пространство все больше будут вынуждены взаимодействовать с такими крупными игроками, как Китай, Иран и Россия. Потому что, кроме «распространения демократических ценностей» и «защиты прав меньшинств» в обмен на редеющую финансовую помощь ограниченным кавказским элитам, они не в состоянии предложить нам, своим так называемым «партнёрам», действительно серьезной мотивации.

Завышенные ожидания от европейской «палочки-выручалочки» в Ереване, в Баку, и, до некоторой степени, даже в Тбилиси постепенно сходят на нет...

Вернуться назад