Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов

Говоря о любом сложном механизме, коим является танк, нельзя опираться лишь на «табличные» данные. Несомненно, любой ОБТ составляют миллиметры брони и калибр орудия, но все это так и останется сухими цифрами – без людей, которые ведут машину в бой. А их мнение редко попадает в критерии, которыми измеряют ту или иную машину. Более того, многие моменты часто остаются для служебного пользования, не получая должной огласки.

M1A1 Abrams во время операции "Буря в Пустыне", 1991 год


В сегодняшнем материале мы собрали мнения нескольких американских танкистов, которым приходилось служить на «Абрамсах». В первую очередь, нас интересовали не предположения о «вероятности подбить Т-90», а рутинные моменты каждодневной службы.

Гленн Нирона, 19K (Nineteen Kilo – квалификация, присваиваемая члену экипажа M1 после 15-недельного обучения)



Вид через механический прицел с постоянной кратностью 8х, который доступен при отсутствии электричества


Наибольшее количество неприятных моментов у танкистов связано с гидравлическим приводом башни. Так, Гирона, служивший на нескольких модификациях M1 Abrams с 1995 по 2004 год, говорит о его ненадежности. Даже обслуженная по регламенту система часто текла на стыке насоса с приводом. Это самая частая поломка в мирное время. Гидравлика, которая обеспечивает поворот башни танка, заполнена огнестойкой жидкостью FRH. Агрессивный раствор приводил к раздражению кожи и ожогам. Более того, при наличии серьезного источника тепла он, все-таки воспламенялся.


Вид на пулемет M2HB, у командирского люка. Танкисты считают конструкцию турели неудачной, так как наводка требует больших усилий


Вместе с тем, наводчик отмечает, что гидропривод башни «Абрамса» удобнее в наводке на цель, чем электроприводы танка Leopard 2A5. Но и здесь есть момент – полная зависимость от двигателя и вспомогательного генератора. Когда топливо закончилось, или же мотор вышел из строя, для наводки используются ручные кривошипы: два используют для наводки, а третий (прозванный танкистами «master blaster») используется для генерации напряжения, необходимого для активации электроспуска. При этом передаточное число даже очень сильному танкисту позволяет совершить полный оборот башни лишь за 2-2,5 минуты.

Крис Геддс, танкист с 9-летним стажем, служил на танках: M48A5, M60A1 и A3, M551A1, M1A1


Танкист в стандартном комбинезоне Nomex 27\P. В основе несгораемый костюма специальный жилет, к которому можно подключить шланг с прохладным воздухом. Но это резко увеличит расход топлива


В первую очередь наводчик отмечает неудобный тепловизионный прицел (справедливо лишь для M1A1). Тепловизионный канал не синхронизирован с основным прицелом, что мешает использовать его в дневное время – что бы прицелиться в тумане или дыму – данные двух прицелов будут различными.

Недостатки танка M1 Abrams глазами американских танкистов

Вид с места заряжающего. "Захламленность" башен танков обусловлена стесненными (даже по меркам танка) внутренним объемам


Еще одним минусом танкист посчитал приводы пулемета M2, установленного у башни командира. Из-за неудачного расположения, наводить пулемет по вертикали неудобно, а более-менее точное прицеливание требует максимальной силы. По мнению танкиста, в M60A3 командирский пулемет был удобней. Стоит отметить, что это потеряло актуальность с внедрением дистанционно-управляемой турели CROWS. И самое главное: огромный M1A1 теснее, чем M60. Особенно достается наводчику, который должен ограничивать движения из-за наклоненного борта башни.


Используя ручные приводы, башню "Абрамса" можно повернуть на 360 градусов за 2 минуты


Еще один момент, к которому склонялись несколько танкистов – это отсутствие кондиционера. Стереотипное мнение гласит, что зарубежные танки – это образцы комфорта. Не буду спорить в общем, но с жарой в боевом отделении справляются странно. Так, по словам Геддса, за охлаждение воздуха отвечает система защиты от оружия массового поражения. Она охлаждает отфильтрованный воздух, под давлением нагнетая его в боевое отделение. Но это требует постоянной работы прожорливого 1500-сильного двигателя на высоких оборотах, да и охлаждение индивидуальное – специальную трубку необходимо подключить к охлаждающему жилету.

Бейсил Донован, бывший заряжающий M1A1 Abrams, участник операций «Буря в Пустыне» и «Щит Пустыне»


Башня нависает над люком механика-водителя, что привело к запрету на езду с открытым люком


Конструкция люка механика-водителя, которая может привести к его травмам при повороте башни. По словам танкиста, в ФРГ был один летальный случай, когда мехвода зажало между корпусом и башней. С тех пор механик-водитель в армии США может ездить с открытым люком лишь тогда, когда никто не видит, или если он один в танке. Правда, этот «недостаток» больше относится к человеческой невнимательности. Но отсутствие датчика открытого люка у наводчика – удивляет.
Вернуться назад