Лента новостей

20:38
Бойцы ВСУ взорвали свои же позиции на Донбассе
20:29
Соболь «слили» с выборов в МГД и теперь она призывает всех к гражданскому неповиновению
19:50
Почему не стоит пинать Путина
19:49
Foreign Policy: своими F-35 США вгоняют страны в зависимость
19:48
О тоталитарной толерантности и афроамериканке в роли Бонда
19:45
Сила бикини. Как лидеры профессии октагон-герлз становятся популярнее бойцов ММА
19:43
Вонь грядущего
19:42
Летающую платформу для солдат показали на военном параде в Париже
19:41
Пользователей WINDOWS 10 и OFFICE 2019 массово лишат купленных лицензий
19:39
Ущерб от массовой гибели пчел оценили в триллион рублей
19:38
"А нас то за що?" Всемирный Конгресс Украинцев запретили
19:37
Сбитый "Боинг": заметать следы Киеву отказываются помогать даже в Варшаве...
19:37
Stratfor (США): вот почему ракета С-400 очень эффективна — при правильном использовании
19:36
Всплыла новая махинация Порошенко, экс-глава Украины «надул» армию на 100 млн долларов
19:34
Запуск «Аполлона-11»
19:33
Санкционный запор!
19:33
Полностью наша: ракета РФ Х-101, которая сконструирована только из российских комплектующих
19:32
Москва подключит систему распознавания лиц к 105 тыс. камер. Сеть станет крупнейшей в мире
19:30
The New York Times (США): американский спецназ готовится к новой тайной войне с Россией
19:29
Новые средства надёжно защитят Россию
19:29
Как далеко может завести новый «тайваньский кризис»?
19:28
Девальвация доллара станет началом большой войны
19:27
Россия наносит новый экономический удар по Прибалтике
19:25
«Ненужное напряжение»: в Турции заявили об отсутствии угроз для НАТО от С-400
19:24
Создатели анти-керосина: «Скоро все заговорят о нас, ведь мы делаем авиабилеты дешевле на 30%»
19:23
The Wall Street Journal (США): не позволяйте Турции перейти на сторону России
19:22
Бесполезный визит грузин в Россию
19:21
Ферма «Аллигаторов». Репортаж с производства ударных вертолетов Ка-52
19:12
Ходорковский поддерживает Навального на выборах в МГД через своих ручных мундепов из ФРГ
19:05
В спраке ЗРК С-500 и С-400 усиливают друг друга и будут работать вместе
18:47
Marvel против DC: История главных конкурентов в мире
16:49
«Триумф» лишен слабых мест
15:07
Зеленский говорит о мире в Донбассе, прося военной помощи у запада
11:40
Сегодня жители России смогут наблюдать частичное лунное затмение!
11:38
Сергей Черняховский. Коллективный Габуния
11:38
The National Interest (США): НАТО, готовься! Скоро российские ЗРК С-500 окажутся рядом с тобой на поле боя
11:35
"Русал" вернулся в Россию!
11:35
Поджигая Иран, Трамп может запалить и Россию
11:34
Украинская пропаганда придумала особый язык для борьбы с Россией
11:34
NYT: на учениях спецназа США и НАТО отрабатывают защиту от «зелёных человечков»
11:33
Die Welt: немецкие эксперты предупредили о возможном «неожиданном ударе» Москвы
11:33
В NASA объяснили, почему американцев нет на Луне и Марсе
11:32
WSJ: кому принадлежит Луна — страны спорят о международно-правовом статусе спутника
11:32
"Газпром" построил 2156 км газопровода в Китай
11:31
Почему Украина обречена на вымирание
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Как при помощи Высоцкого и фиги в кармане советская интеллигенция фрондой в кино занималась

Как при помощи Высоцкого и фиги в кармане советская интеллигенция фрондой в кино занималась




Пятьдесят лет тому назад на экраны Страны Советов вышел фильм, которому было суждено стать классикой российского кинематографа – «Опасные гастроли» с обаятельным, но не слишком еще знамениты в широких зрительских массах Владимиром Высоцким

Рождение «одесской дилогии»

Примечательно, что годом раньше Геннадий Полока, автор талантливой «Республики ШКИД» снял картину очень и очень похожую на «Опасные гастроли» — теперь уже всем известную, а тогда положенную «на полку» «Интервенцию». 

Кино, битком набитое талантами советского кино — Штиль, Хуциев, Нифонтова, Золотухин, Высоцкий, Копелян, Аросева, Гафт, Сичкин, Катин-Ярцев, Юрский — не удовлетворило своей театральщиной, балаганностью, буффонадой не только партийных кураторов, но и автора пьесы «Интервенция» Льва Славина, с блеском прошедшая в театрах Москвы.

Так что режиссер «Опасных гастролей» Георгий Юнгвальд-Халькевич рисковал. Музыкальная комедия будущего автора «Трех мушкетеров» строилась на тех же китах, что и «Интервенция» — Одесса, легкая музычка, полублатной колорит «города у моря», большевистское подполье, харизматичный Высоцкий в главной роли. Последний, кстати, даже одет в обоих фильмах похоже.


Ах, Одесса, жемчужина у моря!

Что выручило Юнгвальд-Хилькевича? Во-первых, у него вышел фильм не совсем про большевистское подполье, а про Одессу. Снимался-то фильма на Одесской киностудии, в Русской Пальмире.

Как ни крути, а она здесь главная, вид ее улиц, площадей, здание оперы, Потемкинская лестница, узкие проулки и арки сквози которые несутся повозки биндюжников — романтика, подхлестываемая вслед романсом Жоржа Бенгальского/Высоцкого, ставшего вмиг безумно знаменитым. 

Не знаю, как сейчас, но во времена моей юности и молодости слова «Если был он с гонором, так будет без, шаг пройдя по улицам Одессы» или «Здесь когда-то побывала королева из Непала и какой важный лорд из Эдинбурга», «Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс, все равно в Одессе будет тесно» распевали по дворам и домам поголовно.

Кроме того, «Опасные гастроли» не несли в себе никаких философских и политическихобобщений, которых полно в «Интервенции». Чиновники любых стран, времен и общественных формаций не любят идеи, любая идеология видится и прокрустовым ложем для их прокрустовой лажи бюрократического мирка.

«Опасные гастроли» — чистой воды мюзикл. Как и почти все фильмы Юнгвальд-Хилькевича. Вспомним и самый знаменитый его шедевр «Три мушкетера», и «Ах, водевиль, водевиль», и «Двое под одним зонтом», и «Куда он денется», и «Выше радуги».

Да и последний значительный его фильм «Как это делается в Одессе» тоже поставлен в манере мюзикла слов. Жестов, движения, мимики.

Не в интересах правды, а в интересах истины

Самое интересное, что первоисточник у мюзикла про большевиков (это ж надо было в 1969-ом набраться наглости так снимать про них!) — книга воспоминаний самой знаменитой до Валентины Титовой советской женщины — революционерки и дипломатэссы Александры Колонтай.

Но там мало того, что история очень ходульная, «деревянная» в стиле жандармы — дураки, а подпольщики — умницы, так еще и приврано, судя по всему немало. Это открылось во время подготовки фильма, когда режиссер со сценаристом пытались передать в кино историю про то, как в Россию подпольно ввозили оружие, а партийные кураторы приказали винтовки превратить в нелегальную литературу. 

Когда же Юнгвальд-Хилькевич попытался возразить, что, мол, у Коллонтай, было оружие, ему будто бы ответствовали: «Мало ли что это старая дура придумала!» Причем, если вдуматься — ну, да, какие там могут быть доставки нелегальных винтовок в Россию образца 1910 года, когда даже по каноническим партийным житиям в стране свирепствовала реакция и террор, а Первая русская революция уже пять лет как лежала в могиле?

Как при помощи Высоцкого и фиги в кармане советская интеллигенция фрондой в кино занималась



Продать революцию: как это делалось в Одессе

У «Опасных гастролей» получилась замечательная прокатная история — ленту посмотрело более 36 миллионов зрителей. При тогдашней цене бензина и газировки в 2 копейки, потратить 20 копеек на билет в кинотеатр было мелким расточительством.

Но умножьте 20 копеек на 36 миллионов, и вы поймете, что мюзикл, в котором были и нестандартные песни Высоцкого, и погони, и прекрасные дамы, очаровашка Копелян, только-только выстреливший в «Неуловимых» и «Ошибке резидента», по окупаемости бил и классом, и кассой любой голливудский фильм.

К чему, впрочем, многие советские фильмы привыкли, хотя и мысли о соревновательности, конечно, не могло быть. Просто уровень был такой высокий, что могли себе позволить шедевры вроде полокинской «Интервенции» откладывать в сторону.

Думается, что успех мюзикла, предпочтение, которое он получил перед серьезной сатирой «Интервенции», заключен был еще и в понимании зрительских предпочтений.

И режиссер, и худсовет Госкино, и партийные органы, их контролировавшие, рассуждали примерно так, как «виконт» из «Опасных гастролей» в исполнении Николая Гринько: «Русские любят веселиться». Ну, так вот вам — героизм, преподнесенный в обложке представления варьете.

Кино с двойным дном

Кстати, о варьете. Люди, знавшие Георгия Юнгвальд-Хилькевича отмечали, что он не терпит границ и любит творческое хулиганство. Игра! Ну, к примеру, когда смотрите «Опасные гастроли», вы должны отдавать себе отчет, что всего за два года до их выхода на экран увидел свет журнальный вариант романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Поняли, о чем речь?

Вижу, что поняли — варьете, а в нем склонный к преувеличениям и казенному пафосу конферансье Жорж Бенгальский. Этот, которому кот Бегемот оторвал голову, а Коровьев-Фагот крикнул ушедшую в народ фразу: «Поздравляю вас, соврамши!».

А теперь представьте, как тонко улыбались друг другу фрондирующие интеллигенты, когда на экране видели на сцене варьете конферансье Жоржа Бенгальского в исполнении Высоцкого. Хотя, конечно, массы всего этого не заметили, так что все это было мимо кассы, для личного удовлетворения узкого круга понимавших.

Актер должен переодеваться!

Был еще один момент в картине, который перекликается и с несчастным своим «систер-шипом» «Интервенцией», и еще одним гениальным образчиком советской фронды — «Покровскими воротами».

Есть мнение, что сценарий фильма «про ящики и ящики с нелегальной литературой» спас Владимир Высоцкий. Сам он вспоминал об этом так: «Весь смысл в этом сценарии заключался в том, что там отвлекали полицейских вот так вот, а в это время куда-то уносили ящики.

Потом с другой стороны отвлекали полицейских, — тогда ящики спускались сверху. В общем, фильм был про ящики, про тару. Вот. А хотелось, чтоб этот фильм был про людей… Так как он актёр, то, совершенно естественно, я предложил им, чтобы он действовал такими способами, которые доступны актёру.

А именно, чтоб он много переодевался, обманывал, там, так сказать, загримировавшись, играл других людей. Если он хороший актёр — перевоплощался в разных людей».

Мемуары Высоцкого подтверждал в свое время и Юнгваль-Хилькевич: «Он предложил эпизод с переодеванием в нищего, когда тот говорит: «Подайте одну копеечку!» — Потом ещё была его идея, что он переодевается в богатого буржуа, и когда он видит, что за ним идут сыщики, — резко поворачивается и кричит: «Стоять!» И отправляет их в другую сторону.



Там текст — это импровизация, в сценарии этого не было. Но я Володю так обожал, что если бы он даже всё сказал своими словами, я бы тоже это сохранил. Его предложения касались возможности дополнительного актёрского перевоплощения».
Как же интересно мы жили

Можно смело предположить, что Михаил Казаков, который за право снимать «Покровские ворота» сыграл не очень симпатичного столичной богеме Феликса Дзержинского, кое-что перенял в «Опасных гастролях».

В частности, идею о том, что актер должен постоянно переодеваться, который в «Покровских воротах» звучит рефреном на протяжение всего фильма.

Актер, переодевание, смена личин, чтобы выжить, фига в кармане — все эти инструменты из арсенала творческой нашей интеллигенции есть у Высоцкого практически во всех его фильмах, но в особенности в этой одесской дилогии — «Интервенция» — «Опасные гастроли», есть в «Покровских воротах», есть в пьесах Шварца и фильмах Марка Захарова.

Искренность — не та черта, которая присуща актеру. Но подпольщику она нужна. Будь он актер в стане царской бюрократии, хоть актер в стане Советской власти.

Эта двусмысленность вкупе с вышеперечисленным сделала «Опасные гастроли» действительно опасными гастролями советской фронды в период, когда хрущевская «оттепель» уже уходила в прошлое, а сталинское «закручивание гаек» еще помнилось очень хорошо. Потому и смотреть-пересматривать картину можно много раз.


Олег Измайлов


Опубликовано: lentok     Источник


Похожие публикации для статьи "Как при помощи Высоцкого и фиги в кармане советская интеллигенция фрондой в кино занималась"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    madfish

    по-моему, это из серии, когда художник ради хохмы выставил в галерее свою палитру и всякие критики дружно начали восхищаться "глубоким смыслом" данного "произведения" ))

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх