Лента новостей

21:02
Одичавшие украинские политики опозорились в кулуарах Мюнхенской конференции
20:57
«Сидят и помалкивают»: Путин откровенно высказался о военной кабале ЕС
20:54
Нацики бежали быстрее генералов: прапорщик ВСУ раскрыл правду о «котле» под Дебальцевом
18:37
Демонизация русских в западной поп-культуре
18:36
Кого погонят в НАТО после Македонии?
18:34
На Украине заявили о готовности поставлять газ в ЕС вместо России
18:33
Оптимизм кончился, не начавшись: Прибалтика снова теряет людей
18:32
Афганистан: воспоминания о будущем
18:31
Новые санкции США и фальшивая бравада депутатов
18:30
Киев обижается, что Москва отвечает ему симметричными мерами
18:29
Китайцы на Украине хвастались успехами коммунизма
18:28
БТ-3Ф: Новейшая плавающая машина приступила к испытаниям
18:27
В США заявили о низкой боеготовности американской армии
18:26
Пенс пригрозил странам НАТО, закупающим оружие у "потенциальных противников"
18:26
СМИ: Российская армия получит новый танк Т-90М в этом году
18:25
Воздушная разведка США заинтересовалась Крымом и Кубанью
18:24
СМИ США рассматривают возможность создания "арабского НАТО"
18:24
Комплектование группировки в Арктике комплексами "Тор-М2ДТ" закончат летом
17:57
Давно пора: Савченко посоветовала ЕС ввести санкции против киевских властей
17:45
Северная дивизия НАТО – очередной антироссийский шаг?
17:44
9 Мистических явлений, снятых на камеру
17:43
Правительство подтвердило начало разработки пассажирского сверхзвукового самолета
17:43
Фонд национального состояния отдадут «Роснефти» и госбанкам
15:55
Испания присоединилась к франко-германской программе перспективного истребителя
15:54
Вооруженные силы Белоруссии получили первую партию бронированных машин «Кайман»
15:52
Почему «Армата» и «Су-57» в массовых количествах не пойдут в войска РФ?
15:51
Провалы в альтернативной энергетике
15:43
Меркель: Крым не был аннексирован Россией
15:42
Спецпрокурор США просит от 19 до 24 лет тюремного заключения для Манафорта
15:41
Призыв к честным выборам на Украине — это что-то вроде просьбы не воровать уже сворованное
15:41
Ложь и террор режима не исцелят Украину
15:39
Президент Латвии призвал «укрепить единство ЕС»
14:59
Епископ Гедеон: "После депортации из Украины меня позвали в ООН и Конгресс США рассказать о беспределе власти"
14:58
Эрдоган допустил возможность совместных с Россией операций в Идлибе
14:58
Die Presse: ЕС сделал ещё один шаг к разрушению долларовой монополии на нефтяном рынке
14:50
Греф: экономическое развитие России начнется после отмены социального государства
14:49
Сестра Бориса Джонсона разделась в прямом эфире в знак протеста против Brexit
14:47
От депортации епископа Гедеона в шоке были и в ООН и в Конгрессе США
14:41
Испытания ЯЭУ подтвердили неограниченную дальность "Буревестника"
14:41
Западные СМИ для отвлечения внимания тиражируют фейки о «ЧВК Вагнера» на Украине, в ЦАР и Венесуэле
14:40
Жители Кабула: «Кто сказал, что мы не любим американцев? Мы их ненавидим!»
14:33
Три проблемы с ВВП Китая. Почему он все хуже отражает реальность
14:26
Готовы ли вы к объединению Беларуси и России?
14:25
Курильский вопрос закрывается снова — сразу с двух сторон
14:24
Было ваше – станет наше: как США и Англия присваивают чужое золото
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 


» » «Буран» летит…

«Буран» летит…



Несколько лет назад я встретил человека, который в конце 1980-х годов был одним из руководителей военной "приёмки" на Тушинском машиностроительном заводе — том самом, где строили "Буран". Тогда меня поразили его слова о том, что теплозащита корабля была рассчитана на сто полётов!

А состоялся один-единственный — 15 ноября 1988 года…

Тогда ещё никто не знал, что именно пробой теплозащитного слоя при старте корабля станет причиной гибели семи членов экипажа американского корабля "Колумбия", который взорвётся за несколько минут до завершения своего последнего, двадцать восьмого полёта, в 2003 году. За 16 суток полёта американцы не смогли устранить повреждение.

А советские учёные ещё в середине 1980-х предусмотрели на "Буране" возможность ремонта теплозащиты, состоявшей из почти сорока тысяч плиток, причём прямо в открытом космосе! Космонавт нажимал кнопку, и из ранца выдавливалась специальная смесь двух веществ на то место, с которого отлетела плитка, а солнечные лучи "доделывали" его работу, полимеризуя кремний-органику.

Американцы свои теплозащитные плитки подгоняли под место установки вручную, а у нас была создана система, с помощью ЭВМ замерявшая в сотне точек место крепления каждой плитки и создававшая модель плитки с нужной кривизной поверхности. В итоге получалась идеальная обшивка! Сравним с американцами: при каждом полёте их "Челноки" теряли около ста плиток, "Буран" же потерял всего шесть.

Да, советские ученые смогли предусмотреть всё, кроме одного — краха Советского Союза…

Кремниевая броня "Бурана" была пробита, смята и уничтожена! И не в космосе, а на Земле, в монтажно-испытательном корпусе Байконура в мае 2002 года… Тогда под завалами рухнувшей крыши корпуса погибли и восемь рабочих, производивших ремонт кровли.

Помню, в конце 1990-х годов мы с детьми гуляли в Парке Горького. Ребята очень хотели залезть в "самолёт", который стоял на набережной. Это был один из макетов корабля "Буран", который использовался при испытаниях. И было очень больно оттого, что "Буран" стал аттракционом наравне с "американскими горками", визг и вопли с которых раздавались рядом с запущенным, молчаливым кораблём, понуро стоящим на берегу Москвы-реки.

А когда-то по её водной глади, ночью на барже под тентом плыл "Буран"с родного Тушинского завода в город Жуковский. Недалеко от Жуковского его ждал специальный самолёт-транспортировщик ВМ-Т ("Атлант"). Он доставил "Буран" на Байконур, на аэродром "Юбилейный", названный в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции; ведь постановление Совета министров СССР о создании посадочного комплекса для космического корабля "Буран" было принято ещё в октябре 1977 года.

На этот аэродром и приземлился "Буран" после своего единственного космического полёта. Посадка была фантастически точной! Корабль без экипажа на борту в автоматическом режиме при приземлении отклонился от расчётов всего на 1,5 метра вправо.

Такая точность была обеспечена программой корабля, которая предусматривала все возможные условия, в том числе, разумеется, и погодные. Во время посадки был штормовой ветер. Получив данные о силе и направлении ветра, программа перевела корабль на траекторию, по ходу которой "Буран" на высоте в 11 км сделал петлю и зашёл на посадочную полосу не с северо-западного, а с южного направления.

Всё произошло очень быстро, и не исключено, что не все присутствовавшие в тот момент на аэродроме "Юбилейный" знали о таких алгоритмах поведения корабля, заложенных программистами Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени Н. А. Пилюгина совместно с учёными институтов АН СССР. "Головным мозгом" "Бурана" служил бортовой вычислительный комплекс МК-240, для которого был создан язык реального времени ПРОЛ2. В 2011 году Роскосмос выложил в открытый доступ код программы, под управлением которой "Буран" совершил полёт.

В "Википедии" про предпосадочный манёвр "Бурана", выполненный по филигранно прописанным алгоритмам, рассказывается в жанре голливудского боевика: якобы "в момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса)". Ох, уж эти "ответственные лица"! Не иначе, как сами члены ЦК КПСС, которые, по мнению авторов "Википедии", кроме паники, ни на что не способны! Но, с другой стороны, год уже был 1988-й, и не исключено, что некоторые "ответственные лица" уже давно и осознанно работали на "подрыв"…

Так это или нет, но 15 ноября 1988 года "Буран" не взорвали. Корабль, в создание которого был вложен труд сотен тысяч советских людей, и особенно работников специально созданного НПО "Молния", благополучно приземлился.

Пишут, что в "лихие 1990-е" руководитель "Молнии" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, дважды лауреат Сталинских премий за создание самолетов МиГ, на одном из совещаний, где говорилось о почти полном развале нашей авиакосмической отрасли, на сакраментальный вопрос "что же делать?" ответил: "Что-что? Берию откопать!"

При Берии в августе 1939 года была открыта главная выставка страны, ставшая во времена Ельцина главной барахолкой под аббревиатурой "ВВЦ". Но весной 2014-го началось возрождение выставки, и уже в июле макет "Бурана" из парка Горького был перевезён на ВДНХ. И это правильно, ведь ВДНХ — это Выставка Достижений Народного Хозяйства!


Алексей Гончаров


Опубликовано: lentok     Источник







Похожие публикации для статьи "«Буран» летит…"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    ДиТон

    Спасибо тебе, Алексей Гончаров, за тёплые воспоминания о прошлом!

    Твоя статья ещё раз доказывает то, что не на столько мы - отсталый народ, о чём сейчас любят поговорить многие "правдолюбы"!

    Думаю, что генетическая память не даст нашему народу уйти в небытиё!

    Всё же не надо забывать, что именно у нас самый древний календарь на планете!

     

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх