Лента новостей

15:41
Куда спешит морская мощь Красного дракона?
15:40
Генсек НАТО заявил о принятии новой военной стратегии из-за "российской угрозы"
15:39
Детское рабство в Швейцарии
15:39
Китай начал бить США по заветам Мао
15:37
Трамп отказался заключать торговое соглашение с Китаем
15:36
Газовые рынки: как США подталкивают друг к другу Россию и Китай
15:32
Трамп взялся за инициаторов «Рашагейта». Терезе Мэй приготовиться
15:28
Правда - это все, что у нас осталось
15:28
Я трижды видел, как близкие молились за умершего, и тело оставалось нетленным
15:24
На пути к миру и пониманию в Нагорном Карабахе
15:22
Украина не хочет платить по счетам: СМИ поддержали заявление Коломойского о дефолте
15:22
За сколько лет можно развалить страну, если постараться
15:20
Главные выводы из резонансных дел миллиардеров-полковников
15:20
«Взбесившаяся бензоколонка» дает миру многое: что экспортирует Россия на мировой рынок, кроме нефти
15:20
Иранский ОБТ «Каррар». Провал или успех?
15:18
Массовое производство перовскитных солнечных панелей уже в 2020 году
15:17
Почему геополитика больше не работает?
15:16
Огромные запасы воды на Марсе
15:08
Зеленский пообещал сделать Украину "базой для покорения мира"
15:07
«И это санкции?»: на Украине оборжали антироссийский наезд Запада
15:02
США и Китай. Мировая война началась вчера
15:01
Кровавый "Айдар"...
15:00
На Украине заговорили про дефолт
14:59
В США разбился четвёртый за этот месяц боевой самолёт
14:59
Чем страшна Киеву выдача паспортов жителям ДНР и ЛНР
14:58
Трамп заявил о готовности вести переговоры с Ираном
14:57
Острое чувство дискомфорта
14:40
Партии Медведчука и Колесникова начали переговоры по воссоединению чтобы вернуть "классический Оппоблок" – украинские СМИ
14:40
Иоаннис Россос. Как русский солдат стал православным святым в Греции
14:38
«Зверь» Путина, или Кремль на колесах. Что пишут про Aurus на Западе?
14:38
Александр Роджерс: Время разбрасывать камни. Вторая часть
14:35
Найден гриб, который ест золото
14:34
Медитация с точки зрения науки
14:33
"Это неправда": политолог прокомментировал слухи о возможной отставке Владислава Суркова
14:32
Российский БПЛА С-70 поражает своим размером, как истребитель и весом в 25 тонн
14:32
​​В Китае оценили экспортный потенциал ЗРК С-500
14:31
Граждане США приезжают в Канаду на автобусах, чтобы купить инсулин, который в США в 10 раз дороже
14:30
Чтобы помнили❗️
14:27
Четверо из 10 американцев являются социалистами
14:27
Ядерной зимы не будет
14:26
Торг Коломойского
14:26
Спрашивала ли Украина у жителей Донбасса о том, хотят ли они умирать?
14:22
Война, о которой не говорят: гонка России и США за 65 млрд долларов
14:21
Москва "сломала" ПАСЕ
14:19
США пытаются напугать Россию голым задом в Арктике
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » Что будет с топливным рынком после марта 2019 года

Что будет с топливным рынком после марта 2019 года




При наличии политической воли число злоупотреблений в бензиновом бизнесе может быть сокращено в десятки раз.


Вице-премьер России Дмитрий Козак в понедельник доложил президенту страны Владимиру Путину о стабилизации на рынке топлива: «Цены заморожены, и они будут такими сохраняться с учетом инфляции, изменений налогового законодательства до конца марта». Таким образом, согласованное между правительством, антимонопольной службой, нефтяными компаниями и независимыми НПЗ соглашение не просто вступило в силу, но и, по словам Козака, принесло результаты.

Вице-премьер предупредил нефтяников, что при нарушении договоренностей хотя бы одной стороной будут введены заградительные экспортные пошлины на топливо для всех, без поиска правых и виноватых.

Но действительно ли это эффективная мера и даст ли она нужный результат?

Ручная работа

Андрей Полищук, аналитик нефтяного рынка в Raiffeisenbank полагает, что, несмотря на оптимизм вице-премьера, механизм «ручного управления» является скорее паллиативной мерой, нежели реальным решением проблемы:

<Этот механизм> не может функционировать на 100%, потому что далеко не все участники рынка в нем участвуют. Есть мелкие компании, есть трейдеры, которые занимаются перепродажей, то есть зарабатывают именно на разнице в цене, так что далеко не весь рынок можно с помощью этой договоренности охватить.

Полищук полагает, что применение подобных методов работает против инвестиционной привлекательности страны. Приходящие в Россию бизнесмены видят, что в случае изменения ценовой ситуации возможно прямое вмешательство правительства, и задаются вопросом, а стоит ли вообще инвестировать в нефтепереработку и ее расширение.

Нет ничего страшного в рыночном определении цен на АЗС, убежден Полищук. Правительство при этом может субсидировать потребителей как напрямую – например, компенсируя сельхозпроизводителям какую-то часть расходов, – так и через снижение налоговой и акцизной составляющей на нефть и нефтепродукты.

То есть возвращение к рыночному принципу при постепенном снижении акцизов могло бы стать лучшим выходом из ситуации, не ухудшающим инвестиционную привлекательность страны.

Забывчивое государство

Независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрий Лютягин согласен с тем, что топливное соглашение – это антирыночная, к тому же временная мера.

Топливное соглашение - это временная мера, она не является рыночной. А все, что не является мерой рыночной, в любом случае рано или поздно завершает свое действие,- отметил Лютягин.

Он предупреждает, что если по окончании действия соглашения не будет предложено какого-то постоянного механизма влияния на цену на топливо или изменения в налоговом законодательстве (возможно, корректировки налогового маневра), то на АЗС должен произойти одномоментный рост цен на бензин. А это, в свою очередь, приведет к социальному недовольству и новому соглашению.

Если государство не хочет повышать цены на топливо, то следует осознать, что основным источником их роста, помимо рыночных факторов, является увеличение акцизов в рамках налогового маневра. Государству надо понять и признать, что нельзя одновременно повысить налоги и остаться с прежней ценой на топливо,- добавил эксперт.

Порочный круг

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин прямо утверждает: «Сейчас работа на внутренний рынок стала для компаний нерентабельной». Он не верит, что государство сдержит свое обещание каким-то образом компенсировать нефтяникам потери от заморозки цен.

Прецедент известен: когда-то правительство, повышая НДПИ, уже обещало убрать экспортную пошлину. Налог повысили, а про пошлину «забыли».

Цены все равно будут расти, утверждает Крутихин, ведь на 2019 год намечены сразу два повышения акциза на топливо – с 1 января и с 1 июля. А компенсация в виде некоего демпфирующего акциза (возврата части средств для компенсации убытков) пока что существует только в теории, продуманного ее механизма никто не видел.

Долго это продолжаться не может: после окончания действия соглашения бензин либо исчезнет с бензоколонок, либо подорожает, чтобы отыграть все растущие убытки нефтяных компаний. «Глупая жадность правительства» приведет к тому, что население выйдет на улицы, тем более что сейчас эта тактика уже сработала – власти отказались от второго повышения акциза в 2018 году.

Бензин по 200?

Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал», вспоминает Екклесиаста, утверждавшего, что нет ничего нового под солнцем: «Каждый раз, когда в России происходит экономический кризис, за ним следует кризис на рынке бензина. На пике экономического кризиса правительство ограничивает цены на бензин для того, чтобы смягчить последствия кризиса, а затем «забывает» вернуться к рыночным ценам. В результате производство и продажа бензина становятся убыточными, появляется дефицит, и в некоторых регионах России цены на бензин за день подскакивают в 2–2,5 раза», - отметил он.

По словам эксперта, со времени распада СССР сейчас четвертый такой кризис, «и в четвертый раз правительство твердой стопой наступает на те же грабли».

Господина Танкаева особенно сильно раздражает сложившаяся ситуация: он сравнивает подписание соглашения 31 октября с попыткой отменить закон всемирного тяготения. Административное регулирование цен и прямое распределение поставок – это не что иное, как социализм с хорошо знакомыми людям старшего поколения особенностями – дефицитом всего, чего только можно, в официальной продаже, и черным рынком с его запредельными ценами.

«Я хорошо помню, как вставал в очередь в 6 утра, чтобы к 12 дня купить канистру бензина по официальной цене. При этом в кустах 12-летние мальчишки, неподсудные по статье о спекуляции, без очереди продавали бензин в пять раз дороже», – пускается в неромантические воспоминания эксперт. А потом переносится из прошлого в будущее.

Атака на нефтяной рынок, по его мнению, приведет к следующим последствиям:

• Сначала нефтяники начнут нести убытки, что приведет к снижению дивидендов (чувствительно для бюджета из-за заметной доли государственного участия в отрасли) и налогооблагаемой базы.

• Бессмысленной станет биржевая торговля топливом.

• Собственники перестанут вкладывать средства в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов, что приведет к снижению качества бензина и сокращению его производства.

• Дефицит на легальном рынке приведет к возникновению рынка «черного» – с ценами порядка 200-250 рублей за литр, полагает эксперт.

• Независимые АЗС разорятся, и банально заправиться на трассе станет настоящей проблемой.

«Дальнейшие последствия предсказуемы», - подытоживает Танкаев. 

Между контрафактом и суррогатом

Вообще, ситуация с независимыми АЗС заслуживает особого разговора. Специалисты РСПП уверяют, что общий объем контрафактного (прошедшего мимо налогового учета) и суррогатного (не соответствующего нормам) бензина и дизельного топлива в российской рознице достигает 60%. Это, пожалуй, перебор, но известно, что суррогат выявляется более чем на 10% АЗС, а чиновники Минэнерго в беседах «без диктофона» говорят о примерно 30% контрафакта, который практически весь и является суррогатом.
Подавляющее большинство объемов этих жидкостей продается на независимых АЗС, работающих с частными нефтеперерабатывающими заводами – крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) такими вещами не занимаются. Естественно, что при уклонении от налогов и акцизов (более 60% цены топлива) такой бизнес становится сверхприбыльным. А отсутствие контроля всей цепочки от добычи нефти до автозаправки позволяет осуществлять самые разные махинации.

В некоторых добывающих регионах не учитывается до 20% добытой нефти, и с этих «излишков» не платятся никакие налоги. Тут много различных схем, большинство которых основано на искажении отчетности и внебанковских расчетах между участниками топливной цепочки. В ряде республик РФ контроль зачастую поручен непосредственно лицам, имеющим прямую выгоду от незаконного оборота. В доле находятся реальные хозяева той или иной территории: родовые кланы, члены которых работают и в налоговой, и в полиции, и в других надзорных органах.

Дальнейшие «слабые места» – нефтепереработка, особенно мини-НПЗ, потом нефтебазы и собственно сети АЗС. Производство неучтенной продукции, искусственное изменение характеристик топлива, добавление авиакеросина и так далее. В итоге вместо топлива «Евро-5» можно приобрести «Евро-3», а вместо дизеля – судовое топливо.

Разумеется, все это позволяет АЗС, нарушающим правила, продавать топливо дешевле, чем у автозаправок ВИНК. В итоге последние недополучают прибыль, государство недополучает налоги, а автолюбители «убивают» свои машины.

Решить эту проблему может только создание надежной системы контроля объемов добычи нефти и последующего ее продвижения по путям переработки – «нефтяная ЕГАИС». Также можно использовать уже доказавшую свою эффективность систему контроля и возврата НДС.

При наличии политической воли число злоупотреблений в бензиновом бизнесе может быть сокращено в десятки раз. Недобросовестные игроки уйдут с рынка (кто-то, вероятно, и под суд), а остальные смогут получать свою законную прибыль и платить налоги. Подсчитано, что пресечение неуплаты налогов только с 30% продаваемого топлива уже даст бюджету 600 миллиардов рублей в год – столько же, сколько планируется получить от роста НДС, но без всяких негативных социальных последствий. Если же говорить об исключении нарушений в обороте нефти и нефтепродуктов, то бюджет в результате может получить несколько триллионов рублей.

* * *
Цены на бензин в России существенно ниже, чем во всех развитых странах, и они должны оставаться таковыми и в будущем. Однако основная проблема в ценообразовании на отечественном рынке сейчас кроется в стремлении правительства взять максимальные деньги с добросовестно работающих компаний и нежелании (скорее всего, из-за банальной лени) нанести удар по «черному рынку».


Дементьев Иван





Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Что будет с топливным рынком после марта 2019 года"


Напишите ваш комментарий к статье "Что будет с топливным рынком после марта 2019 года"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх