Лента новостей

13:39
Раскрыта причина отставки премьера Франции
13:15
Захаров заявил, что поправки в Конституцию отражают мнение большинства россиян
13:12
Салех поблагодарил Россию за гостеприимство и высокий прием
13:09
Марков назвал главную цель санкций США против «Северного потока — 2»
12:51
Обзор карты боевых действий, оперативная сводка по Сирии 03.07.2020
12:39
Ким Чен Ын рассказал о борьбе Северной Кореи с коронавирусом
12:06
На Украине самовольно поднимаются мосты
12:03
Зеленский фактически отменил уголовную ответственность для пьяных водителей
12:00
Лукашенко нелестно отозвался об украинцах
11:57
Польша вновь ввела карантин для прибывающих в страну украинцев
11:54
Смолий перед уходом подготовил почву для дефолта. Осенью Украину ждет финансовое дно
11:51
Героиня секс-скандала Клитина свою глупость решила прикрыть образом инопланетянки
11:48
В парламенте Деркач создал антикоррупционное объединение для разоблачения НАБУ и соросят
11:45
Советник президента Радуцкий хочет заработать на перекачке украинской крови в ЕС
11:42
Минюст собрался превратить Лукьяновское СИЗО в отель
11:36
Эксперты рассказали, как коронавирус перестроил бизнес в России
11:33
ЗРК С-500 позволят России раскрыть «зонтик противокосмической обороны»
11:27
Кравец удивилась "странностям" на похоронах Норкиной
11:18
Вторая волна COVID-19 рискует реализовать прогноз футуролога о новой Великой депрессии
10:54
Российский посол в ответ на критику: голосование лучше, чем в Швеции (Sveriges Radio, Швеция)
10:51
The New York Times (США): афганский подрядчик раздавал российские деньги за убийство американцев, говорят чиновники
10:48
ARD (Германия): как Путин решил «проблему 2024»
10:45
Хуаньцю шибао (Китай): 77,92% россиян проголосовали за принятие поправок в Конституцию. МИД КНР: Китай как и прежде будет уважать самостоятельно выбранный россиянами путь развития страны
10:42
Читатели «Таймс» о результатах голосования в России: «запрет на однополые браки». Значит, не все так плохо
10:36
В АЕБ оценили вклад европейских компаний в российскую экономику
10:33
АЕБ поддержала выдачу вида на жительство за покупку недвижимости в РФ
10:30
Росатом планирует начать добычу урана на новом месторождении в Бурятии
10:27
Страны ЕС, Перу и Израиль заинтересовались дезтуннелями из Пензы
10:21
Экс-президентам Панамы запретили покидать страну
10:18
В Находке задержали иностранное судно из-за долгов перед моряками
10:15
Часть европейских специалистов по спискам АЕБ уже вернулись в Россию
10:12
Заметили КНР. Токио взволновался из-за чужих кораблей у спорных островов
09:57
«Готовы остановить нападение»: почему Киев ждет масштабного вторжения России
09:08
История «большой восьмерки»: Россию хотят вернуть за стол переговоров
09:00
Плиту с текстом поправок в Конституцию РФ установили на центральной площади Южно-Курильска
08:00
Сирия итоги за сутки на 3 июля 06.00: САА не пропустила американский конвой в Хасаке, США вывозят сирийскую нефть в Ирак
07:54
Кравец удивилась "странностям" на похоронах Норкиной
07:21
В России создали дрон-дальнобойщик
07:18
Исследование: половина российских домохозяйств не покупают мебель
07:15
Эксперт рассказала, как правильно инвестировать в кризис
07:12
СМИ: Boeing останавливает производство легендарного лайнера Boeing 747
07:06
Доля современного вооружения в ВКС уже более 70%
07:03
В ВКС рассказали о радиолокационных станциях «Контейнер»
07:00
Twitter пообещал ввести редактор сообщений, когда все будут носить маски
06:57
В НАТО заявили о повышенной активности российских подлодок в Атлантике
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » ИноСМИ » Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой

Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой



Советский Союз был сухопутной державой и поэтому никогда не имел возможности предоставить достаточное количество ресурсов для создания настоящего флота авианосцев. Всегда существовали другие совершенно разумные — и в высшей степени практичные — способы расходования советских рублей. И даже сегодня российские нестратегические военно-морские силы сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны наземных и военно-воздушных сил, а будущее российской морской авиации в лучшем случае вновь является туманным.

Советский Союз был одной из крупнейших и наиболее развитых в промышленном отношении стран мира. Однако, несмотря на все таланты его инженеров и производственные мощности, за всю историю своего 74-летнего существования СССР так и не смог построить настоящий авианосец. У этой страны было несколько планов по их созданию, а в конце эпохи холодной войны там велось строительство настоящего авианосца «Ульяновск».

После победы коммунистов в 1917 году наука и инженерное дело были выдвинуты на передний край попыток модернизации России, а также других советских республик. Развитие военной промышленности не было исключением, и ресурсы направлялись на строительство танков, создание воздушно-десантных сил, ракет земля-земля и земля-воздух с использованием самых современных на тот момент технологий. Имя советского лидера Иосифа Сталина связывают с несколькими проектами строительства авианосцев, в том числе одного под названием «Измаил».

В 1927 году советское руководство одобрило планы по строительству авианосца. Для этого предполагалось перестроить незавершенный линейный крейсер императорского военно-морского флота России «Измаил», работы над которым начались в 1913 году, и превратить его в большой авианосец. Водоизмещение «Измаила», который был достроен как линейный крейсер, составляло 35 тысяч тонн, что делало его сопоставимым (в то десятилетие) с авианосцами военно-морских сил США периода между двумя войнами класса «Лексингтон» (Lexington), которые могли иметь на своем борту до 78 самолетов.

К сожалению для нового советского военно-морского флота, переоснащение «Измаила» так и не было завершено, и этот корабль в конечном итоге был утилизирован. Хотя идея строительства советских авианосцев действительно имела сторонников, другие люди, включая блестящего и молодого маршала Тухачевского, указывали на то, что Советский Союз, при всех своих размерах, не может позволить себе создать одновременно и сухопутные силы и военно-морских флот, сопоставимые по своим возможностям с тем, что имели наиболее сильные соседи. В определенном смысле Тухачевский был прав, и в результате военно-морской флот отошел на второй план, уступив передовые позиции армии (и военно-воздушным силам). Это была стратегическая дилемма, которую Советы унаследовали от царей, она существовала до падения Берлинской стены в 1989 году и продолжает оказывать свое влияние на нынешнее российское руководство.

При Сталине Советский Союз планировал развитие промышленности и сельского хозяйства в рамках пятилетних планов, и в 1938 году, в соответствии с третьим пятилетним планом, предполагалось строительство пары авианосцев. Так называемый «Проект 71» должен был основываться на кораблях класса «Чапаев» — водоизмещение 13 тысяч тонн, длина взлетно-посадочной палубы — 192 метра (630 футов). На каждом из них предполагалось разместить по 15 истребителей и по 30 бомбардировщиков с торпедами на борту. Один из них предусматривался для Балтийского флота, а другой — для Тихоокеанского флота. Строительство авианосцев были одобрено в 1939 году, однако эти планы не были реализованы из-за начавшейся Второй мировой войны. Второй проект строительства тяжелого авианосца водоизмещением 22 тысячи тонн был предложен, однако его строительство так и не началось.

В середине 1940-х в Советском Союзе, сцепившемся в смертельной схватке с нацистской Германий, была предложена еще одна концепция авианосца. «Проект 72» считался похожим на предыдущие концепции строительства авианосцев, однако его водоизмещение уже должно было составить 30 тысяч тонн, то есть в два раза больше. Еще один похожий план получил название «Проект Костромитинова», — водоизмещение этого авианосца должно было составить 40 тысяч тонн, и он должен был получить 66 истребителей, 40 бомбардировщиков-торпедоносцев и — что необычно — 152-миллиметровые орудия. Это свидетельствует о том, что его планировалось использовать для поддержки высадки десанта в Скандинавии или в Прибалтике, но для этого его еще нужно было построить. Советский Союз всегда был сухопутной державой, для которой наземная война должна была быть приоритетом, а военная ситуация в 1943 году совершенно ясно показала, что нельзя забирать ресурсы у Красной Армии для строительства авианосца сомнительной полезности.

В результате войны Красная Армия заняла господствующее положение в Евразии, и советский военно-морской флот вновь стал проталкивать идею строительства авианосцев. Руководители российского флота хотели иметь флот из 15 авианосцев — девяти больших и шести малых, которые предполагалось разделить между Тихоокеанским и Северным флотами: шесть больших авианосцев планировалось отдать в распоряжение Тихоокеанского флота, а все остальные — Северному флоту. Однако Сталин был настроен против авианосцев и предпочитал делать ставку на линкоры и крейсеры. Советская промышленность предоставила Сталину оправдание, поскольку ее представители утверждали, что страна не обладает возможностями, необходимыми для строительства кораблей нового класса.

На смену Сталину в 1953 году пришел Хрущев, у которого были новые идеи по поводу ракетной войны, но, тем не менее, советскому военно-морскому флоту удалось добиться одобрения планов строительства одного авианосца. Этот корабль получил название «Проект 85», его водоизмещение должно было составить всего 28 тысяч тонн, а в его ангарах планировалось разместить 40 соответствующим образом модифицированных истребителей МиГ-19. Однако советское руководство отказалось от этого плана еще до начала его реализации.

В 1962 году в Советском Союзе на верфях, расположенных на Украине в городе Николаеве, началось строительство двух авианосцев. Эти корабли — «Москва» и «Ленинград» — оказались компромиссными вариантами: их передняя часть выглядела как обычный ракетный крейсер, тогда как задняя часть представляла собой полетную палубу с ангарами и лифтами для подъема самолетов. Корабли класса «Москва» планировалось использовать для противодействия американским и британским подводным лодкам с ракетами «Поларис» (Polaris) на борту, действовавшим вблизи берегов СССР.

На каждом корабле класса «Москва» располагалось более дюжины боевых противолодочных вертолетов, однако других наступательных вооружений у них не было.

После кораблей класса «Москва» в 1970-е и 1980-е годы были построены корабли класса «Киев», которые имели те же задачи, однако в тот момент Соединенные Штаты готовились к развертыванию ракет «Трайдент» (Trident) с еще большим радиусом действия. Это означало, что советский военно-морской флот был вынужден действовать еще дальше от своих берегов, и потенциально он мог столкнуться с американскими авианосцами. В результате корабли «Киев» получили наступательные вооружения в виде противокорабельной ракеты П-1000 «Вулкан» (SS-N-12 Sandbox по классификации НАТО), каждая из которых могла быть оснащена 350-килотонной ядерной боевой частью. Построены были четыре корабля класса «Киев». Было получено одобрение на строительство пятого корабля, но оно так и не было завершено.

На середину 1980-х приходится период основного расширения советского военно-морского флота, в том числе авианосного. СССР начал строительство двух авианосцев водоизмещением 50 тысяч тонн, а также одного атомного суперавианосца «Ульяновск», который почти мог соперничать с американскими авианосцами класса «Нимиц» (Nimitz). Из этих трех суперкораблей до окончания холодной войны был построен лишь один. Этот построенный авианосец по наследству достался российским военно-морским силам, — он получил название «Адмирал Кузнецов» и до сих пор считается действующим кораблем. Незавершенный авианосец был куплен Китаем, который передал его в распоряжение Народно-освободительной армии, — он был модернизирован и в 2012 году вошел в состав китайского военно-морского флота под названием «Ляонин». «Ульяновск» был утилизирован Украиной, которой после развала Советского Союза в 1991 году по наследству достался его корпус.

Советский Союз был сухопутной державой, и поэтому он никогда не имел возможности предоставить достаточное количество ресурсов для создания настоящего флота авианосцев. Всегда существовали другие совершенно разумные — и в высшей степени практичные — способы расходования советских рублей. И даже сегодня российские нестратегические военно-морские силы сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны наземных и военно-воздушных сил, а будущее российской морской авиации, в лучшем случае, вновь является туманным.



Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой"


1 комментарий

  1. Ст. лейтенант
    Jurgen

    а зачем нужен авианосец, если русские ракеты смогут в случае нападения на нашу страну уничтожить не только авианосцы противника, на и всю нападающую сторону.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх