Лента новостей

22:55
Организатор «оранжевой революции» про Порошенко: он сделал страну изгоем
21:09
Спонсоры тактично слили не оправдавшего надежд Гудкова
19:21
Новая газета – прибежище убогих
19:14
Куликовская битва и миф о нашествии "монголов" на Русь
19:13
«Непрофессиональное правительство» Германии. Фрау Меркель, не пора ли вам в отставку?
19:12
Десантники ВСУ 9 часов искали спецназ США в лесу. Потом "захватили"
19:11
МИД Китая возмутился введёнными США санкциями
19:10
МО РФ усложнит конкурс для претендентов на гражданскую службу
19:10
Кто не хочет допустить Ходаковского до выборов главы ДНР?
19:09
Лондон сформирует наступательные кибервойска. Удар по "русским хакерам"?
19:08
США: "Аль-Каида" и Иран действуют совместно, чтобы сеять хаос
19:07
НАТО и США наращивают корабельную группировку в Восточном Средиземье
19:06
Заграница нам поможет! Экс-генерал рассказал, как НАТО "накажет" Россию
19:05
Сможет ли КнААЗ продолжить работу под санкциями?
19:04
Армия США закупит очки дополненной реальности на 0,5 млрд долларов. Зачем?
19:03
Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»: первый реактор запустят уже в октябре
19:02
Bloomberg: американские санкции помогли Путину достигнуть цели
19:01
Железная логика с Сергеем Михеевым, 21.09.18
19:00
Петр Порошенко подал в суд на BBC
19:00
Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле
18:59
США ввели санкции против Китая за покупку Су-35 и ЗРК С-400
18:58
США научат Сербию смотреть и читать только «правильные» новости
18:58
Очередное «остаточне прощавай»: Порошенко разорвал Договор о дружбе с Россией
18:57
«Вот почему люди смотрят RT»: Симоньян в эфире BBC рассказала об интервью с Петровым и Бошировым
18:56
Италию обвинили в расизме
18:54
«Дружба» в состоянии войны: почему Порошенко определился только сейчас?
18:53
Российские корабли в Средиземноморье нацелили ракеты на Идлиб
18:52
Ту-95МС к ответному удару готов
18:51
Акция "Поменяй родину на шампанское": соседи готовы к демонтажу Украины
18:49
Хитрый план провалился: ГРУ не смогло спасти Британию
18:35
Зашквары Ищенко: на что пошел кандидат от коммунистов в Приморье во втором туре?
18:20
Порошенко – ход избитым конём: даст ли реанимация имиджа нужные плоды?
17:37
Программа «Миллион деревьев» - москвичи сами решают, как озеленить свои дворы
17:24
Лужнецкая набережная Москвы превратилась в спортивный рай
13:34
National Interest о «божественном» оружии РФ, которое бы разгромило НАТО
12:21
Развернутые в рамках «Анаконда-18» и «Trident Juncture-2018» войска НАТО останутся у границ Беларуси и России?
11:49
Нам с такими воевать по одну сторону баррикад, или чего ждать Грузии от натовских солдат
10:32
Лондон создает спецвойска для нападения на Россию. НАТО готовится поддержать
08:13
Памяти Сергея Бодрова младшего посвящается...
08:10
Эдуард Лимонов: Израиль совершает большую ошибку, что воюет в Сирии для США
08:08
Кто такая Анна Шапиро и что о ней известно
08:06
Асад ответил за сбитый Ил-20 России. Что скажут в Москве?
08:05
Мустафа Джемилев рассказал, как уговаривал Эрдогана поддержать украинскую автокефалию
08:01
США подогревают церковный раскол на Украине
08:00
Армен Гаспарян: Наблюдение. О глубокой обиде ПАСЕ
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой

NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой

 Советский Союз был сухопутной державой и поэтому никогда не имел возможности предоставить достаточное количество ресурсов для создания настоящего флота авианосцев, пишет журнал The National Interest. Всегда существовали другие совершенно разумные — и в высшей степени практичные — способы расходования советских рублей. И даже сегодня российские нестратегические военно-морские силы сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны наземных и военно-воздушных сил, а будущее российской морской авиации в лучшем случае вновь является туманным.

Советский Союз был одной из крупнейших и наиболее развитых в промышленном отношении стран мира. Однако, несмотря на все таланты его инженеров и производственные мощности, за всю историю своего 74-летнего существования СССР так и не смог построить настоящий авианосец. У этой страны было несколько планов по их созданию, а в конце эпохи холодной войны там велось строительство настоящего авианосца «Ульяновск».

После победы коммунистов в 1917 году наука и инженерное дело были выдвинуты на передний край попыток модернизации России, а также других советских республик. Развитие военной промышленности не было исключением, и ресурсы направлялись на строительство танков, создание воздушно-десантных сил, ракет земля-земля и земля-воздух с использованием самых современных на тот момент технологий. Имя советского лидера Иосифа Сталина связывают с несколькими проектами строительства авианосцев, в том числе одного под названием «Измаил».

В 1927 году советское руководство одобрило планы по строительству авианосца. Для этого предполагалось перестроить незавершенный линейный крейсер императорского военно-морского флота России «Измаил», работы над которым начались в 1913 году, и превратить его в большой авианосец. Водоизмещение «Измаила», который был достроен как линейный крейсер, составляло 35 тысяч тонн, что делало его сопоставимым (в то десятилетие) с авианосцами военно-морских сил США периода между двумя войнами класса «Лексингтон» (Lexington), которые могли иметь на своем борту до 78 самолетов.

К сожалению для нового советского военно-морского флота, переоснащение «Измаила» так и не было завершено, и этот корабль в конечном итоге был утилизирован. Хотя идея строительства советских авианосцев действительно имела сторонников, другие люди, включая блестящего и молодого маршала Тухачевского, указывали на то, что Советский Союз, при всех своих размерах, не может позволить себе создать одновременно и сухопутные силы и военно-морских флот, сопоставимые по своим возможностям с тем, что имели наиболее сильные соседи. В определенном смысле Тухачевский был прав, и в результате военно-морской флот отошел на второй план, уступив передовые позиции армии (и военно-воздушным силам). Это была стратегическая дилемма, которую Советы унаследовали от царей, она существовала до падения Берлинской стены в 1989 году и продолжает оказывать свое влияние на нынешнее российское руководство.

При Сталине Советский Союз планировал развитие промышленности и сельского хозяйства в рамках пятилетних планов, и в 1938 году, в соответствии с третьим пятилетним планом, предполагалось строительство пары авианосцев. Так называемый «Проект 71» должен был основываться на кораблях класса «Чапаев» — водоизмещение 13 тысяч тонн, длина взлетно-посадочной палубы — 192 метра (630 футов). На каждом из них предполагалось разместить по 15 истребителей и по 30 бомбардировщиков с торпедами на борту. Один из них предусматривался для Балтийского флота, а другой — для Тихоокеанского флота. Строительство авианосцев были одобрено в 1939 году, однако эти планы не были реализованы из-за начавшейся Второй мировой войны. Второй проект строительства тяжелого авианосца водоизмещением 22 тысячи тонн был предложен, однако его строительство так и не началось.

В середине 1940-х в Советском Союзе, сцепившемся в смертельной схватке с нацистской Германий, была предложена еще одна концепция авианосца. «Проект 72» считался похожим на предыдущие концепции строительства авианосцев, однако его водоизмещение уже должно было составить 30 тысяч тонн, то есть в два раза больше. Еще один похожий план получил название «Проект Костромитинова», — водоизмещение этого авианосца должно было составить 40 тысяч тонн, и он должен был получить 66 истребителей, 40 бомбардировщиков-торпедоносцев и — что необычно — 152-миллиметровые орудия. Это свидетельствует о том, что его планировалось использовать для поддержки высадки десанта в Скандинавии или в Прибалтике, но для этого его еще нужно было построить. Советский Союз всегда был сухопутной державой, для которой наземная война должна была быть приоритетом, а военная ситуация в 1943 году совершенно ясно показала, что нельзя забирать ресурсы у Красной Армии для строительства авианосца сомнительной полезности.

В результате войны Красная Армия заняла господствующее положение в Евразии, и советский военно-морской флот вновь стал проталкивать идею строительства авианосцев. Руководители российского флота хотели иметь флот из 15 авианосцев — девяти больших и шести малых, которые предполагалось разделить между Тихоокеанским и Северным флотами: шесть больших авианосцев планировалось отдать в распоряжение Тихоокеанского флота, а все остальные — Северному флоту. Однако Сталин был настроен против авианосцев и предпочитал делать ставку на линкоры и крейсеры. Советская промышленность предоставила Сталину оправдание, поскольку ее представители утверждали, что страна не обладает возможностями, необходимыми для строительства кораблей нового класса.
На смену Сталину в 1953 году пришел Хрущев, у которого были новые идеи по поводу ракетной войны, но, тем не менее, советскому военно-морскому флоту удалось добиться одобрения планов строительства одного авианосца. Этот корабль получил название «Проект 85», его водоизмещение должно было составить всего 28 тысяч тонн, а в его ангарах планировалось разместить 40 соответствующим образом модифицированных истребителей МиГ-19. Однако советское руководство отказалось от этого плана еще до начала его реализации.

В 1962 году в Советском Союзе на верфях, расположенных на Украине в городе Николаеве, началось строительство двух авианосцев. Эти корабли — «Москва» и «Ленинград» — оказались компромиссными вариантами: их передняя часть выглядела как обычный ракетный крейсер, тогда как задняя часть представляла собой полетную палубу с ангарами и лифтами для подъема самолетов. Корабли класса «Москва» планировалось использовать для противодействия американским и британским подводным лодкам с ракетами «Поларис» (Polaris) на борту, действовавшим вблизи берегов СССР.

На каждом корабле класса «Москва» располагалось более дюжины боевых противолодочных вертолетов, однако других наступательных вооружений у них не было.

После кораблей класса «Москва» в 1970-е и 1980-е годы были построены корабли класса «Киев», которые имели те же задачи, однако в тот момент Соединенные Штаты готовились к развертыванию ракет «Трайдент» (Trident) с еще большим радиусом действия. Это означало, что советский военно-морской флот был вынужден действовать еще дальше от своих берегов, и потенциально он мог столкнуться с американскими авианосцами. В результате корабли «Киев» получили наступательные вооружения в виде противокорабельной ракеты П-1000 «Вулкан» (SS-N-12 Sandbox по классификации НАТО), каждая из которых могла быть оснащена 350-килотонной ядерной боевой частью. Построены были четыре корабля класса «Киев». Было получено одобрение на строительство пятого корабля, но оно так и не было завершено.

На середину 1980-х приходится период основного расширения советского военно-морского флота, в том числе авианосного. СССР начал строительство двух авианосцев водоизмещением 50 тысяч тонн, а также одного атомного суперавианосца «Ульяновск», который почти мог соперничать с американскими авианосцами класса «Нимиц» (Nimitz). Из этих трех суперкораблей до окончания холодной войны был построен лишь один. Этот построенный авианосец по наследству достался российским военно-морским силам, — он получил название «Адмирал Кузнецов» и до сих пор считается действующим кораблем. Незавершенный авианосец был куплен Китаем, который передал его в распоряжение Народно-освободительной армии, — он был модернизирован и в 2012 году вошел в состав китайского военно-морского флота под названием «Ляонин». «Ульяновск» был утилизирован Украиной, которой после развала Советского Союза в 1991 году по наследству достался его корпус.

Советский Союз был сухопутной державой, и поэтому он никогда не имел возможности предоставить достаточное количество ресурсов для создания настоящего флота авианосцев. Всегда существовали другие совершенно разумные — и в высшей степени практичные — способы расходования советских рублей. И даже сегодня российские нестратегические военно-морские силы сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны наземных и военно-воздушных сил, а будущее российской морской авиации, в лучшем случае, вновь является туманным.


Кайл Мизоками







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой"


Напишите ваш комментарий к статье "NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх