Лента новостей

12:53
На Украине начинается жесткое политическое противостояние
12:51
Кто выиграл от распада СССР
12:50
Как американцы за минуту из F-16 сделали машину поколения 5. Недорого
12:49
В войска начали поступать новейшие ракетные комплексы «Авангард»
12:48
Зачем Зеленскому референдум?
12:47
Желающий захватить столицу Ливии Хафтар отказался от перемирия
12:47
Советник президента США призвал "бросить вызов" влиянию России в Арктике
12:46
В НАТО заявили о планах расширить военную поддержку Украине
12:46
Первая ласточка-Взят под стражу оперативник Deep State адвокат Авенатти
12:45
Китай держит руки на финансовой трахее человека, ответственного за атаки на Huawei
12:44
Группа супермоделей мирового уровня посетит Россию
12:39
Школа - конвейер производства человекомассы
12:36
Юрий Барбашов: Уроки екатеринбургского майдана
12:35
«Грязная нефть»: аттракциона невиданной щедрости не будет
12:34
Слишком много власти: Цукерберга выгоняют из Facebook
12:34
Кровавый экспорт: убийцы на улицах Европы
12:33
Китай с "чужим" терроризмом борется так же, как и США. С выгодой для себя
12:32
Шестой легитимный
12:30
Харьков. Позор для Зеленского
12:29
О подаче заявлений на паспорт РФ для жителей ЛДНР на территории России
12:22
Атомные подводные силы ВМФ России: небоевые потери
12:20
Украине нужно вести переговоры с Россией, – Полторак
12:18
На выпущенной в США монете СССР «исключили» из числа победителей Второй мировой войны
12:17
Рада против "узурпатора"
12:17
Испугались и попали в плен
12:12
США пытаются убить Huawei пока еще не поздно
12:12
США в стадии войны со всем миром
12:05
Российские «медведи» пролетели у побережья Аляски
12:03
Уральская республика возрождается?
12:00
Раскрыты потери США при войне с Ираном
11:59
"Шоу закончилось, начинается реальная политика". Мировые СМИ об инаугурации Зеленского
09:30
Бумажный тигр
09:29
Алексей Журавко: «Референдум о мире» - ничего глупее и предположить было нельзя!
09:26
Миролюбец Трамп
09:25
Остывший след российского вмешательства в дела ЕС
09:23
Akşam (Турция): сенаторы, ратующие за санкции против Турции из-за покупки С-400, оказались заступниками организации Гюлена
09:21
Отпетляет только Парубий со справкой. Остальных надо судить
09:19
Никто не узнает: Порошенко убирают
09:18
MH370 угнал украинский военный
09:16
Москве послан ясный сигнал: НАТО прогонит Россию из Крыма
09:15
Американская авианосная группа будет похоронена в Северном ледовитом океане российской системой РЭБ
09:13
Американские бомбардировщики над Персидским заливом встречают иранские С-300
09:12
Русские боевые беспилотники: чем они превосходят американские
09:10
"Невидимые убийцы" России способны изменить ход войны
09:08
Друзья президента Зеленского занимают ключевые должности
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой

NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой


 Советский Союз был сухопутной державой и поэтому никогда не имел возможности предоставить достаточное количество ресурсов для создания настоящего флота авианосцев, пишет журнал The National Interest. Всегда существовали другие совершенно разумные — и в высшей степени практичные — способы расходования советских рублей. И даже сегодня российские нестратегические военно-морские силы сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны наземных и военно-воздушных сил, а будущее российской морской авиации в лучшем случае вновь является туманным.

Советский Союз был одной из крупнейших и наиболее развитых в промышленном отношении стран мира. Однако, несмотря на все таланты его инженеров и производственные мощности, за всю историю своего 74-летнего существования СССР так и не смог построить настоящий авианосец. У этой страны было несколько планов по их созданию, а в конце эпохи холодной войны там велось строительство настоящего авианосца «Ульяновск».

После победы коммунистов в 1917 году наука и инженерное дело были выдвинуты на передний край попыток модернизации России, а также других советских республик. Развитие военной промышленности не было исключением, и ресурсы направлялись на строительство танков, создание воздушно-десантных сил, ракет земля-земля и земля-воздух с использованием самых современных на тот момент технологий. Имя советского лидера Иосифа Сталина связывают с несколькими проектами строительства авианосцев, в том числе одного под названием «Измаил».

В 1927 году советское руководство одобрило планы по строительству авианосца. Для этого предполагалось перестроить незавершенный линейный крейсер императорского военно-морского флота России «Измаил», работы над которым начались в 1913 году, и превратить его в большой авианосец. Водоизмещение «Измаила», который был достроен как линейный крейсер, составляло 35 тысяч тонн, что делало его сопоставимым (в то десятилетие) с авианосцами военно-морских сил США периода между двумя войнами класса «Лексингтон» (Lexington), которые могли иметь на своем борту до 78 самолетов.

К сожалению для нового советского военно-морского флота, переоснащение «Измаила» так и не было завершено, и этот корабль в конечном итоге был утилизирован. Хотя идея строительства советских авианосцев действительно имела сторонников, другие люди, включая блестящего и молодого маршала Тухачевского, указывали на то, что Советский Союз, при всех своих размерах, не может позволить себе создать одновременно и сухопутные силы и военно-морских флот, сопоставимые по своим возможностям с тем, что имели наиболее сильные соседи. В определенном смысле Тухачевский был прав, и в результате военно-морской флот отошел на второй план, уступив передовые позиции армии (и военно-воздушным силам). Это была стратегическая дилемма, которую Советы унаследовали от царей, она существовала до падения Берлинской стены в 1989 году и продолжает оказывать свое влияние на нынешнее российское руководство.

При Сталине Советский Союз планировал развитие промышленности и сельского хозяйства в рамках пятилетних планов, и в 1938 году, в соответствии с третьим пятилетним планом, предполагалось строительство пары авианосцев. Так называемый «Проект 71» должен был основываться на кораблях класса «Чапаев» — водоизмещение 13 тысяч тонн, длина взлетно-посадочной палубы — 192 метра (630 футов). На каждом из них предполагалось разместить по 15 истребителей и по 30 бомбардировщиков с торпедами на борту. Один из них предусматривался для Балтийского флота, а другой — для Тихоокеанского флота. Строительство авианосцев были одобрено в 1939 году, однако эти планы не были реализованы из-за начавшейся Второй мировой войны. Второй проект строительства тяжелого авианосца водоизмещением 22 тысячи тонн был предложен, однако его строительство так и не началось.

В середине 1940-х в Советском Союзе, сцепившемся в смертельной схватке с нацистской Германий, была предложена еще одна концепция авианосца. «Проект 72» считался похожим на предыдущие концепции строительства авианосцев, однако его водоизмещение уже должно было составить 30 тысяч тонн, то есть в два раза больше. Еще один похожий план получил название «Проект Костромитинова», — водоизмещение этого авианосца должно было составить 40 тысяч тонн, и он должен был получить 66 истребителей, 40 бомбардировщиков-торпедоносцев и — что необычно — 152-миллиметровые орудия. Это свидетельствует о том, что его планировалось использовать для поддержки высадки десанта в Скандинавии или в Прибалтике, но для этого его еще нужно было построить. Советский Союз всегда был сухопутной державой, для которой наземная война должна была быть приоритетом, а военная ситуация в 1943 году совершенно ясно показала, что нельзя забирать ресурсы у Красной Армии для строительства авианосца сомнительной полезности.

В результате войны Красная Армия заняла господствующее положение в Евразии, и советский военно-морской флот вновь стал проталкивать идею строительства авианосцев. Руководители российского флота хотели иметь флот из 15 авианосцев — девяти больших и шести малых, которые предполагалось разделить между Тихоокеанским и Северным флотами: шесть больших авианосцев планировалось отдать в распоряжение Тихоокеанского флота, а все остальные — Северному флоту. Однако Сталин был настроен против авианосцев и предпочитал делать ставку на линкоры и крейсеры. Советская промышленность предоставила Сталину оправдание, поскольку ее представители утверждали, что страна не обладает возможностями, необходимыми для строительства кораблей нового класса.
На смену Сталину в 1953 году пришел Хрущев, у которого были новые идеи по поводу ракетной войны, но, тем не менее, советскому военно-морскому флоту удалось добиться одобрения планов строительства одного авианосца. Этот корабль получил название «Проект 85», его водоизмещение должно было составить всего 28 тысяч тонн, а в его ангарах планировалось разместить 40 соответствующим образом модифицированных истребителей МиГ-19. Однако советское руководство отказалось от этого плана еще до начала его реализации.

В 1962 году в Советском Союзе на верфях, расположенных на Украине в городе Николаеве, началось строительство двух авианосцев. Эти корабли — «Москва» и «Ленинград» — оказались компромиссными вариантами: их передняя часть выглядела как обычный ракетный крейсер, тогда как задняя часть представляла собой полетную палубу с ангарами и лифтами для подъема самолетов. Корабли класса «Москва» планировалось использовать для противодействия американским и британским подводным лодкам с ракетами «Поларис» (Polaris) на борту, действовавшим вблизи берегов СССР.

На каждом корабле класса «Москва» располагалось более дюжины боевых противолодочных вертолетов, однако других наступательных вооружений у них не было.

После кораблей класса «Москва» в 1970-е и 1980-е годы были построены корабли класса «Киев», которые имели те же задачи, однако в тот момент Соединенные Штаты готовились к развертыванию ракет «Трайдент» (Trident) с еще большим радиусом действия. Это означало, что советский военно-морской флот был вынужден действовать еще дальше от своих берегов, и потенциально он мог столкнуться с американскими авианосцами. В результате корабли «Киев» получили наступательные вооружения в виде противокорабельной ракеты П-1000 «Вулкан» (SS-N-12 Sandbox по классификации НАТО), каждая из которых могла быть оснащена 350-килотонной ядерной боевой частью. Построены были четыре корабля класса «Киев». Было получено одобрение на строительство пятого корабля, но оно так и не было завершено.

На середину 1980-х приходится период основного расширения советского военно-морского флота, в том числе авианосного. СССР начал строительство двух авианосцев водоизмещением 50 тысяч тонн, а также одного атомного суперавианосца «Ульяновск», который почти мог соперничать с американскими авианосцами класса «Нимиц» (Nimitz). Из этих трех суперкораблей до окончания холодной войны был построен лишь один. Этот построенный авианосец по наследству достался российским военно-морским силам, — он получил название «Адмирал Кузнецов» и до сих пор считается действующим кораблем. Незавершенный авианосец был куплен Китаем, который передал его в распоряжение Народно-освободительной армии, — он был модернизирован и в 2012 году вошел в состав китайского военно-морского флота под названием «Ляонин». «Ульяновск» был утилизирован Украиной, которой после развала Советского Союза в 1991 году по наследству достался его корпус.

Советский Союз был сухопутной державой, и поэтому он никогда не имел возможности предоставить достаточное количество ресурсов для создания настоящего флота авианосцев. Всегда существовали другие совершенно разумные — и в высшей степени практичные — способы расходования советских рублей. И даже сегодня российские нестратегические военно-морские силы сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны наземных и военно-воздушных сил, а будущее российской морской авиации, в лучшем случае, вновь является туманным.


Кайл Мизоками





Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой"


Напишите ваш комментарий к статье "NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх