Лента новостей

06:19
США не потянут второй Карибский кризис: Россия возвращается на Кубу
21:05
Украина: полит-шоу в самом разгаре
20:59
В Киеве считают Европу недостаточно проукраинской
20:54
Возвращение России в ПАСЕ – стратегическое поражение Украины
20:45
Депутат Резник игнорирует судебные заседания по делу «Воин-В»
20:38
«Есть политические спекуляции»: Беглов не будет сдавать в избирком подписи из Выборгского района
20:24
Конгрессмены хотят запретить Трампу начинать военную операцию против Ирана
19:49
Перед муниципальными выборами Запад усилил пиар команды Навального
19:28
Призрак бродит по Украине - призрак реванша
19:20
Украинский пират женился в московском СИЗО
19:19
Трамп пообещал обойтись без оккупации Ирана
19:18
Зеленский форсирует внедрение стандартов НАТО
19:18
ДНР заявила об отступлении украинских боевиков
19:17
Украинские десантники массово увольняются на Донбассе
19:16
Порошенко скорбит по поводу «поражения всего мира» перед Россией
19:15
Мэр Тбилиси заманивает российских туристов
19:12
РПЦ требует узаконить права человеческого эмбриона
19:11
Россия одобрила отказ Китая импортировать свинину из Канады
19:09
Госдума предостерегла ПАСЕ от покушения на права России
19:08
ЛНР и Украина начали разведение войск у Станицы Луганской
19:07
Зеленский совершил провокацию в отношении Крыма
19:04
Google продолжает подрывную деятельность в России
19:03
Украина решила отомстить ПАСЕ
19:00
В ДНР обезвредили украинских террористов
18:59
В России высмеяли украинские инсинуации о вреде Крымского моста
18:57
ФСБ пресекла теракт в Саратове
18:36
«Чернобыль»: правда и вымысел в нашумевшем сериале
18:36
«Чернобыль»: правда и вымысел в нашумевшем сериале
18:35
«Чернобыль»: правда и вымысел в нашумевшем сериале
17:44
Украина открыла ураганный огонь по Донецку
17:44
В Сан-Франциско запретили электронные сигареты
17:42
Порошенко забросали дымовыми шашками
17:42
Столичные кадеты присмотрелись к солдатской жизни
17:41
ЛНР объяснила бегство украинских карателей
17:40
Русские дроны в небе Сирии
17:39
Россия отказывается от серийного производства спутников ГЛОНАСС
17:38
Как СССР опередил США в постройке первой в мире АЭС
13:23
Петербуржцы пикетируют у ЗакСа с требованием лишить травокура Резника депутатского мандата
11:31
«Грузинская мечта» возвращает свой рейтинг. И немного о туристическом бизнесе
08:25
Андрей Манчук: Купюрная зрада
08:23
Месячник Зеленского: «И пораженье от победы ты сам не сможешь отличить»
08:21
Алексей Журавко: Алексею Гончаренко не место в парламенте - его место в тюрьме!
08:19
Грузия сдала очередной экзамен на русофобию
08:19
Дмитрий Борисенко: Подхрюкивание как часть незалежного эпоса
08:18
Россия — это привилегия. Роман Носиков о том, кому и что должны русские
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » Последний довод моряков: когда боевые корабли идут на таран

Последний довод моряков: когда боевые корабли идут на таран


 Многие тактические приемы морских сражений прошлых столетий давно канули в Лету: абордажи, линейное построение кораблей, предельно близкая дистанция огневого контакта… Однако один из них — морской таран — широко применялся в войнах XX века. А его модификация — навал — вполне способна решить боевую задачу и сейчас.

Силовая тактика

Ведущие морские державы оборудовали таранами боевые корабли вплоть до 1870-1890-х годов, до эпохи броненосного флота. Конструктивно это устройство представляло собой выдающийся вперед «бивень» — шпирон, отходящий от фортштевня, и предназначалось для поражения подводной части вражеского корабля и его потопления. Когда в морях господствовали гребные, а позже и парусные корабли с недальнобойной артиллерией, грамотно исполненный таран мог за считаные минуты пустить ко дну даже флагман, предопределив тем самым исход целого сражения.

Сведения об успешных таранах в начале ХХ века отсутствуют. Но известен случай 18 марта 1915-го, когда британский линкор «Дредноут» во время морского перехода самовольно покинул строй кильватера и «прихлопнул» немецкую подлодку U-29. Субмарины в надводном положении особенно уязвимы для тарана, поскольку не располагают достаточным запасом прочности, чтобы выдержать удар такой колоссальной силы. Точно так же трансатлантический лайнер «Олимпик» в Ла-Манше раздавил немецкую субмарину U-109, буквально разломив ее пополам.

Первая попытка тарана во Вторую мировую войну — отчаянный рывок командира английского крейсера «Эксетер», вступившего в неравный бой с немецким линкором «Адмирал граф Шпее» у берегов Латинской Америки 13 декабря 1939-го. Значительно более тяжелый «немец» рассеял огнем сопровождение британского флагмана и несколькими меткими залпами разнес всю артиллерию главного калибра «Эксетера». Но и в этой безнадежной ситуации капитан крейсера Фредерик Белл отказался сдаваться и дал полный ход прямо в борт немецкому линкору. «Адмирал граф Шпее» вышел из боя, скрывшись за дымовой завесой.

От вражеского тарана пострадал Джон Фицджеральд Кеннеди, командовавший в апреле 1943-го торпедным катером PT-109. Лодка во главе с будущим 35-м президентом США вела ночное патрулирование вблизи Соломоновых островов. Внезапно из темноты вылетел японский эсминец и разрезал PT-109 пополам. Выжившие члены команды добирались до берега вплавь, причем Кеннеди тащил на себе раненого.

Не гнушались таранов и советские моряки. Так, ночью 28 августа 1941-го два советских бронекатера в Выборгском заливе, как две акулы на косяк рыбы, набросились на флотилию небольших судов противника и уничтожили таранными ударами три катера, два самоходных десантных судна, понтон с тяжелым вооружением и четыре баркаса, перевозившие пехоту и боеприпасы. Применяли «последний аргумент» и подводники. Двенадцатого декабря 1944 года в Балтийском море лодка «Лембит» в подводном положении протаранила немецкую U-479. Та затонула, а советская субмарина с незначительными повреждениями вернулась в порт.

Навал тарану рознь

Даже в годы Второй мировой тараны были редкими. Дальность корабельной артиллерии позволяла противникам вести сражение вне зоны прямой видимости, современные торпеды отвечали за ближний бой, палубная авиация практически исключала внезапность атаки вражеской эскадры. А в XXI веке — с его дальнобойными противокорабельными ракетами, мощными радарами и спутниками — таран представить просто немыслимо.

«Увеличение дистанции боя не единственная причина невозможности морских таранов, — рассказал РИА Новости председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. — После окончания холодной войны резко сократился численный состав кораблей всех без исключения мировых флотов. Бывшая «владычица морей» Великобритания объявила недавно, что у нее осталось всего-то 27 вымпелов. По меркам середины прошлого века, это крохи. Все морские державы берегут свои корабли, они очень дороги и сложны в производстве. Пускать на таран современный эсминец — это все равно что сажать пилота-камикадзе в кабину истребителя пятого поколения. Впрочем, отмирание тарана вовсе не значит, что корабли больше не сталкиваются в море — в прямом смысле этого слова».

В феврале этого года исполнилось тридцать лет героическому навалу советского сторожевика на американский крейсер в Черном море. Навал — это, если можно так выразиться, облегченная версия тарана. Корабль пытается не проткнуть судно противника, а ударить его бортом, сблизившись параллельным курсом. Цель навала не потопить корабль, но вынудить его остановиться или изменить направление движения. Иными словами, это последнее «китайское предупреждение». И если его не поймут, заговорят орудия.

Тринадцатого марта 1986 года два вымпела ВМС США — ракетный крейсер «Йорктаун» (водоизмещение 9800 тонн) и эсминец «Кэрон» (водоизмещение восемь тысяч тонн) — нарушили морскую границу вблизи Южного берега Крыма, углубившись в территориальные воды СССР на десять километров. Корабли шли с работающими радиоэлектронными станциями и, очевидно, вели комплексную разведку. Вскоре они изменили курс, отправившись восвояси, но «осадочек остался». Вряд ли американцы успели выяснить что-то важное, однако такие действия советские моряки восприняли как однозначную провокацию и попытку «взять на слабо». Военное и политическое руководство страны порекомендовало использовать в таких случаях тактику навала.

Маленькие, но дерзкие

Следующий повод ее применить представился через два года: «Йорктаун» и «Кэрон» прошли через Босфор в начале февраля 1988-го. Им на сопровождение немедленно отправили два сторожевых корабля — «Беззаветный» (водоизмещение 3200 тонн) и СКР-6 (водоизмещение 1140 тонн). По «весовой категории» советские корабли четырехкратно уступали американским и были несравнимо легче вооружены. Но размер в море далеко не всегда имеет решающее значение.

Американцы, не меняя курса, шли прямо к Форосу — в советские территориальные воды. Двенадцатого февраля в 09:45 с «Беззаветного» открытым текстом передали на «Йорктаун»: «Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР. Предлагаю лечь на курс 110″. Ответа не последовало. Начальник штаба Черноморского флота приказал командиру «Беззаветного» передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: «По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными военными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента настоятельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР».

«Йорктаун» на голубом глазу ответил, что ничего не нарушает и действует согласно международным правилам. Американцев предупредили еще несколько раз, однако корабли курс не изменили. В 10:45 они оказались в территориальных водах СССР. Оба черноморских сторожевика по команде дали полный ход и пошли на сближение. В 11:02 «Беззаветный» навалился на левый борт «Йорктауна», срезав ему леера ограждения и смяв установку противокорабельных ракет «Гарпун».

1471457664

Одновременно СКР-6 «бортанул» эсминец «Кэрон» в кормовой части, повредив противнику шлюпку и шлюпбалку. Оба советских корабля отделались минимальными повреждениями, отошли на небольшую дистанцию и продолжили сопровождение в полной готовности повторить маневр. Но этого не понадобилось. Американская эскадра немедленно изменила курс, направившись обратно к Босфору. Видимо, с навалом они столкнулись впервые и до конца не верили, что два небольших сторожевика решатся бросить вызов их тяжелым посудинам.

«Командир корабля в море — второй после бога, как говорят моряки, — объясняет Константин Стрельбицкий. — И только он может принять окончательное решение идти на прямое столкновение. Команды «Беззаветного» и СКР-6 навал провели идеально, изрядно напугав американцев. Если бы они не отвернули, мог бы начаться серьезный бой. Несомненно, навал — гораздо более безопасный маневр, чем таран, но требует не меньшей выучки и мужества. Вы посмотрите на фотографии столкновения, сделанные с борта «Йорктауна»! Часть офицеров «Беззаветного» оставалась на палубе. Они стояли на надстройке, держась за леера, и всем своим видом выражали решимость идти до конца. Думаю, это тоже заставило американцев побыстрее убраться восвояси».


 Андрей Коц


Опубликовано: lentok     Источник


Похожие публикации для статьи "Последний довод моряков: когда боевые корабли идут на таран"


Напишите ваш комментарий к статье "Последний довод моряков: когда боевые корабли идут на таран"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх