Лента новостей

19:22
Как посол США в Польше превратила Пасху в политическую акцию
19:21
Путин помог вскрыть иллюзию единства Балтии
19:20
Обещания Порошенко и реальность
19:17
НАТО: ОПАСНЫЙ ВОЕННЫЙ БЛОК ИЛИ СТАРЫЙ БАБАЙКА В ШКАФУ?
19:16
Мешок украинского языка
19:15
Юрий Селиванов: Show must go on!
19:12
Пользователи высмеяли призыв украинского генерала захватить часть России
19:11
При столкновениях в Панкисском ущелье в Грузии пострадали 15 полицейских
19:10
215 человек стали жертвами терактов на Шри-Ланке
19:09
Пятилетний мальчик выиграл более 100 тысяч руб за шутку про Зеленского
19:08
Зеленский объяснил, почему показал заполненный бюллетень
19:05
Полиция Украины выписала штраф Зеленскому
19:05
Появилась новая информация о состоянии писателя Дмитрия Быкова
19:04
Опрос показал, сколько голосов набирает на выборах Зеленский
19:03
Лавров рассказал о последствиях новой провокации Киева в Керченском проливе
19:03
На Шри-Ланке заблокировали соцсети и мессенджеры после взрывов
19:01
Лавров оценил заявления Зеленского по Донбассу
19:00
Украина — страна невесёлого КВН
18:58
Кровавый пастор готовит «жуткий удар» по ФСБ и ГРУ
18:57
Лавров рассказал, почему Россия признала выборы на Украине в 2014 году
18:55
"На рынок вышли предвыборные деньги". Почему в Украине за считанные дни взлетели ценники буквально на все
18:52
"Голоса за Зеленского засчитывать Порошенко". Вскрылась схема фальсификации выборов
18:51
Саморазоблачение приспособленца
18:44
Экстренное заявление Армии ДНР в связи с обстрелом ВСУ российских журналистов
17:58
Почему Вишневский все митинги превращает в гей-парады?
17:16
Мнения знаменитостей о Дональде Трампе: «полный неудачник» или «мудрый собеседник»?
16:37
Ни разу не гениальная Даша Навальная: очередная ложь семьи блогера
15:49
На Шри-Ланке прогремел восьмой взрыв
15:48
Полуспортивные авто 60-х отличались редкой элегантностью
15:47
Американцы забрали у нас Украину навсегда
15:47
Почему Греция дергает Германию за усы
15:46
Турчинов сравнил Порошенко с Иисусом Христом
15:46
Украинские юристы начали дискуссию, по какой статье сажать Порошенко
15:45
Голосование во втором туре. Первые данные
15:42
Предстоятели древнейших церквей отказали Варфоломею в поддержке его вторжения на Украину
15:41
Дочка «патриота» Навального поступила в американский Стэнфорд
15:40
Население России гнобят праздничными днями. Что делать - страна рабов.
15:39
Владимир Зеленский и пустота
15:39
Ложь и лицемерие французских буржуа: как Нотр-Дам усугубил раскол в обществе
15:38
США заранее проиграли России «звездные войны»
15:35
Александр Роджерс: Лента Гитлера и дыра Овертона
15:35
Кто лучше, Коломойский или Порошенко?
15:34
Публичные дома в царской России
15:27
Взгляд на Америку. Менее 25% выпускников колледжа могут ответить на эти 4 простых вопроса
15:26
Минск ограничил экспорт нефтепродуктов из-за качества российской нефти
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


» » Больше и лучше: Стало известно, сколько в России планируют построить кораблей

Больше и лучше: Стало известно, сколько в России планируют построить кораблей


 Всего и побольше – так комментаторы из военно-морских кругов оценивают только что обнародованную Министерством промышленности и торговли России Стратегию развития судостроительной промышленности.

Если отвлечься от сроков

Если отвлечься от сроков, то основные целевые индикаторы реализации стратегии выглядят замечательно. Правда, позволим себе, чтобы два раза не вставать, привести в скобочках высказывания скептиков, эти самые индикаторы оценивающих.

Относительно 2017 года динамика выпуска продукции предприятиями отрасли должна вырасти до 201% (правда, что означает выражение «динамики выпуска» в процентах, совершенно непонятно). Динамика выпуска гражданских судов должна подняться в 5 раз – до 507% (динамика – это, вообще-то, просто состояние движения или изменения, что значит поднять состояние движения в 5 раз – на совести разработчиков стратегии, а точнее – плод низкой штабной культуры их, говорят специалисты).

При этом динамика выпуска оборонной продукции планируется не такой большой – 168%, оттого соотношение объёмов гражданской продукции к военной должно стать 45 к 55 (дело хорошее, вот только какова будет стоимость «гражданки», склёпанной на военном предприятии? не оттого ли и такой взрывной рост «динамики» выпуска её в денежном выражении?).

Натуральные показатели более понятны. Объём и военной, и гражданской продукции судостроительной отрасли в целом должен вырасти со 100 в 2020 до 250 тысяч тонн порожнего водоизмещения в 2030 году. Нарастающим итогом гражданских судов водоизмещением больше 80 тонн должно быть выпущено 524, военных кораблей и плавсредств – 533 единицы (то есть это практически всех и всего, ибо свыше 80 тонн – это всё, что больше речного трамвайчика или древнегреческой триеры – кому какое сравнение больше нравится). Наконец, производительность труда в отрасли должна подняться до 180% по отношению к 2017 году (при этом количество рабочих мест должно почему-то увеличиться до 6 тысяч).

Это, повторимся, если отвлечься от сроков. А если не отвлекаться, то речь идёт о 2030 годе. А вся стратегия рассчитана до 2035 года. Три с половиной пятилетки. Как раз от начала первой советской пятилетки до начала войны.

Нет, я не к тому, что тогда всё было по плечу, и планов громадьё ветром истории несло корабль социализма прямо к сияющим вершинам коммунизма. Скорее, здесь ассоциация ближе к Насреддину, ослу и падишаху. Горизонт планирования в 15 лет – штука, без сомнения, стратегическая. Но главное в таком планировании — тогда уж планирование производства средств производства. Грубо говоря, заводов, доков, станков и прочей материальной базы судостроения. Что у нас на эту тему говорит стратегия?

Глобальные тренды и локальные проблемы

В разделе «Глобальные тренды судостроения» сказано, что оные задают Соединённые Штаты Америки. И показано, что крупными судостроительными державами являются, в целом, крупные промышленные державы. С соответствующими экономическими резервами.

Россия среди них тоже указана и даже обозначена одним из лидеров передачи иностранным государствам лицензионных прав на строительство кораблей. При этом сама постройка кораблей для продажи свою нишу на рынке постепенно утрачивает. Несмотря на это, Россия покамест остаётся одним из мировых лидеров среди экспортёров всяческих плавсредств. «Всяческих», впрочем, не очень много: «сторожевые корабли, дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), патрульные корабли морской зоны водоизмещением около 1800 т, имеющие соответствующее авиационное вооружение и возможность нести палубный вертолёт, патрульные катера водоизмещением от 120 до 400 тонн, малые и сверхмалые подводные лодки водоизмещением менее 1000 т, малые ракетные корабли и катера».

Отметим: сплошь, что называется, «малые формы».

А причина проста: уже длительное время в отрасли продолжается дефицит построечных мест большого размера. Из-за этого возможности строительства крупнотоннажных кораблей и судов крайне ограничены: плавсредства длиной более 170 м и дедвейтом в десятки тысяч тонн могут строить заводы, число которых можно пересчитать по пальцам. И пальцев более чем хватит.

В целом в документе указывается на серьёзное отставание в производственной и технологической области. Мы не умеем как следует строить суда крупноблочным способом, у нас крайне недостаточное использование средств автоматизации и роботизации производства, у нас на заводах порядка 60% морально устаревшей части производственных фондов. А устаревшей физически — 80%.

И дальше менее глобальные, но не менее печальные детали такого положения дел, перечислять которые просто с души воротит. Главное в них то, что даже располагая уникальными технологиями (о которых не раз рассказывал Царьград), включая пресловутое оборудование для монтажа крупных сборочных единиц, наше судостроение сильно уступает мировому уровню по механизации и автоматизации производства в общем.

Наконец, всё ещё остаётся критичной зависимость отечественного судостроения от импорта судового комплектующего оборудования. В гражданском секторе она составляет от 70% до 90%, да и в военном, особенно в строительстве всё тех же надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, она добирается до 80%. Особенно критическая ситуация, указывается авторами публикаций на эту тему, сложилась «в области производства энергетического оборудования (дизельные двигатели, дизель-генераторы, газотурбинные двигатели и др.), кранов, вспомогательных механизмов, насосов и т.д., а также оборудования для нефтегазового сектора».

Тем не менее…

Тем не менее, положение потихоньку выправляется. В последние годы отмечается достаточно надёжный тренд к снижению степени износа основных производственных фондов. Растёт доля оборудования младше 10 лет – за три года с 2013 года она поднялась до 38,1%. Это достигнуто, указывают наблюдатели, за счёт проведённых в жизнь проектов по модернизации и техническому перевооружению многих производственных мощностей.

В военном судостроении, которое в целом страдает от общих с гражданским проблем и их причин, мы вообще молодцы: занимаем 12% мирового рынка военного кораблестроения. Вторые после США. В гражданском – во втором десятке, но хоть не ниже.

И то хорошо. Потому что те самые пресловутые «проблемы и их причины» в общем сводятся к тому, о чём, правда, стратегия умалчивает, — к бесконтрольной и бесхозяйственной приватизации в судостроительной сфере. Из обломков которой эта самая сфера выкарабкивается до сих пор.

И выкарабкается ли к обозначенному в документе 2035 году – неизвестно. Оттого и вызывает в целом хорошая Стратегия с очень оптимистичными сценариями выхода из кризиса и широкие надежды на её исполнение, и недоверчивые усмешки у тех, кто имеет дело с реальными проблемами флота.


Покровский Александр





Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Больше и лучше: Стало известно, сколько в России планируют построить кораблей"


Напишите ваш комментарий к статье "Больше и лучше: Стало известно, сколько в России планируют построить кораблей"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх