Лента новостей

23:11
"Бессмысленная вакханалия": Грузия испугалась новой войны с Россией
23:09
ЦИК не пустил Шария и Литвина на выборы в Раду
23:07
Выборы Украины: Президент новый, барьеры старые
23:06
Грузия идет на хитроумную махинацию против России
23:04
Оккупация Европы
22:58
Трамп пригрозил Ирану «полным уничтожением»
22:58
Официальный курс грузинского лари упал до исторического минимума
22:57
Украина отозвала посла при Совете Европы после возвращения России в ПАСЕ
22:57
Раскрыт размер первой зарплаты Зеленского на посту президента
22:55
Оскорбивший Скабееву депутат Рады закатил неадекватную истерику в ПАСЕ
22:55
Медведев рассказал о законе о повышении критериев нуждаемости семей
22:54
Апелляционный суд Армении арестовал экс-президента Роберта Кочаряна
22:53
Замглавы МВД оценил идею изымать автомобили у пьяных водителей
22:53
Появилось видео взрыва при посадке ступени ракеты Falcon Heavy
22:52
Умерла мать Михаила Ефремова актриса Алла Покровская
22:51
Глава Эстонии назвала позором резолюцию по возвращению России в ПАСЕ
22:50
Появилось видео задержания осужденного за шпионаж гражданина Польши
22:48
Потерпевшая по делу об отравлении газировкой в Москве раскрыла детали ЧП
22:47
Спикер Госдумы рассказал о «дышащих злобой» странах в составе ПАСЕ
22:46
Песков прокомментировал возвращение делегации России в ПАСЕ
22:45
Лавров оценил заявления о безопасности отдыха в Грузии
22:45
Делегация Украины в одиночестве покинула зал заседаний ПАСЕ
22:44
Лавров прокомментировал ситуацию вокруг России в ПАСЕ
22:43
В Раде назвали шагом к отмене санкций возвращение России в ПАСЕ
22:43
Сын Алибасова прокомментировал обвинения в инсценировке отравления отца
22:42
Лидер Ирана назвал Белый дом «умственно отсталым»
20:22
«Помоечное издание» готово к диалогу, Соболь – нет. Как либералы «ладят» с прессой?
20:18
Г…но и ложь не помогли либералам пройти в Мосгордуму. Теперь в ход идет «тяжелая артиллерия»  — нытье
19:46
Проблемы с коммуникацией: навальнистка Соболь по-прежнему бегает от журналистов
19:36
Нужен доктор. Гудков и Яшин рассказывают истории для пятилетних неспроста
19:32
Преступная слава: пользователи соцсетей вспомнили «заслуги» Ходорковского перед страной
18:34
Навальный заработает на выборах в Мосгордуму миллионы
17:18
Очередной скандал вокруг Навального: Центр Сбора Подписей, открытый в помещении рейдера
17:10
Сели в лужу: «навальнята» в очередной раз попались на фейках
15:33
Мнение украинцев: Зеленский должен пойти на диалог с Россией
14:41
Хлопнули дверью и топнули ножкой: Украина «психует» из-за возвращения России в ПАСЕ
11:41
Экс-спикер Грузии: люди возмущены тупостью правительства
10:18
Шпион? Выйди вон! В Штатах собираются проверять биографии российских студентов
20:04
Совет Федерации: от европейских санкций России хоть бы хны
19:46
В нелепые «отмазы» Яшина поверит разве что полный идиот
19:10
Беглов: Петербург играет важную роль в нефтегазовой отрасли России
18:40
Политолог: Зеленский «косит под дурачка»
18:04
В погоне за хайпом Навальный стал посмешищем
18:03
У Стерненко случилась истерика: в Харькове военные выпускники танцевали под песню Газманова "Офицеры, россияне"
18:02
Подельник Тымчука, Андрей Антонищак в прямом эфире пожаловался: Мы занесены в списки на ликвидацию!
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » «Черной акуле» посвящается

«Черной акуле» посвящается


 Ка-50 «Черная акула» — особенный вертолет. При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создала ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями.

Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека.

Один, совсем один

Почему один лётчик? А зачем два? Можно долго спорить о необходимости второго пилота, доказывать, что его наличие — это жизненная необходимость, но практика показывает, что на самолётах-штурмовиках один лётчик вполне справляется с поставленной боевой задачей, а современная электроника способна разгрузить лётчика от полетной рутины, сделав его основной задачей принятие решения. Кстати, именно из концепции штурмовика и исходили камовские инженеры. Посмотрите, насколько внешне похожи Ка-50 «Черная акула» и Су-25 «Грач».

Еще одним аргументом в пользу одного пилота можно назвать стоимость его подготовки. Лётчик стоит, если можно в этом вопросе говорить о стоимости, очень дорого. Дороже вертолета, а сама жизнь российского пилота бесценна. На данном жизненном этапе от такой концепции решили отказаться, и на вооружение наших ВКС поступили машины с экипажем из двух человек: Ми-28 «Ночной охотник» и заменивший «Черную акулу» Ка-52 «Аллигатор». Конечно, такой подход дороже, нежели производство одной машины, но он более грибок и позволил сохранить обе технологии и загрузить работой оба КБ и их заводы.

Я уверен, что через некоторое время откажутся от второго пилота, заменив его мощными бортовыми компьютерами и умным вооружением. Просто Ка-50 опередил свое время, ведь это был даже не ударный вертолёт, а вертолет-истребитель.

Пушка, бомбы и ракеты

Именно на «Чёрной акуле» впервые была протестирована сухопутная 30-мм пушка 2А42. Эта пушка устанавливается на БТР и БМП и успешно прошла через целый ряд конфликтов, включая Афганистан. 2А42 показала себя очень надёжной в бою и устойчивой к пыли и грязи. Ведь война грязная не только в моральном смысле, но и вполне в реальном. Надёжность оружия в бою — это сохранность жизни, а грязь не способствует повышению его надежности. Вспоминаем истории про заклинивающие от нашей грязи опорные катки танков «Тигр», не стреляющую во Вьетнаме винтовку М16. Помним и про заклинивание в Ираке и Афгане авиационной пушки от Хьюз Хеликоптерс, установленной на американском AH-64 Apache Longbow.

Ещё одним важным преимуществом авиационного варианта пушки 2А42 является совместимость снарядов с БМП и БТР. Можно «заправиться» боекомплектом, например, у сухопутного подразделения. Недостатки у этого оружия, конечно, есть. Это большой вес и очень сильная отдача. Но эту проблему решили, расположив пушку в районе центра масс по правому борту вертолета и сделав ее частично поворотной — она отклоняется по вертикали. За счет легкости управления вертолетом, а пушка наводится именно всей машиной, удалось добиться выдающейся точности и кучности стрельбы. Ка-50 стреляет почти в четыре раза точнее американского AH-64 Apache Longbow.

Кроме пушечного вооружения «Черная акула» применяет неуправляемые ракеты калибрами от 50 до 240 мм, бомбы до ФАБ-500 включительно и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Вихрь и Х-25МЛ с лазерным наведением) и «возду-воздух» (Игла-В и Р-73 с тепловой ГСН).

KA-50-11

Удивительная маневренность и ракеты класса «воздух-воздух» давали Ка-50 неплохие шансы в воздушном бою. Компьютерное моделирование воздушного боя Ка-50 с американским штурмовиком А-10 Thunderbolt II показывало что с «большой долей вероятности» американцу не повезет.

Облик «Акулы»

Соосная схема несущих винтов без хвостового винта привела к уменьшению их диаметра и общих размеров машины. У Ка-50 фюзеляж, горизонтальное оперение и руль поворота выполнены, как у самолёта, крыло для вертолёта необычно большое. Его размах 7, 34 метра и служит для разгрузки несущих винтов. Отсутствие рулевого винта позволило добавить 20% мощности и выполнять полет на недоступных для одновинтовых вертолетов режимах. Движение в бок — 80 км/ч, полет хвостом вперед — 90 км/ч. Эти параметры позволяют выполнять такие уникальные фигуры, как плоский разворот, когда вертолет, не меняя направления и скорости полета, вдруг разворачивается в бок, или боевая воронка, когда вертолет боком кружится вокруг цели, постоянно держа ее на прицеле. Такое возможно только при соосной схеме несущих винтов. Еще интересным элементом является большое крыло вертолета. В горизонтальном полете оно разгружало винты на 20–25 % и позволяло достигать высоких скоростей полета. «Черная акула» разгонялась до 390 км/ч, хотя по инструкции экипажу скорость ограничили 310 км/ч. Установленные на крыле пилоны по командам бортового компьютера могли отклоняться вниз на 12°.

Для проверки на живучесть летчики специально отстреливали хвостовое оперение, но машина продолжала полёт, сохраняя устойчивость, и совершала посадку. Для одновинтового вертолета потеря хвостовой части, а равно путевого управления равнозначна гибели машины. Реактивный момент от несущего винта начинает раскручивать вертолет с одновременным снижением. Боковая перегрузка в кабине достигает нескольких g. Говорить о покидании вертолета в таких условиях просто невозможно. Единственный способ действий в такой ситуации — это выключение обоих двигателей и попытка посадки полностью разбалансированного вертолета. Шанс 1 к 100. Соосная схема лишена такого недостатка.

Мозг, глаза и уши

Основу авионики вертолёта составляет прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон». Он обеспечивает определение координат вертолета и параметров его полета. Он знает расположение аэродромов, поворотных точек маршрутов, целей. Комплекс «Рубикон» осуществляет автоматизированный самоконтроль без применения наземного оборудования и определяет отказы (вплоть до подсистемы, а в наиболее важных системах — до блока).

Основу этого комплекса составляет компьютер, включающий в себя пять цифровых подсистем, отвечающих за боевое управление, навигацию, отображение информации, внешнее целеуказание и управление оружием. Часть боевой и навигационной информации отображается на нашлемной системе пилота, которая, фиксируя повороты головы, выдаёт команды по предварительному целеуказанию комплексу «Шквал-В» и головкам самонаведения ракет «воздух — воздух». Наведение осуществляется поворотом головы лётчика в пределах ±60° по горизонтали и −20°…+45° по вертикали.

KA-50-41

Вертолет оборудован системами тепло-телевизионного зрения и лазерного целеуказания. На Ка-50 задействована автоматизированная система, которая в случае ранения или гибели лётчика, возвращала вертолёт в режиме «автопилота» на аэродром вылета самостоятельно.

Защита и спасение

На Ка-50 впервые в нашем вертолетостроении были применены композитные, многолонжеронные лопасти. При боевом повреждении такая лопасть продолжает работать и может выдержать до трех попаданий калибра 12 мм. Комбинированная броня вертолета защищает кабину лётчика и агрегаты машины. Она может выдержать попадание 23-мм снарядов, бронестекло кабины выдерживает 12-мм пули. Да и сама конструкция машины невероятно живуча.

Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. На всех других вертолетах летчику для покидания терпящей бедствие машины необходимо выполнить целый ряд действий: сбросить дверь или блистер, отстегнуть привязные ремни и самостоятельно покинуть вертолет. Вроде не так уж и сложно, но добавьте сюда огонь и возможную перегрузку, если вертолет подбили, предельно малую высоту, на которой происходил полет, шок, который испытывает любой человек в результате аварийной ситуации. Легко ли будет покинуть с парашютом вертолет при таких жестких условиях?

Катапульта для «Черной акулы» разработана мировым лидером в этой области — Люберецким НПП «Звезда». Эта система почти гарантированно спасает жизнь летчика даже на нулевой высоте. Кстати, часто задают вопрос: «Как же катапультировать человека — сверху же винты?!» Ответ прост — лопасти винтов отстреливаются, потом отлетает фонарь кабины и за ним вылетает специальная ракета, которая на длинном фале вытягивает пилота на необходимую для открытия парашюта высоту. Конструкция проста и гениальна, и да — она не имеет аналогов в мире. Не доросли у них до такого уровня. Аналогичная система стоит и на следующем камовском ударном вертолете Ка-52.

Кинозвезда

Одноименный художественный фильм «Чёрная акула» — это первая на моей памяти кинолента, где у нас показали перспективное вооружение, в том числе и с целью его рекламы. Такой приём очень часто используется Голливудом.

«Чёрная акула» снимается абсолютно реальный, не нарисованный компьютером вертолёт. Стреляет он по-настоящему, боевыми снарядами. Знаменитый маневр «Боевая воронка», выполненный в конце фильма, тоже абсолютно настоящий, без спецэффектов.

В этом фильме было много реального, настоящего. Настоящий генеральный конструктор Ка-50 Сергей Михеев играет генерального конструктора Ка-50. Роль летчика исполняет и пилотирует при этом вертолет лётчик-испытатель Дмитрий Автухов.

Военных играют реальные военные. Майор Гусаров в жизни Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин, а английская журналистка Кери Скофилд — это реальная английская журналистка Кэтрин Нельсон. Все по-взрослому.

Единственное, что в фильме не соответствует действительности, это Афганистан. Здесь Ка-50 никогда не был. Но повоевать ему пришлось. Новейший российский вертолёт успешно участвовал в боевых действиях в Чечне.

Спасибо за Прорыв

Благодаря Ка-50 «Черная акула» российское вертолетостроение совершило мощный прорыв в области ударных машин. Именно «Черная акула» стала тем самым трамплином, который позволил нам не только догнать, но и перегнать конкурентов. Почти все реализованные на ней задумки нашли свое место на новых машинах. А те, которые еще не прижились, как, например, экипаж из одного человека, в ближайшее время вполне могут быть реализованы. Ведь компьютеры за это время тоже сделали большой шаг вперед.


Александр Скрипник


Опубликовано: lentok     Источник


Похожие публикации для статьи "«Черной акуле» посвящается"


Напишите ваш комментарий к статье "«Черной акуле» посвящается"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх