Лента новостей

18:36
Военный дипломат Винокуров призвал усилить международный контроль за биолабораториями
18:30
Проблемы американской СПГ-отрасли подтвердили лидерство России на мировом рынке газа
18:27
Вход «Фортуны» в Данию удвоил шансы РФ на завершение «Северного потока – 2» текущим летом
18:24
Выход США из ВОЗ превратит Китай в главную мишень политики Трампа
18:23
Покрывание педофилов пошло в копилку заслуг навальнистки Соболь
18:21
Украина готова легализовать терроризм ради вхождения в Европу
18:18
Страх конфликта с РФ заставил США лишить Украину поддержки НАТО
17:57
Нацист Илья Пахомов — самая верная шестёрка одиозного блогера Навального
17:54
Advance (Хорватия): С-500 — эволюция неприкасаемости и первое поколение космической обороны
17:51
The National Interest (США): пять причин, почему Зеленского на Украине ждет провал
17:48
Жэньминь жибао (Китай): чем так привлек внимание всего мира зенитный ракетный комплекс С-350, продемонстрированный на Красной площади?
17:45
The Atlantic (США): как Джоан Роулинг превратилась в Волан-де-Морта
17:42
Berliner Zeitung (Германия): «Прекратите, наконец, унижать Россию!»
17:36
В Совфеде создали комиссию по сохранению народных промыслов
17:33
Сбербанк: ТЦ в 2020-2021 году могут потерять более 100 млрд рублей
17:30
Артамонов: МЭР признало ОЭЗ «Липецк» одной из самых эффективных в России
17:27
Подведены итоги первой недели обязательной цифровой маркировки
17:21
Меркель выступила за активизацию внешней политики ЕС
17:18
Трамп пригрозил урезать финансирование школ
17:15
Заразившийся коронавирусом Болсонару рассказал о своем самочувствии
17:12
В Португалии число заразившихся коронавирусом превысило 44 тысячи
17:03
Чья бы корова мычала! В ЕС собираются бороться с российскими fake news
17:00
Чем закончится попытка Украины силой отбить Крым
16:51
В партии Зеленского надеются на скорую дерусификацию Украины
16:48
Литва запретила трансляцию RT в стране
16:45
Бредовая петля
16:26
Манукян: Люди ждут того, чтобы Шугалей оказался на свободе не только во второй части фильма, но и в жизни
16:24
Глеб Павловский: Путин собственными руками ускорил процесс передачи власти новому человеку
16:12
Члены Общественного совета при Минобороны оценили Главный храм Вооруженных сил
16:09
Собчак ответила на подозрения в связях с чешской разведкой
16:06
Решение о введении комендантского часа в Сербии спровоцировало массовые беспорядки
15:42
Лавров: РФ и Турция работают над согласованием прекращения огня в Ливии
15:39
Федоров считает, что суд не примет к сведению новые показанию по делу MH17
15:36
Суд продлил срок расследования против Порошенко до 10 октября
15:18
Обзор карты боевых действий, оперативная сводка по Сирии 08.07.2020
15:06
США хотят вернуться к переговорам с Северной Кореей
15:03
Власти Китая выставили условие своего участия в переговорах по разоружению с США и Россией
15:00
Глава ФБР бьёт тревогу из-за небывалого разгула китайских спецслужб
14:27
США официально уведомили ООН о выходе из ВОЗ
14:24
Главный санврач: Украина может стать центром пандемии COVID-19 в Европе
14:21
«Станет языком элиты». Политологи усомнились в том, что русский язык будет забыт на Украине
14:18
«За подготовку терактов всего лишь депортация!». Политолог назвал задержание «российских диверсантов» в Киеве «шоу для дураков»
14:15
«Слуга народа» Потураев требует изменить Минские соглашения «из-за переписывания Конституции РФ под Императора Palputina»
14:12
Порошенко обозвал власть Зеленского «никчемной» и провозгласил себя «лидером оппозиции»
14:09
В Кремле название условие проведения «нормандского саммита» по Донбассу
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » Аналитика » «Черной акуле» посвящается

«Черной акуле» посвящается


 Ка-50 «Черная акула» — особенный вертолет. При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создала ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями.

Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека.

Один, совсем один

Почему один лётчик? А зачем два? Можно долго спорить о необходимости второго пилота, доказывать, что его наличие — это жизненная необходимость, но практика показывает, что на самолётах-штурмовиках один лётчик вполне справляется с поставленной боевой задачей, а современная электроника способна разгрузить лётчика от полетной рутины, сделав его основной задачей принятие решения. Кстати, именно из концепции штурмовика и исходили камовские инженеры. Посмотрите, насколько внешне похожи Ка-50 «Черная акула» и Су-25 «Грач».

Еще одним аргументом в пользу одного пилота можно назвать стоимость его подготовки. Лётчик стоит, если можно в этом вопросе говорить о стоимости, очень дорого. Дороже вертолета, а сама жизнь российского пилота бесценна. На данном жизненном этапе от такой концепции решили отказаться, и на вооружение наших ВКС поступили машины с экипажем из двух человек: Ми-28 «Ночной охотник» и заменивший «Черную акулу» Ка-52 «Аллигатор». Конечно, такой подход дороже, нежели производство одной машины, но он более грибок и позволил сохранить обе технологии и загрузить работой оба КБ и их заводы.

Я уверен, что через некоторое время откажутся от второго пилота, заменив его мощными бортовыми компьютерами и умным вооружением. Просто Ка-50 опередил свое время, ведь это был даже не ударный вертолёт, а вертолет-истребитель.

Пушка, бомбы и ракеты

Именно на «Чёрной акуле» впервые была протестирована сухопутная 30-мм пушка 2А42. Эта пушка устанавливается на БТР и БМП и успешно прошла через целый ряд конфликтов, включая Афганистан. 2А42 показала себя очень надёжной в бою и устойчивой к пыли и грязи. Ведь война грязная не только в моральном смысле, но и вполне в реальном. Надёжность оружия в бою — это сохранность жизни, а грязь не способствует повышению его надежности. Вспоминаем истории про заклинивающие от нашей грязи опорные катки танков «Тигр», не стреляющую во Вьетнаме винтовку М16. Помним и про заклинивание в Ираке и Афгане авиационной пушки от Хьюз Хеликоптерс, установленной на американском AH-64 Apache Longbow.

Ещё одним важным преимуществом авиационного варианта пушки 2А42 является совместимость снарядов с БМП и БТР. Можно «заправиться» боекомплектом, например, у сухопутного подразделения. Недостатки у этого оружия, конечно, есть. Это большой вес и очень сильная отдача. Но эту проблему решили, расположив пушку в районе центра масс по правому борту вертолета и сделав ее частично поворотной — она отклоняется по вертикали. За счет легкости управления вертолетом, а пушка наводится именно всей машиной, удалось добиться выдающейся точности и кучности стрельбы. Ка-50 стреляет почти в четыре раза точнее американского AH-64 Apache Longbow.

Кроме пушечного вооружения «Черная акула» применяет неуправляемые ракеты калибрами от 50 до 240 мм, бомбы до ФАБ-500 включительно и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Вихрь и Х-25МЛ с лазерным наведением) и «возду-воздух» (Игла-В и Р-73 с тепловой ГСН).

KA-50-11

Удивительная маневренность и ракеты класса «воздух-воздух» давали Ка-50 неплохие шансы в воздушном бою. Компьютерное моделирование воздушного боя Ка-50 с американским штурмовиком А-10 Thunderbolt II показывало что с «большой долей вероятности» американцу не повезет.

Облик «Акулы»

Соосная схема несущих винтов без хвостового винта привела к уменьшению их диаметра и общих размеров машины. У Ка-50 фюзеляж, горизонтальное оперение и руль поворота выполнены, как у самолёта, крыло для вертолёта необычно большое. Его размах 7, 34 метра и служит для разгрузки несущих винтов. Отсутствие рулевого винта позволило добавить 20% мощности и выполнять полет на недоступных для одновинтовых вертолетов режимах. Движение в бок — 80 км/ч, полет хвостом вперед — 90 км/ч. Эти параметры позволяют выполнять такие уникальные фигуры, как плоский разворот, когда вертолет, не меняя направления и скорости полета, вдруг разворачивается в бок, или боевая воронка, когда вертолет боком кружится вокруг цели, постоянно держа ее на прицеле. Такое возможно только при соосной схеме несущих винтов. Еще интересным элементом является большое крыло вертолета. В горизонтальном полете оно разгружало винты на 20–25 % и позволяло достигать высоких скоростей полета. «Черная акула» разгонялась до 390 км/ч, хотя по инструкции экипажу скорость ограничили 310 км/ч. Установленные на крыле пилоны по командам бортового компьютера могли отклоняться вниз на 12°.

Для проверки на живучесть летчики специально отстреливали хвостовое оперение, но машина продолжала полёт, сохраняя устойчивость, и совершала посадку. Для одновинтового вертолета потеря хвостовой части, а равно путевого управления равнозначна гибели машины. Реактивный момент от несущего винта начинает раскручивать вертолет с одновременным снижением. Боковая перегрузка в кабине достигает нескольких g. Говорить о покидании вертолета в таких условиях просто невозможно. Единственный способ действий в такой ситуации — это выключение обоих двигателей и попытка посадки полностью разбалансированного вертолета. Шанс 1 к 100. Соосная схема лишена такого недостатка.

Мозг, глаза и уши

Основу авионики вертолёта составляет прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон». Он обеспечивает определение координат вертолета и параметров его полета. Он знает расположение аэродромов, поворотных точек маршрутов, целей. Комплекс «Рубикон» осуществляет автоматизированный самоконтроль без применения наземного оборудования и определяет отказы (вплоть до подсистемы, а в наиболее важных системах — до блока).

Основу этого комплекса составляет компьютер, включающий в себя пять цифровых подсистем, отвечающих за боевое управление, навигацию, отображение информации, внешнее целеуказание и управление оружием. Часть боевой и навигационной информации отображается на нашлемной системе пилота, которая, фиксируя повороты головы, выдаёт команды по предварительному целеуказанию комплексу «Шквал-В» и головкам самонаведения ракет «воздух — воздух». Наведение осуществляется поворотом головы лётчика в пределах ±60° по горизонтали и −20°…+45° по вертикали.

KA-50-41

Вертолет оборудован системами тепло-телевизионного зрения и лазерного целеуказания. На Ка-50 задействована автоматизированная система, которая в случае ранения или гибели лётчика, возвращала вертолёт в режиме «автопилота» на аэродром вылета самостоятельно.

Защита и спасение

На Ка-50 впервые в нашем вертолетостроении были применены композитные, многолонжеронные лопасти. При боевом повреждении такая лопасть продолжает работать и может выдержать до трех попаданий калибра 12 мм. Комбинированная броня вертолета защищает кабину лётчика и агрегаты машины. Она может выдержать попадание 23-мм снарядов, бронестекло кабины выдерживает 12-мм пули. Да и сама конструкция машины невероятно живуча.

Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. На всех других вертолетах летчику для покидания терпящей бедствие машины необходимо выполнить целый ряд действий: сбросить дверь или блистер, отстегнуть привязные ремни и самостоятельно покинуть вертолет. Вроде не так уж и сложно, но добавьте сюда огонь и возможную перегрузку, если вертолет подбили, предельно малую высоту, на которой происходил полет, шок, который испытывает любой человек в результате аварийной ситуации. Легко ли будет покинуть с парашютом вертолет при таких жестких условиях?

Катапульта для «Черной акулы» разработана мировым лидером в этой области — Люберецким НПП «Звезда». Эта система почти гарантированно спасает жизнь летчика даже на нулевой высоте. Кстати, часто задают вопрос: «Как же катапультировать человека — сверху же винты?!» Ответ прост — лопасти винтов отстреливаются, потом отлетает фонарь кабины и за ним вылетает специальная ракета, которая на длинном фале вытягивает пилота на необходимую для открытия парашюта высоту. Конструкция проста и гениальна, и да — она не имеет аналогов в мире. Не доросли у них до такого уровня. Аналогичная система стоит и на следующем камовском ударном вертолете Ка-52.

Кинозвезда

Одноименный художественный фильм «Чёрная акула» — это первая на моей памяти кинолента, где у нас показали перспективное вооружение, в том числе и с целью его рекламы. Такой приём очень часто используется Голливудом.

«Чёрная акула» снимается абсолютно реальный, не нарисованный компьютером вертолёт. Стреляет он по-настоящему, боевыми снарядами. Знаменитый маневр «Боевая воронка», выполненный в конце фильма, тоже абсолютно настоящий, без спецэффектов.

В этом фильме было много реального, настоящего. Настоящий генеральный конструктор Ка-50 Сергей Михеев играет генерального конструктора Ка-50. Роль летчика исполняет и пилотирует при этом вертолет лётчик-испытатель Дмитрий Автухов.

Военных играют реальные военные. Майор Гусаров в жизни Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин, а английская журналистка Кери Скофилд — это реальная английская журналистка Кэтрин Нельсон. Все по-взрослому.

Единственное, что в фильме не соответствует действительности, это Афганистан. Здесь Ка-50 никогда не был. Но повоевать ему пришлось. Новейший российский вертолёт успешно участвовал в боевых действиях в Чечне.

Спасибо за Прорыв

Благодаря Ка-50 «Черная акула» российское вертолетостроение совершило мощный прорыв в области ударных машин. Именно «Черная акула» стала тем самым трамплином, который позволил нам не только догнать, но и перегнать конкурентов. Почти все реализованные на ней задумки нашли свое место на новых машинах. А те, которые еще не прижились, как, например, экипаж из одного человека, в ближайшее время вполне могут быть реализованы. Ведь компьютеры за это время тоже сделали большой шаг вперед.


Александр Скрипник



Опубликовано: lentok     Источник



Похожие публикации для статьи "«Черной акуле» посвящается"


Напишите ваш комментарий к статье "«Черной акуле» посвящается"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх