Лента новостей

21:00
Навальный хочет как в Париже
20:50
«Замучили и запутали»: ГИБДД запретила МВД менять правила дорожного движения
20:49
Доказано: Украина — прародина человечества
20:47
Посол Израиля на Украине шокирован провозглашением 2019 годом Бандеры
20:46
Восстал пролетариат? Это Путин виноват! Как Интернет «делает» международную политику
20:43
В Сети обсуждается инициатива законодателей по "защите Рунета"
20:41
Умер Виктор Карлович Слока - создатель РЛС "Дон-2Н"
20:40
В Египте завершён этап крупнейшей за последние годы силовой операции
20:39
ГУР МО Украины: Россия перебросила в Крым сто самолетов "нового типа"
20:38
Новый бронеавтомобиль "Тигр-2" покажут весной 2019 года
20:34
«Семейный совет»: некуда бежать
20:31
Праславянская Азбука как закодированное послание
20:29
«Докопаться до Ада»: что советские ученые нашли в Кольской сверхглубокой
20:25
Незалежная в положении: Харьков - город тихих сепаратистов
20:24
«Это очень опасно»: небо над Донбассом закрыли украинские С-300
20:20
Армия ДНР готовит «Мариупольский котёл» для ВСУ
20:19
В МиГ-29 вдохнут новую жизнь
20:18
Путин не поздравил Пашиняна, что бы это значило?
20:17
Лукашенко: Я не буду покупать автомат у Путина, чтобы его же и защищать
20:15
«Нам уже не победить Россию»
20:12
Зачем Россия напомнила Японии про требования Хрущева
20:08
Почему России не страшен отказ от «Северного потока – 2»
20:06
Почему полет Ту-160 в Венесуэлу так сильно взволновал США
20:04
Война Эрдогана в Сирии выгодна России
20:01
Навальный, совсем ку-ку? Блогер призывает к протестам по примеру Парижа
19:39
Рунет - значит самостоятельный и безопасный
16:10
В российскую армию намерены вернуть Институт сестер милосердия
15:29
Танки грязи не боятся?
14:41
Анализ событий по Донбассу.
13:44
«Высокий уровень доверия»: как будет развиваться военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией
13:41
Ситуация на Украине сейчас
13:38
The Saker: Почему Россия не намерена захватывать ни Украину, ни карликовые прибалтийские страны
13:37
Странная профессия «правозащитника»
13:37
Блицкриг Киева-2018: Донбасс спасет только контрудар в течение суток
13:36
У нас — не треснет. Россия ставит рекорды на энергетических рынках
13:35
Дуэль ЗИС-3 против «Тигра» Т-VI на «пистолетной дистанции»
13:33
Устоит ли «Северный поток» под натиском «безумцев»
13:32
Ангела Меркель: Немецким кораблям пора бросить якоря у берегов Крыма
13:32
Россия получила колоссальную сверхприбыль от сделки с ОПЕК
13:31
В чем опять провинились российские биатлонисты
13:31
Путь из «быдла» в поляки
13:29
В Сети объявили набор американцев для секретных операций на Украине
13:29
Начнет ли Украина вторжение в ДЛНР и войну с Россией
13:28
Гениальный нейробиолог, у которого, возможно, есть ключ к созданию настоящего искусственного интеллекта
13:27
МБС виновен. США должны уйти из Йемена
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


» » «Черной акуле» посвящается

«Черной акуле» посвящается

 Ка-50 «Черная акула» — особенный вертолет. При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создала ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями.

Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека.

Один, совсем один

Почему один лётчик? А зачем два? Можно долго спорить о необходимости второго пилота, доказывать, что его наличие — это жизненная необходимость, но практика показывает, что на самолётах-штурмовиках один лётчик вполне справляется с поставленной боевой задачей, а современная электроника способна разгрузить лётчика от полетной рутины, сделав его основной задачей принятие решения. Кстати, именно из концепции штурмовика и исходили камовские инженеры. Посмотрите, насколько внешне похожи Ка-50 «Черная акула» и Су-25 «Грач».

Еще одним аргументом в пользу одного пилота можно назвать стоимость его подготовки. Лётчик стоит, если можно в этом вопросе говорить о стоимости, очень дорого. Дороже вертолета, а сама жизнь российского пилота бесценна. На данном жизненном этапе от такой концепции решили отказаться, и на вооружение наших ВКС поступили машины с экипажем из двух человек: Ми-28 «Ночной охотник» и заменивший «Черную акулу» Ка-52 «Аллигатор». Конечно, такой подход дороже, нежели производство одной машины, но он более грибок и позволил сохранить обе технологии и загрузить работой оба КБ и их заводы.

Я уверен, что через некоторое время откажутся от второго пилота, заменив его мощными бортовыми компьютерами и умным вооружением. Просто Ка-50 опередил свое время, ведь это был даже не ударный вертолёт, а вертолет-истребитель.

Пушка, бомбы и ракеты

Именно на «Чёрной акуле» впервые была протестирована сухопутная 30-мм пушка 2А42. Эта пушка устанавливается на БТР и БМП и успешно прошла через целый ряд конфликтов, включая Афганистан. 2А42 показала себя очень надёжной в бою и устойчивой к пыли и грязи. Ведь война грязная не только в моральном смысле, но и вполне в реальном. Надёжность оружия в бою — это сохранность жизни, а грязь не способствует повышению его надежности. Вспоминаем истории про заклинивающие от нашей грязи опорные катки танков «Тигр», не стреляющую во Вьетнаме винтовку М16. Помним и про заклинивание в Ираке и Афгане авиационной пушки от Хьюз Хеликоптерс, установленной на американском AH-64 Apache Longbow.

Ещё одним важным преимуществом авиационного варианта пушки 2А42 является совместимость снарядов с БМП и БТР. Можно «заправиться» боекомплектом, например, у сухопутного подразделения. Недостатки у этого оружия, конечно, есть. Это большой вес и очень сильная отдача. Но эту проблему решили, расположив пушку в районе центра масс по правому борту вертолета и сделав ее частично поворотной — она отклоняется по вертикали. За счет легкости управления вертолетом, а пушка наводится именно всей машиной, удалось добиться выдающейся точности и кучности стрельбы. Ка-50 стреляет почти в четыре раза точнее американского AH-64 Apache Longbow.

Кроме пушечного вооружения «Черная акула» применяет неуправляемые ракеты калибрами от 50 до 240 мм, бомбы до ФАБ-500 включительно и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Вихрь и Х-25МЛ с лазерным наведением) и «возду-воздух» (Игла-В и Р-73 с тепловой ГСН).

KA-50-11

Удивительная маневренность и ракеты класса «воздух-воздух» давали Ка-50 неплохие шансы в воздушном бою. Компьютерное моделирование воздушного боя Ка-50 с американским штурмовиком А-10 Thunderbolt II показывало что с «большой долей вероятности» американцу не повезет.

Облик «Акулы»

Соосная схема несущих винтов без хвостового винта привела к уменьшению их диаметра и общих размеров машины. У Ка-50 фюзеляж, горизонтальное оперение и руль поворота выполнены, как у самолёта, крыло для вертолёта необычно большое. Его размах 7, 34 метра и служит для разгрузки несущих винтов. Отсутствие рулевого винта позволило добавить 20% мощности и выполнять полет на недоступных для одновинтовых вертолетов режимах. Движение в бок — 80 км/ч, полет хвостом вперед — 90 км/ч. Эти параметры позволяют выполнять такие уникальные фигуры, как плоский разворот, когда вертолет, не меняя направления и скорости полета, вдруг разворачивается в бок, или боевая воронка, когда вертолет боком кружится вокруг цели, постоянно держа ее на прицеле. Такое возможно только при соосной схеме несущих винтов. Еще интересным элементом является большое крыло вертолета. В горизонтальном полете оно разгружало винты на 20–25 % и позволяло достигать высоких скоростей полета. «Черная акула» разгонялась до 390 км/ч, хотя по инструкции экипажу скорость ограничили 310 км/ч. Установленные на крыле пилоны по командам бортового компьютера могли отклоняться вниз на 12°.

Для проверки на живучесть летчики специально отстреливали хвостовое оперение, но машина продолжала полёт, сохраняя устойчивость, и совершала посадку. Для одновинтового вертолета потеря хвостовой части, а равно путевого управления равнозначна гибели машины. Реактивный момент от несущего винта начинает раскручивать вертолет с одновременным снижением. Боковая перегрузка в кабине достигает нескольких g. Говорить о покидании вертолета в таких условиях просто невозможно. Единственный способ действий в такой ситуации — это выключение обоих двигателей и попытка посадки полностью разбалансированного вертолета. Шанс 1 к 100. Соосная схема лишена такого недостатка.

Мозг, глаза и уши

Основу авионики вертолёта составляет прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон». Он обеспечивает определение координат вертолета и параметров его полета. Он знает расположение аэродромов, поворотных точек маршрутов, целей. Комплекс «Рубикон» осуществляет автоматизированный самоконтроль без применения наземного оборудования и определяет отказы (вплоть до подсистемы, а в наиболее важных системах — до блока).

Основу этого комплекса составляет компьютер, включающий в себя пять цифровых подсистем, отвечающих за боевое управление, навигацию, отображение информации, внешнее целеуказание и управление оружием. Часть боевой и навигационной информации отображается на нашлемной системе пилота, которая, фиксируя повороты головы, выдаёт команды по предварительному целеуказанию комплексу «Шквал-В» и головкам самонаведения ракет «воздух — воздух». Наведение осуществляется поворотом головы лётчика в пределах ±60° по горизонтали и −20°…+45° по вертикали.

KA-50-41

Вертолет оборудован системами тепло-телевизионного зрения и лазерного целеуказания. На Ка-50 задействована автоматизированная система, которая в случае ранения или гибели лётчика, возвращала вертолёт в режиме «автопилота» на аэродром вылета самостоятельно.

Защита и спасение

На Ка-50 впервые в нашем вертолетостроении были применены композитные, многолонжеронные лопасти. При боевом повреждении такая лопасть продолжает работать и может выдержать до трех попаданий калибра 12 мм. Комбинированная броня вертолета защищает кабину лётчика и агрегаты машины. Она может выдержать попадание 23-мм снарядов, бронестекло кабины выдерживает 12-мм пули. Да и сама конструкция машины невероятно живуча.

Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. На всех других вертолетах летчику для покидания терпящей бедствие машины необходимо выполнить целый ряд действий: сбросить дверь или блистер, отстегнуть привязные ремни и самостоятельно покинуть вертолет. Вроде не так уж и сложно, но добавьте сюда огонь и возможную перегрузку, если вертолет подбили, предельно малую высоту, на которой происходил полет, шок, который испытывает любой человек в результате аварийной ситуации. Легко ли будет покинуть с парашютом вертолет при таких жестких условиях?

Катапульта для «Черной акулы» разработана мировым лидером в этой области — Люберецким НПП «Звезда». Эта система почти гарантированно спасает жизнь летчика даже на нулевой высоте. Кстати, часто задают вопрос: «Как же катапультировать человека — сверху же винты?!» Ответ прост — лопасти винтов отстреливаются, потом отлетает фонарь кабины и за ним вылетает специальная ракета, которая на длинном фале вытягивает пилота на необходимую для открытия парашюта высоту. Конструкция проста и гениальна, и да — она не имеет аналогов в мире. Не доросли у них до такого уровня. Аналогичная система стоит и на следующем камовском ударном вертолете Ка-52.

Кинозвезда

Одноименный художественный фильм «Чёрная акула» — это первая на моей памяти кинолента, где у нас показали перспективное вооружение, в том числе и с целью его рекламы. Такой приём очень часто используется Голливудом.

«Чёрная акула» снимается абсолютно реальный, не нарисованный компьютером вертолёт. Стреляет он по-настоящему, боевыми снарядами. Знаменитый маневр «Боевая воронка», выполненный в конце фильма, тоже абсолютно настоящий, без спецэффектов.

В этом фильме было много реального, настоящего. Настоящий генеральный конструктор Ка-50 Сергей Михеев играет генерального конструктора Ка-50. Роль летчика исполняет и пилотирует при этом вертолет лётчик-испытатель Дмитрий Автухов.

Военных играют реальные военные. Майор Гусаров в жизни Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин, а английская журналистка Кери Скофилд — это реальная английская журналистка Кэтрин Нельсон. Все по-взрослому.

Единственное, что в фильме не соответствует действительности, это Афганистан. Здесь Ка-50 никогда не был. Но повоевать ему пришлось. Новейший российский вертолёт успешно участвовал в боевых действиях в Чечне.

Спасибо за Прорыв

Благодаря Ка-50 «Черная акула» российское вертолетостроение совершило мощный прорыв в области ударных машин. Именно «Черная акула» стала тем самым трамплином, который позволил нам не только догнать, но и перегнать конкурентов. Почти все реализованные на ней задумки нашли свое место на новых машинах. А те, которые еще не прижились, как, например, экипаж из одного человека, в ближайшее время вполне могут быть реализованы. Ведь компьютеры за это время тоже сделали большой шаг вперед.


Александр Скрипник







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "«Черной акуле» посвящается"


Напишите ваш комментарий к статье "«Черной акуле» посвящается"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх