Лента новостей

12:49
США победят Россию с помощью F-35. Под Сургутом!
12:48
Aydınlık (Турция): Гитлер II готовится к третьей мировой войне
12:46
Fox News (США): развенчанный миф о нападении на Джусси Смоллетта, или как левые изображают из себя жертв
12:45
Печат (Сербия): русофобия — психическое заболевание?
12:45
США понравилось разводить «кроликов» в Польше
12:42
National Interest (США): Россия по-прежнему не может бороться с цветными революциями
12:42
Украинский флот в Керченском проливе. Топить по закону
12:41
Киевский мэр-Цицерон вновь оскандалился, рассказывая, как в реанимации улучшилась смертность
12:41
Национал-социализм в России: оговорку исправили – осадок остался
12:39
МИД разъяснил позицию России по вывезенному в Японию царскому золоту
12:38
Контракт на создание турецкого тяжелого боевого вертолета
12:38
В Минобороны РФ несколькими точными фразами успокоили истерику шведских военных
12:34
Пошутившего о Путине миллиардера обвинили в склонении к проституции
12:33
Порошенко пожаловался на отказ Путина разговаривать по телефону
12:31
Венесуэла, рынок бедных кварталов
12:28
“Мне наплевать. Я верю Путину”
12:27
Не перевелись еще таланты в России …
12:24
США нацелились сменить власть еще в двух странах
12:24
Стоит ли Грузии так напрягаться? Если народ Южной Осетии и Абхазии уже давно все решил
12:23
Белсат, Польша: Лукашенко заявил о готовности сотрудничать с НАТО
12:22
Захарова прокомментировала решение Казахстана «ликвидировать» русский язык с тенге
12:21
Другой ленд-лиз. Неизвестный кавалерист Кромвель
12:20
"Гуманитарное вторжение"
12:16
Ученые запустили регенерацию зубов у мышей
12:15
Поздравляем с Днём защитника Отечества!
12:12
Пять причин, почему распад Европейского союза неизбежен
12:11
У разбитого корыта Евромайдана
12:10
Советский город, смытый в океан
12:08
Путин обратился к нации с сообщением о том, что отступление закончено
12:07
Как Сальвини денег у Путина просил
12:07
Почему из Украины уезжают те, кто стоял на Майдане?
10:57
Грузия –Азербайджан: газ раздора
08:47
Прообраз противоспутниковой войны - космический мусор будут "ловить" гарпунами
08:46
Наши жены — пушки заряжены!
08:43
Средства для ударов по центрам принятия решений как способ достучаться до Вашингтона
08:42
Порошенко пожаловался на то, что Путин отказывается брать трубку
08:41
Захар Прилепин рассказал о существенных потерях батальона НМ ДНР
08:40
Новые достижения в генетике приближают создание генетического оружия
08:39
Кинозал. «Факт»: литовский фильм, который в Литве не покажут
08:35
Натуральный обмен: какую советскую продукцию за границей "отрывали с руками"
08:32
Тайна катастрофы субмарины К-27: Правду об аварии узнали чрез 30лет
08:21
После прихода солдат НАТО афганцы стали жалеть об уходе «шурави»
08:19
Владимир Кайда: какие подвиги совершил "Геракл советского флота"
08:18
Раздел Украины: за и против
08:17
В сети предлагают бить морду режиссерам, снимающим предателя Серебрякова
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 


» » Катастрофа над заливом. Зачем американцы сбили иранский пассажирский лайнер

Катастрофа над заливом. Зачем американцы сбили иранский пассажирский лайнер

 Двести девяносто пассажиров, в том числе 66 детей и 16 членов экипажа, — ровно 30 лет назад, 3 июля 1988 года, над Персидским заливом произошла одна из самых масштабных катастроф в истории мировой авиации. Крейсер «Винсеннес» Военно-морских сил США зенитными ракетами сбил иранский пассажирский лайнер Airbus A300B2. Все находившиеся на борту самолета погибли.

Две ракеты

В тот день самолет авиакомпании Iran Air выполнял рейс 655 Тегеран — Дубай с промежуточной посадкой в аэропорту города Бендер-Аббас, где также базировалась иранская военная авиация. «Эйрбас», оборудованный гражданским транспондером, шел по стандартному маршруту в рамках международного воздушного коридора. Обычная продолжительность полета над Персидским заливом — около 30 минут.

Две зенитные ракеты крейсера «Винсеннес» настигли лайнер на высоте четыре тысячи метров. Взрывы буквально разломили его пополам. Ни у кого из 300 пассажиров не было ни единого шанса. Согласно правительственному докладу США, экипаж корабля неправильно опознал гражданский «Эйрбас», приняв его за атакующий истребитель F-14 Tomcat иранских ВВС.

Оправдываясь, моряки ссылались на то, что лайнер не отвечал на неоднократные требования сменить курс. О том, что связаться с экипажем гражданского самолета пытались на незнакомой ему военной радиочастоте, старались не упоминать.

Акция устрашения

По словам военного эксперта Юрия Лямина, Иран и США в то время были на грани войны. «Обстановка в регионе складывалась очень напряженная, корабли ВМС США находились в постоянной боевой готовности, — рассказывает он РИА Новости. — В последние месяцы ирано-иракского конфликта США не раз атаковали корабли Ирана. Несколько катеров американцы потопили, уничтожили иранскую нефтяную платформу, повредили военный фрегат».

«Они сознательно пошли на это. Хотели продемонстрировать Ирану, что будут сбивать любые, даже гражданские самолеты, если посчитают их угрозой для своих кораблей, — говорит Лямин. — Это был еще один элемент силового давления. После катастрофы в Иране опасались крупномасштабного столкновения с США. И это во многом определило решение прекратить войну с Ираком. На два фронта Тегеран воевать бы не смог, это было бы самоубийством».

Авиакатастрофу над Персидским заливом многие считают одним из самых кровавых эпизодов затяжного ирано-иракского конфликта. К тому моменту противостояние продолжалось восемь лет, потери достигли сотен тысяч с обеих сторон. Иран и Ирак поочередно вторгались на территорию противника, применяли химическое оружие, обменивались ракетными ударами.

Ракетный крейсер «Винсеннес» входил в группу американских кораблей, выполняющих задачи по охране торговых караванов и нефтяных танкеров от иранских Военно-морских сил. США, желая поддержать Ирак, направили корабли в район Персидского залива в середине 1988-го.

«Винсеннес» приняли в состав флота в 1985-м. Крейсер нес крылатые ракеты «Томагавк», мощное артиллерийское, торпедное вооружение и зенитные управляемые ракеты SM-2MR. За обнаружение воздушных целей и наведение оружия отвечали операторы современной боевой информационной системы «Иджис».

Ошибиться трудно

Конечно, нельзя исключать и ошибку в действиях американских зенитчиков, учитывая, что обстановка в Персидском заливе царила очень нервозная. Однако, как заявляют эксперты, опытный оператор радиолокационной станции с легкостью определит тип воздушного судна, даже не обладая полной информацией о нем.

«Да, ошибки неизбежны, особенно в районах, где ведутся боевые действия. Но все-таки принять пассажирское судно за боевой самолет — это, конечно, только на совести американцев, — рассказывает РИА Новости военный эксперт Михаил Ходаренок, много лет прослуживший в войсках ПВО. — Важная деталь в этой ситуации — на основании каких данных принималось решение о стрельбе по самолету. Как правило, оператору поступает радиолокационная информация, когда он видит первичную обстановку. Опытный военнослужащий даже с помощью двухкоординатного локатора сразу определит тип воздушного объекта, его высоту и по скорости однозначно убедится в том, что это никакой не истребитель, а пассажирское воздушное судно, передвигающееся по установленным коридорам».

99

Если же информация командиру расчета поступает в виде вторичной информации — формуляров, то данные отражаются цифрами и условными обозначениями. «Это явная недоработка американского командования всех уровней. Их можно обвинить в непрофессионализме, недостаточной подготовке расчета, в том, что они не использовали все возможности, чтобы определить тип воздушного судна», — отмечает Ходаренок.

В мирное время, добавляет он, в районах с активным движением гражданских судов расчеты зенитных ракетных комплексов стараются не стрелять по самолетам-нарушителям только на основании радиолокационных данных. Сначала в воздух поднимается истребитель, который подходит к воздушному объекту для визуального контакта. Пилот связывается с этим самолетом на международных частотах, вступает в разговор и узнает о намерениях. Ничего этого сделано не было, хотя американцы обладали всеми необходимыми средствами.

Награды нашли героев

Американское правительство до сих пор не признает каких-либо нарушений со стороны экипажа крейсера «Винсеннес». Никто из моряков не понес ответственности за сбитый пассажирский самолет. Более того, экипаж крейсера отметили наградами за правильное и четкое выполнение боевой задачи.

Белый дом выразил соболезнования в связи с катастрофой. Но президент США Рональд Рейган назвал убийство почти 300 человек «необходимыми оборонительными действиями».

Позже, в 1996-м, американцы все же согласились выплатить семьям погибших пассажиров около 62 миллионов долларов в рамках договоренности с Ираном об отзыве иска против США из Международного суда ООН.


Николай Протопопов


Опубликовано: lentok     Источник







Похожие публикации для статьи "Катастрофа над заливом. Зачем американцы сбили иранский пассажирский лайнер"


Напишите ваш комментарий к статье "Катастрофа над заливом. Зачем американцы сбили иранский пассажирский лайнер"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх