Лента новостей

09:40
«Гибридный монстр»: новая «невидимка» для воздушных дуэлей с истребителями
09:38
«Агрессивные русские варвары убили украинца в Турции»
09:35
Переговоры Путина с Трампом: разговор на встречных курсах
09:18
Ракетный катер стратегического назначения
09:16
«Он засосал стакан и в Ватикан»
09:12
Сделать Асада снова великим: отдаст ли Трамп Сирию
09:09
Причины краха социалистической экономики и риски современной России
09:06
Безлер в Горловке
09:01
Два разъезжающихся стула для Пашиняна
06:35
На Украине объяснили, почему Хорватия проиграла в финале Чемпионата мира
05:09
«Хорошие отношения с РФ – это хорошо» Трамп готов к переговорам с Путиным
02:33
Чем были недовольны поляки когда жили под Российской империей
02:27
Что роднит Владимира Путина и Дональда Трампа?
01:42
Легенда первой чеченской
01:31
Голливуд – фабрика мифов о свободе воли
18:56
Telstar Мечта - официальный игровой мяч ЧМ-2018
18:53
Церемония передачи Катару эстафеты проведения ЧМ-2022
18:52
Анатолий Вассерман. Пенсии: Москва готовит социальную катастрофу
18:50
Военная гордость РФ ЗРПК «Панцирь-С1» показал себя в деле
18:49
Трамп назвал Россию партнером США в борьбе с терроризмом
18:48
«Россия, Россия!» - Большой театр превратился в стадион
18:47
Президент Хорватии на русском языке поблагодарила Россию и попросила болеть за хорватов
18:45
Как записывали гимн ЧМ-2018
18:42
Глава ФИФА назвал Чемпионат мира в России лучшим в истории
18:40
72-летний Трамп собрался баллотироваться на президентских выборах в 2020 году
18:38
Журналистка Die Welt упрекнула германских пропагандистов: Хватит говорить ерунду про РФ
18:34
Провально прошёл военный парад в Париже на Елисейских полях в честь Дня взятия Бастилии
18:29
Идеология переходного периода
18:26
Жена Павла Грудинина: Его доходы намного больше, чем он декларирует
18:22
Во дворце заговор: Главные враги Порошенко тайно встретились в Варшаве
18:20
В Одессе на складе обнаружили тонны просроченных консервов, руководитель центра обеспечения уже «заболел»
16:30
Европейские надежды
16:28
Фейк «новой холодной войны» маскирует реальную перестройку международной системы
16:27
Rocket Lab собирается построить новый стартовый комплекс в США
16:25
Будущее - не только лишь для всех или Сепарация как составная часть неокастового общества
16:21
За что Сталин расстрелял Тухачевского
16:20
Пистолет в виде смартфона
16:17
Порошенко пошел на «слив»
16:16
Сирия: Юго-Западный фронт «оппозиции» разгромлен, что дальше
16:13
Американский след
16:11
Когда новое - уже вчерашнее: что не так с российскими компьютерами
16:10
В Татарстане заложили новый корабль с "Калибрами"
16:09
Истребитель танков "Спрут" подготовили к госипытаниям
16:08
Причины краха социалистической экономики и риски современной России
16:08
Разработчик рассказал об интересе зарубежных стран к "Аурусу"
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


» » Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой

Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой

 Короткий разбег по полосе, и летчик-испытатель Юрий Алашеев, слегка потянув штурвал на себя, отрывает 85-тонную машину от земли. Необычный самолет с вытянутым обтекаемым фюзеляжем, быстро набрав высоту, скрывается за облаками.

Ровно 60 лет назад, 21 июня 1958 года, у СССР появился новый серьезный аргумент в противостоянии с НАТО — первый полет совершила машина «105», четырьмя годами позже принятая на вооружение под обозначением Ту-22. Эти дальние бомбардировщики-ракетоносцы более 30 лет были «длинной рукой» советских и российских ВВС. А их потомки — модернизированные Ту-22М3 — несут боевую службу и сегодня.

Тяжелый и быстрый

Разработка сверхзвукового Ту-22 началась в 1955-м. Эти машины должны были заменить в войсках дозвуковые бомбардировщики Ту-16, уже не способные эффективно преодолевать системы ПВО вероятного противника. Стране был нужен более быстрый, маневренный и универсальный дальний «ударник». Речь шла о выживании: в середине 1950-х ни СССР, ни США еще не располагали арсеналом межконтинентальных баллистических ракет. В качестве основного средства доставки ядерного оружия обе сверхдержавы рассматривали дальнюю авиацию. И хотя в 1955-м советская промышленность уже запустила в производство знаменитые Ту-95, ниша сверхзвуковых машин в бомбардировочной авиации оставалась вакантной.

Конструктивно Ту-22 представлял собой цельнометаллический среднеплан классической компоновки со стреловидным крылом и трехопорным шасси. За характерный острый нос советские летчики немедленно прозвали бомбардировщик «Шилом». Сердце самолета — два турбореактивных РД-7М2, каждый из которых выдавал по 11 тысяч килограмм-сил тяги на номинальном и по 16,5 тысячи на форсажном режиме. Благодаря им Ту-22 развивал скорость до 1600 километров в час, что по тем временам было сравнимо с реактивными истребителями. Практический потолок — 13 тысяч метров, максимальная дальность полета на дозвуке — 4400 километров, на сверхзвуке — 1560 километров. В полете машиной управлял экипаж из трех человек: командир, штурман и стрелок-радист.

o2-2

Самолет мог обрушить на вероятного противника до девяти тонн боевой нагрузки. Основу вооружения составляли свободнопадающие авиабомбы «калибром» от ста до девяти тысяч килограммов, в том числе ядерные боеприпасы разной мощности. Однако считать этот самолет банальным бомбовозом было бы несправедливо. Советские конструкторы создали несколько модификаций, предназначенных для разных задач: бомбардировщик Ту-22Б, обвешанный фотоаппаратурой разведчик Ту-22Р/РД, эффективный постановщик помех Ту-22П/ПД и, наконец, ракетоносец Ту-22К/КД, вооруженный лучшими на тот момент сверхзвуковыми противокорабельными ракетами — комплексом Х-22 «Буря». Они несли не только фугасно-кумулятивную, но и термоядерную боевую часть, что позволяло Ту-22 эффективно противостоять даже самым крупным кораблям НАТО.

Трудное «взросление»

Ту-22 обоснованно считают «проблемным ребенком» советского авиапрома. Летать как надо он научился не сразу. С 1958 по 1991 год ВВС потеряли в различных происшествиях 70 самолетов из 311 серийных (более 20 процентов авиапарка). Нештатно завершился даже первый полет: летчик-испытатель Юрий Алашеев из-за отказа передней стойки шасси сажал «105-ю» буквально на брюхо. Первый прототип списали и переделали в учебное пособие. А Алашеев взялся за штурвал второго экспериментального борта «105А». Именно на нем 21 декабря 1959 года опытный летчик впервые преодолел звуковой барьер. Но из-за высокой скорости разрушились рули высоты и стабилизатор. Самолет перешел в неконтролируемое падение, выпрыгнуть с парашютом успел только радист. Ветерану Великой Отечественной войны подполковнику Юрию Алашееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

До 1962 года, когда Ту-22 был официально принят на вооружение, разбились еще несколько самолетов. Войсковая эксплуатация тоже выявила ряд серьезных недостатков: размещение двигателей над хвостовым оперением приводило к тому, что машина была трудноуправляемой на сверхзвуковых скоростях, автоколебание стоек шасси заставляло экипаж попотеть на взлете и посадке, предполетная подготовка Ту-22 из-за сложности конструкции могла занять полдня. Далеко не всем пилотам удавалось освоить эту тяжелую, скоростную и очень капризную машину. Командирами экипажей становились только самые опытные военные летчики. В их руках потенциал Ту-22 раскрывался в полной мере.

tu-22m1

Со временем бомбардировщик все же довели до «товарного вида». В случае начала третьей мировой на него возлагалась задача атаковать войска НАТО в Европе. В 1970-1980-х Ту-22 принимали участие во всех крупных учениях на западе СССР. Ввиду высокой насыщенности предполагаемого театра боевых действий средствами ПВО летчики-«дальники» активно отрабатывали прорывы групп самолетов на малых и сверхмалых высотах. Затем в курс боевой подготовки ввели упражнения низковысотных полетов в составе полка. Прорабатывалась и тактика прикрытия ударных групп самолетами РЭБ.






Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой"


Напишите ваш комментарий к статье "Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх