Лента новостей

11:20
Раскол в грузинском обществе не может быть привлекательным для осетин и абхазов
09:11
Выборы-2019 на Украине могут повторить выборы 1996 года в России
09:10
В США оценили авиапроект "PCA" для прорыва ПВО на основе С-400 и С-500
09:10
Израиль планирует создать боевой лазер как дополнение к "Железному куполу"
09:09
Эскалация на Балканах: Генсек ООН заявил о тревоге в связи с созданием армии Косово
09:08
Норвегия подняла F-16 для сопровождения возвращавшихся из Венесуэлы Ту-160
09:07
Anonymous рассказали о британском предложении минировать бухту Севастополя
09:07
Как убили советскую цивилизацию
09:03
Цирк на выезде: итоги шестого Форума свободной России
08:55
Украина собирается раскошелиться на истребители США
08:48
Выпуск телепрограммы AllatRa взбудоражил весь интернет
08:45
Путь из «быдла» в поляки
08:44
Бюджетников по всей Украине сгоняют в массовку для имитации поддержки “Церкви Порошенко”
08:43
Надувной часовой: важные военные объекты будут охранять аэростаты
08:42
Дефолт Украины, грозящий перерасти в разрушение мирового финансового порядка
08:39
Турция выдвинула ультиматум США
08:35
Залп «Калибров» сделает то, что не смогла Надежда Савченко
08:34
«Они что-то затевают»: военно-политическое руководство Украины срочно вылетает в «АТО»
08:32
Лукашенко запретил россиянам «кормить» его республику
21:00
Навальный хочет как в Париже
20:50
«Замучили и запутали»: ГИБДД запретила МВД менять правила дорожного движения
20:49
Доказано: Украина — прародина человечества
20:47
Посол Израиля на Украине шокирован провозглашением 2019 годом Бандеры
20:46
Восстал пролетариат? Это Путин виноват! Как Интернет «делает» международную политику
20:43
В Сети обсуждается инициатива законодателей по "защите Рунета"
20:41
Умер Виктор Карлович Слока - создатель РЛС "Дон-2Н"
20:40
В Египте завершён этап крупнейшей за последние годы силовой операции
20:39
ГУР МО Украины: Россия перебросила в Крым сто самолетов "нового типа"
20:38
Новый бронеавтомобиль "Тигр-2" покажут весной 2019 года
20:34
«Семейный совет»: некуда бежать
20:31
Праславянская Азбука как закодированное послание
20:29
«Докопаться до Ада»: что советские ученые нашли в Кольской сверхглубокой
20:25
Незалежная в положении: Харьков - город тихих сепаратистов
20:24
«Это очень опасно»: небо над Донбассом закрыли украинские С-300
20:20
Армия ДНР готовит «Мариупольский котёл» для ВСУ
20:19
В МиГ-29 вдохнут новую жизнь
20:18
Путин не поздравил Пашиняна, что бы это значило?
20:17
Лукашенко: Я не буду покупать автомат у Путина, чтобы его же и защищать
20:15
«Нам уже не победить Россию»
20:12
Зачем Россия напомнила Японии про требования Хрущева
20:08
Почему России не страшен отказ от «Северного потока – 2»
20:06
Почему полет Ту-160 в Венесуэлу так сильно взволновал США
20:04
Война Эрдогана в Сирии выгодна России
20:01
Навальный, совсем ку-ку? Блогер призывает к протестам по примеру Парижа
19:39
Рунет - значит самостоятельный и безопасный
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


» » Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой

Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой

 Короткий разбег по полосе, и летчик-испытатель Юрий Алашеев, слегка потянув штурвал на себя, отрывает 85-тонную машину от земли. Необычный самолет с вытянутым обтекаемым фюзеляжем, быстро набрав высоту, скрывается за облаками.

Ровно 60 лет назад, 21 июня 1958 года, у СССР появился новый серьезный аргумент в противостоянии с НАТО — первый полет совершила машина «105», четырьмя годами позже принятая на вооружение под обозначением Ту-22. Эти дальние бомбардировщики-ракетоносцы более 30 лет были «длинной рукой» советских и российских ВВС. А их потомки — модернизированные Ту-22М3 — несут боевую службу и сегодня.

Тяжелый и быстрый

Разработка сверхзвукового Ту-22 началась в 1955-м. Эти машины должны были заменить в войсках дозвуковые бомбардировщики Ту-16, уже не способные эффективно преодолевать системы ПВО вероятного противника. Стране был нужен более быстрый, маневренный и универсальный дальний «ударник». Речь шла о выживании: в середине 1950-х ни СССР, ни США еще не располагали арсеналом межконтинентальных баллистических ракет. В качестве основного средства доставки ядерного оружия обе сверхдержавы рассматривали дальнюю авиацию. И хотя в 1955-м советская промышленность уже запустила в производство знаменитые Ту-95, ниша сверхзвуковых машин в бомбардировочной авиации оставалась вакантной.

Конструктивно Ту-22 представлял собой цельнометаллический среднеплан классической компоновки со стреловидным крылом и трехопорным шасси. За характерный острый нос советские летчики немедленно прозвали бомбардировщик «Шилом». Сердце самолета — два турбореактивных РД-7М2, каждый из которых выдавал по 11 тысяч килограмм-сил тяги на номинальном и по 16,5 тысячи на форсажном режиме. Благодаря им Ту-22 развивал скорость до 1600 километров в час, что по тем временам было сравнимо с реактивными истребителями. Практический потолок — 13 тысяч метров, максимальная дальность полета на дозвуке — 4400 километров, на сверхзвуке — 1560 километров. В полете машиной управлял экипаж из трех человек: командир, штурман и стрелок-радист.

o2-2

Самолет мог обрушить на вероятного противника до девяти тонн боевой нагрузки. Основу вооружения составляли свободнопадающие авиабомбы «калибром» от ста до девяти тысяч килограммов, в том числе ядерные боеприпасы разной мощности. Однако считать этот самолет банальным бомбовозом было бы несправедливо. Советские конструкторы создали несколько модификаций, предназначенных для разных задач: бомбардировщик Ту-22Б, обвешанный фотоаппаратурой разведчик Ту-22Р/РД, эффективный постановщик помех Ту-22П/ПД и, наконец, ракетоносец Ту-22К/КД, вооруженный лучшими на тот момент сверхзвуковыми противокорабельными ракетами — комплексом Х-22 «Буря». Они несли не только фугасно-кумулятивную, но и термоядерную боевую часть, что позволяло Ту-22 эффективно противостоять даже самым крупным кораблям НАТО.

Трудное «взросление»

Ту-22 обоснованно считают «проблемным ребенком» советского авиапрома. Летать как надо он научился не сразу. С 1958 по 1991 год ВВС потеряли в различных происшествиях 70 самолетов из 311 серийных (более 20 процентов авиапарка). Нештатно завершился даже первый полет: летчик-испытатель Юрий Алашеев из-за отказа передней стойки шасси сажал «105-ю» буквально на брюхо. Первый прототип списали и переделали в учебное пособие. А Алашеев взялся за штурвал второго экспериментального борта «105А». Именно на нем 21 декабря 1959 года опытный летчик впервые преодолел звуковой барьер. Но из-за высокой скорости разрушились рули высоты и стабилизатор. Самолет перешел в неконтролируемое падение, выпрыгнуть с парашютом успел только радист. Ветерану Великой Отечественной войны подполковнику Юрию Алашееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

До 1962 года, когда Ту-22 был официально принят на вооружение, разбились еще несколько самолетов. Войсковая эксплуатация тоже выявила ряд серьезных недостатков: размещение двигателей над хвостовым оперением приводило к тому, что машина была трудноуправляемой на сверхзвуковых скоростях, автоколебание стоек шасси заставляло экипаж попотеть на взлете и посадке, предполетная подготовка Ту-22 из-за сложности конструкции могла занять полдня. Далеко не всем пилотам удавалось освоить эту тяжелую, скоростную и очень капризную машину. Командирами экипажей становились только самые опытные военные летчики. В их руках потенциал Ту-22 раскрывался в полной мере.

tu-22m1

Со временем бомбардировщик все же довели до «товарного вида». В случае начала третьей мировой на него возлагалась задача атаковать войска НАТО в Европе. В 1970-1980-х Ту-22 принимали участие во всех крупных учениях на западе СССР. Ввиду высокой насыщенности предполагаемого театра боевых действий средствами ПВО летчики-«дальники» активно отрабатывали прорывы групп самолетов на малых и сверхмалых высотах. Затем в курс боевой подготовки ввели упражнения низковысотных полетов в составе полка. Прорабатывалась и тактика прикрытия ударных групп самолетами РЭБ.







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой"


Напишите ваш комментарий к статье "Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх