Лента новостей

16:15
Турция раскрыла свои планы в Сирии
15:33
Урожай пшеницы России угрожает США
13:40
Торговая война между Вашингтоном и Пекином набирает обороты
13:00
Солдаты ВСУ рвутся на собственных минах каждый день
11:23
К русофобии добавили борьбы с православием
08:59
Размышления о бронировании и модернизации немецкой БМП «Пума»
08:57
Кругосветная экспедиция Лаперуза. Новые встречи и новые потери
08:56
В защиту пропаганды
08:53
Ил-20. Чья голова больна, чья голова здорова?
08:52
Нацисты у Манхэттена. Операция «Удар в литавры»
08:50
Логика ВСУ: Мы подверглись жестокому обстрелу - потерь нет, а у "стрелявших" есть
08:49
СМИ США нашли новую невоенную угрозу. Теперь - российские аграрии
08:47
Прилетел на семинар - задержан как "шпион". Об инциденте с россиянином в Норвегии
08:46
Израиль не признал факты из отчёта Минобороны России: "F-16 уже вернулись"
08:45
Двойное поражение "ЕР" от ЛДПР. Губернаторский "синий пояс"?
08:44
ВМС Украины: Наши корабли по курсу в Азовское море сопровождала армада РФ
08:42
Трамп выполнил главный наказ Путина
08:41
«Идеальный шторм» назначен на 2020 год
08:40
Почему россияне забрали с валютных депозитов Сбербанка $1,2 млрд
08:25
Хорватские СМИ рассказали о могуществе российской армии
08:24
Россия отказалась от участия в лунном проекте США
06:11
В Киеве признали, что Россия уже захватила Одессу
00:43
Атака на выборы не удалась: Наблюдатели зафиксировали все фейковые жалобы на выборах в Хабаровске и Владимире
21:36
Япония протестирует модель космического лифта
21:35
Хейли: вынуждать Асада не будем, сам уйдёт
21:34
Антипольский пиар Украины вызывает в Варшаве «отвращение»
21:33
Низкая экономическая активность женщин РФ мешает обогнать ФРГ. Рассуждение МЭР
21:31
Борьба с коррупцией в Дагестане. Новый успех?
21:24
RTД: Кто ответит на сбитый российский Ил-20 в Сирии?
21:23
В базу «Миротворца» начали вносить владельцев паспортов Венгрии из Закарпатья
21:22
Николай Стариков: Добро и зло, столкновения с Западным миром
21:21
Тотальная приватизация. Как МВФ предлагает раздать Украину частникам
21:20
«Фабрика лжи» в Сирии снова в деле: дубли спектакля о «химатаке» утекли в сеть
21:18
Киев забывает «Минские договоренности»: Климкин озвучил новый план возвращения мира на Донбасс
21:17
Будков Сергей. Зачёт по теории управления
21:16
ВКС РФ получат новейшие ракеты для уничтожения укреплений противника
21:16
Зачем Македония нужна НАТО?
21:15
Петр Порошенко: «великий полководец», остановивший «русский блицкриг»
21:14
Лавров поставил условия возвращения России в Совет Европы
21:11
Украинские ржавые суда отправились «пугать» Россию в Азовском море
21:08
СМИ: Российские предприниматели из-за санкций возвращаются к вложениям в национальные банки
21:06
Британия уже проиграла кибервойну
21:04
Великобритания начинает усиленно готовиться к кибервойне против России
20:56
Здоровый образ жизни для каждого москвича: как изменились спортивные сооружения столицы
20:55
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 23.09.18
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой

Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой

 Короткий разбег по полосе, и летчик-испытатель Юрий Алашеев, слегка потянув штурвал на себя, отрывает 85-тонную машину от земли. Необычный самолет с вытянутым обтекаемым фюзеляжем, быстро набрав высоту, скрывается за облаками.

Ровно 60 лет назад, 21 июня 1958 года, у СССР появился новый серьезный аргумент в противостоянии с НАТО — первый полет совершила машина «105», четырьмя годами позже принятая на вооружение под обозначением Ту-22. Эти дальние бомбардировщики-ракетоносцы более 30 лет были «длинной рукой» советских и российских ВВС. А их потомки — модернизированные Ту-22М3 — несут боевую службу и сегодня.

Тяжелый и быстрый

Разработка сверхзвукового Ту-22 началась в 1955-м. Эти машины должны были заменить в войсках дозвуковые бомбардировщики Ту-16, уже не способные эффективно преодолевать системы ПВО вероятного противника. Стране был нужен более быстрый, маневренный и универсальный дальний «ударник». Речь шла о выживании: в середине 1950-х ни СССР, ни США еще не располагали арсеналом межконтинентальных баллистических ракет. В качестве основного средства доставки ядерного оружия обе сверхдержавы рассматривали дальнюю авиацию. И хотя в 1955-м советская промышленность уже запустила в производство знаменитые Ту-95, ниша сверхзвуковых машин в бомбардировочной авиации оставалась вакантной.

Конструктивно Ту-22 представлял собой цельнометаллический среднеплан классической компоновки со стреловидным крылом и трехопорным шасси. За характерный острый нос советские летчики немедленно прозвали бомбардировщик «Шилом». Сердце самолета — два турбореактивных РД-7М2, каждый из которых выдавал по 11 тысяч килограмм-сил тяги на номинальном и по 16,5 тысячи на форсажном режиме. Благодаря им Ту-22 развивал скорость до 1600 километров в час, что по тем временам было сравнимо с реактивными истребителями. Практический потолок — 13 тысяч метров, максимальная дальность полета на дозвуке — 4400 километров, на сверхзвуке — 1560 километров. В полете машиной управлял экипаж из трех человек: командир, штурман и стрелок-радист.

o2-2

Самолет мог обрушить на вероятного противника до девяти тонн боевой нагрузки. Основу вооружения составляли свободнопадающие авиабомбы «калибром» от ста до девяти тысяч килограммов, в том числе ядерные боеприпасы разной мощности. Однако считать этот самолет банальным бомбовозом было бы несправедливо. Советские конструкторы создали несколько модификаций, предназначенных для разных задач: бомбардировщик Ту-22Б, обвешанный фотоаппаратурой разведчик Ту-22Р/РД, эффективный постановщик помех Ту-22П/ПД и, наконец, ракетоносец Ту-22К/КД, вооруженный лучшими на тот момент сверхзвуковыми противокорабельными ракетами — комплексом Х-22 «Буря». Они несли не только фугасно-кумулятивную, но и термоядерную боевую часть, что позволяло Ту-22 эффективно противостоять даже самым крупным кораблям НАТО.

Трудное «взросление»

Ту-22 обоснованно считают «проблемным ребенком» советского авиапрома. Летать как надо он научился не сразу. С 1958 по 1991 год ВВС потеряли в различных происшествиях 70 самолетов из 311 серийных (более 20 процентов авиапарка). Нештатно завершился даже первый полет: летчик-испытатель Юрий Алашеев из-за отказа передней стойки шасси сажал «105-ю» буквально на брюхо. Первый прототип списали и переделали в учебное пособие. А Алашеев взялся за штурвал второго экспериментального борта «105А». Именно на нем 21 декабря 1959 года опытный летчик впервые преодолел звуковой барьер. Но из-за высокой скорости разрушились рули высоты и стабилизатор. Самолет перешел в неконтролируемое падение, выпрыгнуть с парашютом успел только радист. Ветерану Великой Отечественной войны подполковнику Юрию Алашееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

До 1962 года, когда Ту-22 был официально принят на вооружение, разбились еще несколько самолетов. Войсковая эксплуатация тоже выявила ряд серьезных недостатков: размещение двигателей над хвостовым оперением приводило к тому, что машина была трудноуправляемой на сверхзвуковых скоростях, автоколебание стоек шасси заставляло экипаж попотеть на взлете и посадке, предполетная подготовка Ту-22 из-за сложности конструкции могла занять полдня. Далеко не всем пилотам удавалось освоить эту тяжелую, скоростную и очень капризную машину. Командирами экипажей становились только самые опытные военные летчики. В их руках потенциал Ту-22 раскрывался в полной мере.

tu-22m1

Со временем бомбардировщик все же довели до «товарного вида». В случае начала третьей мировой на него возлагалась задача атаковать войска НАТО в Европе. В 1970-1980-х Ту-22 принимали участие во всех крупных учениях на западе СССР. Ввиду высокой насыщенности предполагаемого театра боевых действий средствами ПВО летчики-«дальники» активно отрабатывали прорывы групп самолетов на малых и сверхмалых высотах. Затем в курс боевой подготовки ввели упражнения низковысотных полетов в составе полка. Прорабатывалась и тактика прикрытия ударных групп самолетами РЭБ.







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой"


Напишите ваш комментарий к статье "Удар «Шилом». Почему аналитики НАТО считали Ту-22 смертельной угрозой"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх