Лента новостей

14:30
«Махнемся гарантами»: Украинцы отреагировали на купание Путина в проруби
14:29
Текущее совсем коротко
14:25
Израиль закрывает курорт из-за Сирийской ответной ракеты и просит Сирию не вмешиваться
14:24
США и Северный морской путь: право имеют. Но не могут
14:23
Михаил Хазин. Акела промахнулся, или Точка кипения
14:21
Каким интересам отвечает передача Японии двух Курильских островов
14:15
Шарий, бойлеры и Беломорканал
14:13
Вести недели с Дмитрием Киселевым
14:11
Россия заявила о своих интересах на Балканах
14:02
Что мешает объединению ДНР и ЛНР?
14:01
Они зашли слишком далеко в разрушении Договора о РСМД
14:00
Японские СМИ узнали условия подписания мирного договора с Россией
13:59
России больше незачем держать цену: в Киеве рассказали, как развал договоров с РФ и потеря Крыма меняют транзит газа через Украину
13:58
Самоубийственный поход: ВМС США запланировали рейд по Северному морскому пути
13:57
АВАГЯН: ФАКТИЧЕСКИ, ЭТО ВОЙНА С ИЗРАИЛЕМ..
13:55
Тайна успеха Порошенко: на выборы отправят бригады боевиков-наци
13:53
Политолог: Лукашенко понимает, что сместить его может не Запад, а Россия
13:52
Белоруса вывели из эфира за правду о Правом Секторе
13:27
О том, как скатилась моя страна !!! Мне стыдно за то, что Я УКРАИНЕЦ
13:01
Битва за Македонию
13:00
Налет на Дамаск 21.01.2019
13:00
Надёжный «Панцирь» для неба Сирии
12:51
Продаем Родину. Дорого
12:33
Как сделать АК-47 из садовой лопаты
12:32
Штаты на урановой игле: как «Росатом» разрушил атомную промышленность США
12:30
Премьер Японии намерен совершить еще один визит в Россию в марте или апреле
12:28
Если Путин решил проблему с обороной, то решит её и с экономикой
12:27
Китай капитулировал в торговой войне с США?
12:23
Великий донецкий учитель Виктор Шаталов: человек, опередивший эпоху (самая свежая статья о Шаталове)
12:14
Честно о жизни в Швейцарии. 18+
12:13
ЖАЖДА РЕВАНША: американский эсминец «Дональд Кук» вновь приближается к берегам Крыма
12:10
Британский дурачок во главе министерства обороны
12:06
Деградация выбора древней нации
12:05
Жители Магнитогорска получили массовую рассылку с угрозой взрывов. ФСБ проводит проверку
11:32
Корабли ВМФ начали наблюдение за американскими эсминцами в Балтийском море
11:26
Япония торгуется: мирный договор за Курилы, но что в итоге?
10:52
Вашингтон бессилен против массированной ядерной атаки Москвы
10:18
Дорогостоящий депутатский «мусор» для бедной Грузии, или разрушение Вавилонской башни «Грузинской мечты»
08:59
Анкара заявила о сформированной группировке для военной операции в Сирии
08:59
Эксперт о планах Трампа по ПРО: сказку не сделать былью
08:58
95 лет назад умер Ленин
08:56
Цветная революция в Венесуэле всё-таки началась?
08:56
Ющенко назвал россиян любителями рабства
08:55
В Японии ждут от РФ гарантий передачи Шикотана и Хабомаи
08:54
По Ирану ударят из Грузии?
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


» » Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев

 В завершившемся выходе в море на учебу американского авианосца CVN-77 «Джордж Буш» состав его авиагруппы был не совсем обычен: наряду с привычными американскими истребителями Super Hornet на его палубе обосновались французские Rafale. iz.ru постараются рассказать, как франко-американские учения связаны с ВМФ России, 1 апреля и китайскими плавучими центрами развлечений.

Полеты самолетов одной страны с авианосцев другой имеют в англоязычной военно-морской терминологии отдельное и труднопереводимое название: кроссдекинг (cross-decking). В этот раз французские летчики пересекли океан не для забавы или актуальной политической демонстрации межатлантического единства, а по сугубо практическим соображениям. В ходе завершившихся 17 мая учений «Чезапик-2018» они должны были освежить (а молодое пополнение — приобрести) навыки полетов не на тренажерах, а с «живой» палубы корабля.

Дело в том, что единственный французский авианосец «Шарль де Голль» после активного использования, включая несколько боевых походов к иракским и сирийским берегам, встал в начале 2017-го на полуторагодовой ремонт. На днях, 16 мая, его как раз впервые за 14 месяцев вывели из сухого дока. Возвращение в активный состав флота ожидается только зимой. Вот французские летчики и воспользовались схожестью (местами и вовсе идентичностью) взлетно-посадочных систем своего авианосца и американских старших собратьев для поддержания своих навыков. 

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



Товарищество, скрепленное нуждой

Исторически именно практическая необходимость обычно служила поводом для кроссдекинга. Наибольшее распространение он получил в годы Второй мировой войны, когда американские авианосцы, иногда без авиагруппы, включались в состав английского «Хоум флита» и участвовали в средиземноморских операциях, а на Тихоокеанском театре военных действий флоты союзников были спаяны практически в единое целое. Так, для примера, в 1943 году, после тяжелого для американцев боя у островов Санта-Крус английский авианосец «Викториес» был переброшен с европейского ТВД и оперативно подчинен Тихоокеанскому флоту США, для действий совместно с оставшимся на тот момент единственным исправным американским тяжелым авианосцем «Саратога». В ходе боевого слаживания союзники быстро выяснили сильные стороны друг друга и на английском корабле, обладавшем большими возможностями по управлению ПВО соединения, сосредоточили истребители обоих флотов, а на более крупном американском — ударные машины.

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



Военный опыт привел флоты западных стран к пониманию необходимости хотя бы базовой стандартизации взлетно-посадочных систем авианосцев. В отличие от других областей оружия и военной техники, где в рамках НАТО приходилось хоть как-то увязывать продукцию множества ранее независимых военно-промышленных комплексов, в области палубной авиации это значительно облегчалось тем, что «школ» было, по сути, только две — американская и английская. Французы, единственные из западных стран после войны строившие, а не покупавшие б/у авианосцы, в свою очередь, заимствовали технологии у более опытных союзников.

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



Способствовало стандартизации и распространение по миру американской авиатехники. Так, истребители F-4 Phantom II и F-8 Crusader закупали для своей палубной авиации соответственно англичане и французы, австралийцы предпочитали противолодочные S-2 Tracker и штурмовики A-4 Skyhawk. На учениях часто практиковался «обмен визитами» однотипных самолетов. Когда Великобритания отказалась в конце 70-х годов от классических авианосцев в пользу легких кораблей с самолетами вертикального взлета и посадки Harrier, сотрудничество не прекратилось: в этот раз уже США сначала закупили для десантных кораблей своей морской пехоты английскую машину, а потом был совместно разработан Harrier II.

Английские и американские «вертикалки» отрабатывали совместное базирование, причем в этом случае приходилось учитывать местные особенности: в отличие от американских десантных кораблей, английские легкие авианосцы типа Invincible оснащались трамплинами, что облегчало взлет (отказ американцев от трамплина был вполне сознательным — их десантные корабли в первую очередь предназначались для операций вертолетов морской пехоты, и установка трамплина уменьшала количество взлетно-посадочных позиций. — Прим. ред.).

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



Сегодня кроссдек-спайка плотно вошла в жизнь западных флотов. На французском авианосце стоят аналогичные американским взлетно-посадочные системы, и Rafale могут летать с американских кораблей (и наоборот) с минимальными для палубной команды нюансами, что отрабатывается при первой возможности. Английский флот выбрал в качестве перспективной палубной машины американский F-35B с укороченным взлетом, и на новых английских авианосцах «Куин Элизабет» заранее планируется использовать смешанные авиагруппы.

В Австралии ситуация и вовсе несколько комичная: во время выбора перспективного десантного корабля изначально выдвигалось требование оснащения его трамплином (в частности, Францией предлагался проект пресловутого Mistral с трамплином) и в целом системами для базирования F-35B, притом что сама Австралия не закупает эту модификацию F-35. Возможно, их покупку планировалось и планируется «пропихнуть» позднее, но пока официально австралийские корабли типа «Канберра» должны иметь возможность принимать самолеты морской пехоты США. 

Почему это актуально для ВМФ России

1 апреля 2018 года в неофициальном блоге одного из ведущих отечественных аналитических центров, специализирующихся на военной тематике, — ЦАСТ была опубликована запись о ведущихся между Китаем и Россией переговорах о тренировках российских летчиков на китайском авианосце «Ляонин». Разумеется, материал был шуточным. Однако это тот самый случай, когда в шутке лишь доля шутки.

Дело в том, что российские палубные летчики оказались в той же ситуации, что и французские коллеги, а возможно, и более тяжелой. Наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» после боевого похода к берегам Сирии, первого за свою карьеру, наконец встал на серьезный ремонт, который давно ему был необходим — чисто в силу возраста. С момента спуска на воду прошло 30 лет, в то время как современные американские авианосцы за аналогичный жизненный цикл встают на подобное техобслуживание несколько раз, а к 25 годам отправляются на длящийся четыре года капитальный ремонт с модернизацией.

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



В нашем случае работы будут не столь основательны. Согласно опубликованной в апреле этого года информации о заключенном ремонтном контракте, работы должны быть закончены в 2020 году с возвращением корабля в состав флота в 2021-м. Однако, учитывая общую тенденцию отечественных судостроителей срывать сроки исполнения подобных заказов, веры в это крайне мало.

Впрочем, даже в самом оптимистичном варианте наши летчики остаются без практики полетов с палубы три года. При этом в крайне неудачный момент — перед боевым походом в Сирию и ремонтом не успели провести полноценную корабельную квалификацию 100-го корабельного истребительного авиаполка на новых истребителях МиГ-29К. Только несколько экипажей приняли участие в кратких тренировках «Адмирала Кузнецова» перед сирийским походом.

Вероятно, именно этим объясняется, что основу авиагруппы составили видавшие виды Су-33, а новые и потенциально более подходящие для ударов по наземным целям МиГ-29 были представлены только пятью машинами. Теперь практическая подготовка молодых летчиков откладывается еще дальше, а старожилы получают длительный перерыв в полетах.

Традиционно российский, а до этого советский флот не практиковал полеты палубной авиации с иностранных кораблей просто ввиду отсутствия авианосцев у дружественных стран. Но эта ситуация радиально изменилась в последние годы. В 1998 году Китай купил на Украине через подставное лицо недостроенного «брата» «Адмирала Кузнецова» — «Варяга». В 2012 году достроенный с помощью украинских и российских специалистов корабль был включен в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин». 13 мая этого года на морские испытания вышел второй, еще не получивший имя китайский авианосец.

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



«Ляонин» регулярно выходит в море для тренировки экипажа и авиагруппы. Судя по публикуемым кадрам, интенсивность полетов и количество самолетов на палубе (созданных «по мотивам» Су-33 истребителей J-15) значительно выше, чем когда-либо было у «Кузнецова». Учитывая это и перерыв в практике у нас, у Китая вероятно уже сейчас значительно больше палубных летчиков, чем в России. Учиться у такого партнера не зазорно.

Полезной командировка в Южно-Китайское море была бы и техникам, и палубной команде. Особенно если вспомнить, что в ходе сирийской командировки было потеряно два наших истребителя и оба раза по небоевым причинам, судя по всему связанным с проблемами в подготовке палубных команд.

Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев



Масштабы, интенсивность и значимость российско-китайских учений последние годы только растут. Уже регулярными стали совместные учения в таких деликатных областях, как противоракетная оборона и стратегические ядерные силы. Регулярны и морские учения, всё больших масштабов: в прошлом году китайские корабли приняли участие в учениях аж на Балтике. В таких условиях будет странно, если отечественный флот не обратит внимание на потенциально доступные систершипы стоящего на ремонте «Кузнецова». Если авианосные планы России серьезны, если после первого боевого похода и ремонта «Кузнецов» видится чем то большим, чем «белый слон», то упускать возможность получить полезный опыт и с пользой провести «межкорабельное» время было бы совершенно некстати.

Александр Ермаков







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев"


Напишите ваш комментарий к статье "Гостевая палуба: Немного об использовании чужих авианосцев"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх