Лента новостей

21:39
Соловьев высмеял тупость американских телевизионщиков
обновлено
20:53
20 лет со дня дефолта: почему в России не будет повторения сценария 1998 года
20:11
«Бабуся с мемасиками» оказалась фальшивой – оппозиция рвет и мечет
20:03
Кинутые Навальным подростки кинули Навального
19:54
Как самарская экстремистка стала «бабушкой, посаженной за репост»: ложь либеральных СМИ о деле Кузаевой
18:37
Украинские порты продолжают нести колоссальные убытки из-за российских контрмер
18:34
Лукашенко взялся за рванувших на заработки белорусов
18:32
Что будет, если мир сбросит американский госдолг?
18:30
США желает развязать энергетическую войну с ОПЕК
18:29
Украина предала благодетеля – в США надулись
18:28
Ждёт ли Россию коллапс финансовой системы?
18:27
The Economist: Киев возглавил антирейтинг городов мира
18:24
Социальные медиа как концлагерь: сегодня США, завтра – мы?
18:24
«Карта поляка»: незамысловатые мечты сегодняшних украинцев
18:23
В Казани выкатили первый модернизированный Ту-22М3М
18:21
Раскрываем военные тайны Молдавии или зачем СМИ трубят о русских учениях
18:18
В Америке будут теракты, цель – свержение Трампа
18:17
Последствия санкций США: российские нефтяники стали независимыми
18:16
Почему у Трампа не получается продавать газ в Европу
18:12
ВМФ расширил использование дронов
17:42
Самый секретный проект ВПК: новые подробности о «космическом» истребителе МиГ-41
17:35
Фанерный муляж ко Дню независимости Украины
17:29
На Украине рассказали, на что потратят 0,003% американского военного бюджета
16:47
В Конгрессе США призвали остановить антироссийскую истерию
14:40
В США сравнили оснащенность спецназа Америки и России
14:39
Русская стратегия (текущее состояния русской политической нации в России, Украине, Белоруссии)
14:36
Их депрессия. Захар Прилепин: Будущее точно рискует кого-то из нас переехать катком
14:33
Подкалиберные снаряды настоящего и будущего
14:32
Мнение на счет РПС
14:31
Свободная Европа: во Франции протестуют против открытых уличных туалетов
14:30
Лучшие цитаты Сергея Лаврова
14:26
«Да, не Украина…» — Парочка из Киева, съездив в Крым, ещё долго возмущалась от увиденного
14:23
В Самаре началось производство последней ракеты «Союз-ФГ» с украинскими компонентами
14:09
Самолет сетецентрической войны: на что способен обновленный воздушный командный пункт Ил-22М11
14:08
Иловайский котёл повторят под Киевом и Черниговом
14:02
Китай рассказал о миссии на обратную сторону Луны
14:01
Дефолт помог завершить эпоху развала России
14:01
Совершенные технологии для совершенного солдата. Часть 2
13:59
Вооружение. Совершенные технологии для совершенного солдата. Часть 1
13:54
На Западе признали Крым российским
13:52
Foreign Policy узнал о передаче Пекином Москве данных о системе связи ЦРУ
13:51
ООН об Иловайске: виновники преступлений названы
13:48
В США обвинили Украину в предательстве
13:20
Россия единственный посредник на Ближнем востоке по мнению западных СМИ
13:04
Американский бюджет тратится на личные прихоти Трампа
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » Ту-142: «Медведь», охотящийся за субмаринами

Ту-142: «Медведь», охотящийся за субмаринами

 

Морской авиации ВМФ РФ срочно требуются современные противолодочные самолеты


После многолетнего отсутствия противолодочные самолеты российской морской авиации вновь возвращаются в небо над Мировым океаном. В частности, в прошедшем 2017 году российские противолодочные самолеты совершили первые со времен Советского Союза полеты через Северный полюс к Северной Америке. А весной года нынешнего экипажи противолодочной авиации вели поиск субмарин уже в юго-восточной части Средиземного моря. В том и в другом случае речь шла о дальних противолодочных самолетах Ту-142М, обозначаемых в НАТО как Bear-F, то есть «медведь». Данные самолеты исправно несут службу в отечественной морской авиации уже более 45 лет.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка дальней противолодочной машины на базе морского разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ была задана ОКБ А.Н. Туполева постановлением советского правительства, датированным 8 февраля 1963 года. Первые 18 самолетов Ту-142, оснащенные поисково-прицельной системой «Беркут», были изготовлены в 1967–1972 годах Куйбышевским авиазаводом (в настоящее время – ОАО «Авиакор – авиационный завод»). 

Головной из них поднялся в воздух 18 июня 1968 года, а официальное принятие самолета Ту-142 на вооружение состоялось 14 декабря 1972 года.

С мая 1970 года самолеты Ту-142 начали поступать в 76-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия Северного флота, дислоцированный на аэродроме Кипелово в Вологодской области.

Позднее появились данные охотники за вражескими субмаринами и на Тихоокеанском флоте, куда к концу 1980 года из Кипелово в состав 310-го отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия на аэродроме Каменный Ручей (Монгохто) в Хабаровском крае были переведены все Ту-142 базовой версии. Их служба здесь продолжалась до середины 90-х годов.

В связи с недостаточной эффективностью поисково-прицельной системы «Беркут» (аналогичная система применялась и на Ил-38) еще 14 января 1969 года постановлением правительства Советского Союза промышленности было задано создание модернизированного дальнего противолодочного самолета Ту-142М с поисково-прицельной системой «Коршун». При этом в новой машине был также воплощен и ряд конструктивных доработок, касающихся уже непосредственно самого самолета.

Производство таких машин предстояло организовать на другом авиазаводе – в Таганроге (ОАО «ТАВИА», в настоящее время – в составе ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева», входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации).

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Опытный Ту-142М впервые поднялся в воздух в Таганроге 4 ноября 1975 года, а всего за два десятилетия, вплоть до 1994 года, здесь было изготовлено около 90 таких самолетов в нескольких модификациях.

С сентября 1978 года начались поставки серийных противолодочных самолетов Ту-142М с поисково-прицельной системой «Коршун» (поэтому они иногда именуются Ту-142МК) в авиацию Северного флота, на аэродром Кипелово, где они продолжают нести службу и сегодня.

А десять лет спустя был создан модернизированный вариант – самолет Ту-142МЗ, оснащенный новой радиогидроакустической системой «Заречье» (первая буква названия данной системы и стала обозначением этой модификации), а также современным комплексом радиоэлектронного противодействия.

С 1990 года такие противолодочные самолеты несут службу на Тихоокеанском флоте, в Каменном Ручье.

Кроме того, в течение 1984–1989 годов на те же авиабазы Северного и Тихоокеанского флотов таганрогским заводом было поставлено почти два десятка самолетов-ретрансляторов для обеспечения дальней связи с погруженными подводными лодками Ту-142МР. Данная машина была разработана в 1977 году ОКБ Г.М. Бериева на базе Ту-142М, не имела поисково-прицельной системы и вооружения, но оснащалась выпускаемой тросовой антенной длиной более 8 км и другой специальной аппаратурой.

Помимо этих основных серийных вариантов и Ту-142МЭ – экспортного варианта для авиации военно-морских сил Индии, на основе Ту-142М было создано несколько опытных самолетов с новыми системами вооружения и летающих лабораторий для проведения испытаний авиационных двигателей.

Сегодня, спустя более чем полвека после начала разработки, самолеты семейства Ту-142 продолжают нести службу в авиации Северного и Тихоокеанского флотов Военно-морского флота России и являются основными авиационными противолодочными комплексами дальней зоны отечественной морской авиации.

ТРЕБУЕТСЯ НОВЫЙ САМОЛЕТ

Для продления сроков эксплуатации строевые Ту-142МК, Ту-142МЗ и Ту-142МР регулярно проходят капитально-восстановительный ремонт на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г.М. Бериева (ТАНТК). Ежегодно в Таганрог для этого прибывает с флотов по нескольку таких самолетов. Капитальный ремонт самолетов Ту-142 различных модификаций наряду с капитальным ремонтом Ту-95МС является важной составляющей в производственной деятельности ТАНТК.

Показательно, что 50-м по счету отремонтированным на предприятии в Таганроге самолетом марки «Ту» стал сданный в августе 2016 года дальний противолодочный самолет Ту-142МК авиации Северного флота с бортовым номером «51» и собственным именем «Юрий Малинин».

А уже 3 мая нынешнего года специалисты ТАНТК передали авиации ВМФ России очередной отремонтированный на предприятии дальний противолодочный самолет Ту-142МК с бортовым номером «54» и собственным названием «Владимир Дубинский».

Символично, что оба самолета получили свои имена в честь офицеров, руководивших освоением Ту-142 в строю морской авиации – полковника Владимира Ивановича Дубинского, первого командира 76-го отдельного противолодочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Северного флота, и полковника Юрия Александровича Малинина – первого начальника штаба этого же авиаполка.

Правда, следует признать, что находящиеся в строю морской авиации машины Ту-142МК и Ту-142МЗ оснащены только противолодочным оружием и так и не стали полноценными патрульными самолетами, способными бороться как с подводными лодками, так и с надводными кораблями.

Это вдвойне обидно, поскольку в 1990–2000 годах рассматривалось несколько вариантов модернизации находившихся в эксплуатации самолетов Ту-142, которые предусматривали установку новой поисково-прицельной системы («Новелла» / «Морской змей») и современной системы радиотехнической разведки, а также, самое главное, обеспечение самолету возможности применять для поражения надводных целей противокорабельные ракеты семейства Х-35.

К сожалению, все эти планы так и остались на бумаге.

Поэтому давно уже назрел вопрос разработки для российской морской авиации отечественного многоцелевого патрульного авиационного комплекса нового поколения, в целом подобного американскому самолету Р-8 или японскому Р-1. Русский «мишка» еще, конечно, поохотится за субмаринами, но преемника ему нужно создавать уже сейчас.


Александр Манякин







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Ту-142: «Медведь», охотящийся за субмаринами"


Напишите ваш комментарий к статье "Ту-142: «Медведь», охотящийся за субмаринами"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх