Лента новостей

11:23
К русофобии добавили борьбы с православием
08:59
Размышления о бронировании и модернизации немецкой БМП «Пума»
08:57
Кругосветная экспедиция Лаперуза. Новые встречи и новые потери
08:56
В защиту пропаганды
08:53
Ил-20. Чья голова больна, чья голова здорова?
08:52
Нацисты у Манхэттена. Операция «Удар в литавры»
08:50
Логика ВСУ: Мы подверглись жестокому обстрелу - потерь нет, а у "стрелявших" есть
08:49
СМИ США нашли новую невоенную угрозу. Теперь - российские аграрии
08:47
Прилетел на семинар - задержан как "шпион". Об инциденте с россиянином в Норвегии
08:46
Израиль не признал факты из отчёта Минобороны России: "F-16 уже вернулись"
08:45
Двойное поражение "ЕР" от ЛДПР. Губернаторский "синий пояс"?
08:44
ВМС Украины: Наши корабли по курсу в Азовское море сопровождала армада РФ
08:42
Трамп выполнил главный наказ Путина
08:41
«Идеальный шторм» назначен на 2020 год
08:40
Почему россияне забрали с валютных депозитов Сбербанка $1,2 млрд
08:25
Хорватские СМИ рассказали о могуществе российской армии
08:24
Россия отказалась от участия в лунном проекте США
06:11
В Киеве признали, что Россия уже захватила Одессу
00:43
Атака на выборы не удалась: Наблюдатели зафиксировали все фейковые жалобы на выборах в Хабаровске и Владимире
21:36
Япония протестирует модель космического лифта
21:35
Хейли: вынуждать Асада не будем, сам уйдёт
21:34
Антипольский пиар Украины вызывает в Варшаве «отвращение»
21:33
Низкая экономическая активность женщин РФ мешает обогнать ФРГ. Рассуждение МЭР
21:31
Борьба с коррупцией в Дагестане. Новый успех?
21:24
RTД: Кто ответит на сбитый российский Ил-20 в Сирии?
21:23
В базу «Миротворца» начали вносить владельцев паспортов Венгрии из Закарпатья
21:22
Николай Стариков: Добро и зло, столкновения с Западным миром
21:21
Тотальная приватизация. Как МВФ предлагает раздать Украину частникам
21:20
«Фабрика лжи» в Сирии снова в деле: дубли спектакля о «химатаке» утекли в сеть
21:18
Киев забывает «Минские договоренности»: Климкин озвучил новый план возвращения мира на Донбасс
21:17
Будков Сергей. Зачёт по теории управления
21:16
ВКС РФ получат новейшие ракеты для уничтожения укреплений противника
21:16
Зачем Македония нужна НАТО?
21:15
Петр Порошенко: «великий полководец», остановивший «русский блицкриг»
21:14
Лавров поставил условия возвращения России в Совет Европы
21:11
Украинские ржавые суда отправились «пугать» Россию в Азовском море
21:08
СМИ: Российские предприниматели из-за санкций возвращаются к вложениям в национальные банки
21:06
Британия уже проиграла кибервойну
21:04
Великобритания начинает усиленно готовиться к кибервойне против России
20:56
Здоровый образ жизни для каждого москвича: как изменились спортивные сооружения столицы
20:55
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 23.09.18
20:04
Гибель российского военно-транспортного самолета Ил-20 на руках израильской военщины
17:35
Лондон как столица «глубинного государства»
17:33
Экспериментальная иммунотерапия ВИЧ прошла первый этап испытаний безопасности
17:27
Эрдоган назвал главную угрозу для будущего Сирии
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

 

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. "Тридцатку" строят в Иркутске, "тридцать пятый" — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков ставят второе кресло, — в материале РИА Новости.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. "Мессершмиты" заходили медленным "ильюшиным" в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением "гибридов" — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Истребитель-бомбардировщик Су-17



"Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор".

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен "работать" по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Многоцелевой истребитель Су-30СМ и тактический фронтовой бомбардировщик Су-24М во время летно-тактических учений



"Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, "сосать крыло" ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке".

"Притирка" в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть "виртуальный пилот" — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет "Кинжал". Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда "тасует" экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    Радмила Павелич

    Если самолёт двухместный. то лётчик вь выходной день всегда сможет покатать на нём свою девушку или детишек с женой или просто любовницу. Главное. чтобы жена не узнала.
    А на одноместном самолёте уже никого не покатаешь. Самолёт не машина. на коленках не уместишься. Про то. что вдвоём управлять самолётом легче - ерунла. просто одному лететь скучно. вот и придумывают всякие причины. А если бы самолёты были трёх местные. то было бы вообще здорово.

    РП.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх