Лента новостей

21:53
Попытка реформировать ООН – очередная провокация Запада
21:50
Дорогие армянские друзья...
21:49
Молочные войны: Потребитель будет крайним
21:47
«Запад нас ненавидит, а мы испытываем к нему презрение»
21:45
Атипичный Майдан: Россию начали выдавливать из Закавказья
21:42
Михаил Хазин: О масштабах экономического спада
21:37
Пранкер, распространивший слухи о 300 погибших в Кемерово, устроился на работу в украинский «Миротворец»
21:36
США шагнули в ловушку: «визовый скандал» с Россией выйдет для американцев боком
21:35
Модернизация гидроагрегатов: Россия обзавелась новыми мощнейшими турбинами
21:33
Лукашенко заявил, что не допустит организации «майдана» в Белоруссии
21:31
Эксперт оценил ответы Лондона на вопросы по делу Скрипаля?
21:29
Бронзовый советский солдат в Таллине
21:28
Кадыров признался, что сделает с Трампом и Меркель в Чечне
21:27
Неумирающая классика. США используют проверенные методы для дестабилизации обстановки в Армении
21:18
Милонов высмеял намерение Киева вернуть три миллиона украинцев на родину
21:17
Вседорожный седан LADA Vesta Cross появится в продаже в июле 2018 года
21:16
Москва смеется последней: американская свинья для Меркель или как США «ударили» по Германии... санкциями
21:14
Таинственные отверстия в Арктике
21:12
Порошенко и Гройсману плевать на умирающее украинское авиастроение
21:10
Министр транспорта Украины запретил российским судам заплывать даже в реки
21:09
«В Раде сидят наглецы и оторванные от реальности люди!» Депутаты парламента шокировали Дмитрия Гордона
21:08
«16 ответных мер»: в Совфеде поддержали закон о контрсанкциях России в связи с недружественной политикой США
21:08
Гривны на черный день: заоблачные цены загнали украинцев на дешевые рынки
21:07
Русская сверхзвуковая подлодка с гиперзвуковыми торпедами: «Пролететь» Атлантику за каких-то 60 минут, миф?
21:06
Лавров рассказал о принципиальной оценке Советом глав МИД ШОС ударов США по Сирии
21:04
«План не сработал»: зачем Пентагон заявил о неэффективности Российских ПВО в Сирии
21:02
Когда убьют Павла Дурова?
21:02
В России происходит научно невозможное
20:57
В США пройдут соревнования по скоростному запуску спутников
20:56
Могла ли на Земле быть другая развитая цивилизация до нас?
20:52
Вторичные "жертвы" АТО
20:51
Три задачи: как Запад пытается решить нерешаемое
20:51
Американский план «прощения «Русала» содержит в себе скрытую ловушку
20:50
Украинские порты обанкротятся без товаропотока из России
20:49
Российская дизельная против британской атомной или "Почему она не стреляла?"
20:47
Пролетая над Ереваном
20:47
Безлюдный флот
20:45
Почему армия РФ не спешит списывать винтовку Драгунова
20:45
Новейший истребитель-невидимка ВВС США совершил аварийную посадку в Японии
20:44
Сводка о событиях в ДНР и ЛНР за 14.04.18 - 20.04.18
20:43
Что Россия проиграла в Армении
20:43
А почему меня это должно волновать?
20:38
Запад придумал способ обойти право вето России в СБ ООН
20:37
Израиль официально заявил о возможном уничтожении С-300 в Сирии
20:33
Россию не устроили ответы Великобритании по делу Скрипалей
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


» » Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

 

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. "Тридцатку" строят в Иркутске, "тридцать пятый" — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков ставят второе кресло, — в материале РИА Новости.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. "Мессершмиты" заходили медленным "ильюшиным" в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением "гибридов" — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Истребитель-бомбардировщик Су-17



"Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор".

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен "работать" по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Многоцелевой истребитель Су-30СМ и тактический фронтовой бомбардировщик Су-24М во время летно-тактических учений



"Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, "сосать крыло" ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке".

"Притирка" в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть "виртуальный пилот" — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет "Кинжал". Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда "тасует" экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.






Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик"


1 комментарий

  1. Маршал
    Радмила Павелич

    Если самолёт двухместный. то лётчик вь выходной день всегда сможет покатать на нём свою девушку или детишек с женой или просто любовницу. Главное. чтобы жена не узнала.
    А на одноместном самолёте уже никого не покатаешь. Самолёт не машина. на коленках не уместишься. Про то. что вдвоём управлять самолётом легче - ерунла. просто одному лететь скучно. вот и придумывают всякие причины. А если бы самолёты были трёх местные. то было бы вообще здорово.

    Радмила Павелич-Полякова
    0

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх