Лента новостей

21:43
Уголок зелени в столице: как изменилась оранжерея МГУ в Москве
19:24
Переобулся на лету: зачем Аваков борется с вскормленными им неонацистами
19:22
Какое советское оружие очень нравилось немецким оккупантам
19:21
СМИ: в Москве задержан продюсер и звезда "Бригады" Александр Иншаков
19:19
У Порошенко рассказали, почему Путин не договорился с Трампом
19:17
Малый голодомор украинских патриотов
19:12
Украина стала обузой для Трампа
19:07
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
19:04
Киеву дана отмашка прекратить спорить с Москвой
18:58
Куда ЦБ дел $47 млрд, которые вывели из американского госдолга
18:56
Тайна Набиуллиной: Куда делись выведенные из США деньги?
18:52
Окупили полностью: Россия заработала сотни миллиардов на Чемпионате мира
18:40
Сирийская группировка ведет свою войну с ВКС РФ
18:38
Ту-22МЗ и МиГ-31К с «Кинжалами» закроют морские границы России
18:37
Россия завершила бросковые испытания МБР «Сармат»
16:27
Не просто гражданский долг: молодежь о важности своего голоса
15:56
Хельсинки. Три прочтения
15:45
Путин не ожидал такого наезда. Как едва не сорвалось интервью с американским журналистом
15:43
«Если в кране нет воды…»
15:37
Завершены бросковые испытания баллистической ракеты «Сармат»
15:26
Как добывают нефть
15:19
Как мир отреагировал на встречу Путина и Трампа в Хельсинки
15:18
Как сладко стало предавать Россию...
15:05
Михаил Хазин. Историческая аналогия
15:05
«Агент» Путина Трамп в действии: американские СПГ проекты тормозятся «федералами»
15:04
Саммит в Хельсинки: «да» и «нет» не говорить, Украину не вспоминать
15:03
Названо препятствие мирному договору России и Японии
15:02
Всё что нужно знать о вывозе российского леса в Китай
14:52
FT узнала о решении Еврокомиссии оштрафовать Google на €4,3 млрд
14:51
Пять выводов из Чемпионата мира по футболу
14:39
Большой захват, или Краткие итоги Хельсинского саммита Путин - Трамп
13:51
Рука помощи для Трампа: итоги саммита с Путиным в Хельсинки
13:47
Россия одержала мощную победу: комментарии экспертов о прошедшем ЧМ
10:55
Повышение уровня моря скоро уничтожит подземные интернет-кабели
10:54
Автономия Харьковской области в перспективе «Минских» соглашений
10:53
Черноморский флот на долгие годы остался без флагмана
10:52
Границы возможностей: Почему ВДВ в России так и не поменялись
10:50
Путин и Трамп в глобальной игре
10:49
Морской бой: Порошенко отдал приказ захватить украинский Керченский пролив
10:48
Мрак мозга: Разложение – это все, на что способна украинская элита
10:46
Саакашвили : "Вероятность попадания Трампа в базу Миротворца - 100%"
10:44
Чемпионат мира как модель грядущего мироустройства
10:42
Путин сообщил о "новых идеях по Украине", придуманных с Трампом
10:41
Порошенко проигнорировал позицию Трампа: Минск-2 соблюдаться не будет
10:39
Украина: постхельсинкская реальность
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


» » Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

 

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. "Тридцатку" строят в Иркутске, "тридцать пятый" — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков ставят второе кресло, — в материале РИА Новости.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. "Мессершмиты" заходили медленным "ильюшиным" в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением "гибридов" — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Истребитель-бомбардировщик Су-17



"Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор".

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен "работать" по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Многоцелевой истребитель Су-30СМ и тактический фронтовой бомбардировщик Су-24М во время летно-тактических учений



"Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, "сосать крыло" ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке".

"Притирка" в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть "виртуальный пилот" — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет "Кинжал". Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда "тасует" экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.






Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    Радмила Павелич

    Если самолёт двухместный. то лётчик вь выходной день всегда сможет покатать на нём свою девушку или детишек с женой или просто любовницу. Главное. чтобы жена не узнала.
    А на одноместном самолёте уже никого не покатаешь. Самолёт не машина. на коленках не уместишься. Про то. что вдвоём управлять самолётом легче - ерунла. просто одному лететь скучно. вот и придумывают всякие причины. А если бы самолёты были трёх местные. то было бы вообще здорово.

    Радмила Павелич-Полякова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх