Лента новостей

02:28
Новый скандал с утечкой данных удешевил Facebook на 10 миллиардов
23:49
Санкциям вопреки: эксперты объяснили, почему Россия поднялась на второе место рейтинга Bloomberg
21:22
Флаг ДНР шатает Европу
21:18
США в золотой ловушке инков
21:16
Почему провалился «переворот» во Франции 8 декабря
21:13
Посмотри, что сделали в России пока ты ныл
20:40
Ответ французского МИДа обидел Дональда Трампа?
20:08
Даст ли НБУ возможность российским банкам покинуть Украину цивилизовано?
18:42
Крым и Сирия создают объединенную судоходную компанию
18:04
Американской корпорации Google на вас наплевать: что ждет владельцев смартфонов?
18:01
Что есть общего между российскими и китайскими «элитами»
17:59
Британская полиция заподозрила Россию в отравлении свидетеля по делу Магнитского
17:58
Как Тимошенко собирается возвращать Крым Украине?
17:50
Порошенко попросил у главы УПЦ МП помощи в освобождении украинских моряков
17:50
СМИ КНР рассказали, как китайские копии Су-27 крутили "бочку" близ "Посейдона"
17:48
Колонна с российской военной техникой замечена на Крымском мосту
17:47
В рейтинге Bloomberg Россия заняла второе место
17:43
В РФ прокомментировали заявление о роли третьих стран в «керченском» инциденте
17:41
МИ-6 заметает следы? The Times обвиняет Россию в разжигании протестов во Франции
17:38
Юлия Тимошенко: мокрое дело для бабушки?
17:31
Неудачная атака Ходорковского: «МБХ Медиа» не застолбиться в России
17:30
Определен курс рубля, который мы увидим в начале 2019 года
17:29
Клетки кожи превратили в иммунные клетки
17:28
National Interest назвал четыре вида смертоносного оружия России
17:26
«Ударим тактическим ядерным оружием»: Сивков о нападении США
17:25
Вывести танки. «Сдал» ли Горбачев военных ради мира с американцами
17:23
Путин дал шанс Ципрасу
12:39
Англосаксонская "элита" пытается уничтожить Россию. В чем глубинная причина?
12:35
Мир вступил в долгий период неконвенциональных войн
12:34
Умерла правозащитница Людмила Алексеева
12:33
«Турецкий поток» объединяет народы
09:34
Теракт в Чабахаре: задержаны новые подозреваемые
09:33
В Польше попытались сорвать концерт ансамбля им. Александрова
09:31
Украинский адмирал: США нужно направить в Чёрное море эсминцы "Арли Бёрк"
09:31
Чубайс: За 25 лет общество в РФ даже не сказало бизнесу "спасибо"
09:29
Украинский генерал: У нас есть мощности для создания ядерного оружия
09:26
«Лучшие в мире» американские ВВС: позор в японском небе
09:23
О ракетных ультиматумах и опережающей стратегии
09:13
Украинский президент подался в американскую журналистику
09:11
Проект штурмовой огнемётной машины ВНИИ-100
09:10
Bristol Beaufighter: первый истребитель с РЛС
09:06
Проект OSS Bigot: бесшумный «Кольт» и стрелы
08:59
Генерал заявил об уникальных возможностях Украины создать ядерное оружие
08:58
Во время протестов в Париже развернули флаг ДНР, «свидомые» украинцы в ярости
08:55
Лондон возвращать долги не собирается
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


» » Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

 

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. "Тридцатку" строят в Иркутске, "тридцать пятый" — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков ставят второе кресло, — в материале РИА Новости.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. "Мессершмиты" заходили медленным "ильюшиным" в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением "гибридов" — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Истребитель-бомбардировщик Су-17



"Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор".

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен "работать" по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик


Многоцелевой истребитель Су-30СМ и тактический фронтовой бомбардировщик Су-24М во время летно-тактических учений



"Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, "сосать крыло" ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке".

"Притирка" в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть "виртуальный пилот" — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет "Кинжал". Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда "тасует" экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    Радмила Павелич

    Если самолёт двухместный. то лётчик вь выходной день всегда сможет покатать на нём свою девушку или детишек с женой или просто любовницу. Главное. чтобы жена не узнала.
    А на одноместном самолёте уже никого не покатаешь. Самолёт не машина. на коленках не уместишься. Про то. что вдвоём управлять самолётом легче - ерунла. просто одному лететь скучно. вот и придумывают всякие причины. А если бы самолёты были трёх местные. то было бы вообще здорово.

    РП.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх