Лента новостей

20:30
В Киеве пытались поджечь «житницу» Порошенко
20:28
Фантастическая или реал-геополитика: грузинский «Батый» во главе шумерских орд?
20:26
Американцы планируют хранить свои ядерные отходы в чернобыльской зоне
20:24
Латвийский бизнесмен назвал русский язык «варварским» и призвал выгнать Россию из страны
20:22
Порошенко хочет, чтобы российский флаг запретили во всем мире
20:20
Венгрия обвинила Украину в «кампании международной лжи»
09:44
«Шестичасовая война» может стать началом конца Израиля
09:43
Американский удар в Сирии требовал от России другой реакции
09:41
Москва и Дамаск нацелились на левый берег Евфрата
09:38
За американскими летчиками в Сирии начнется охота
09:36
Почему в Пентагоне опасаются российского «Лошарика»
09:33
МОК в бешенстве: Мир говорит только о русских
09:30
Украинцев призывают выплатить государственные долги
09:29
Саакашвили заявил о скором распаде Украины и его причинах
09:27
DEBKAfile: США и Сирия скапливают силы для двух предстоящих сражений
09:25
Пророчество об Украине: слить Донбасс
09:24
Ну как там в Киеве?
09:22
Как США заменят советское оружие в Восточной Европе
09:21
Александр Проханов: Я с тобой, Донбасс
09:20
Халява для Янины Соколовской
09:17
США собрались добиваться экстрадиции обвиненных во «вмешательстве» в выборы
09:16
Максим Равреба об Антине Мухарском и «прозревших» майданщиках
09:12
Бывший боец ЧВК "Вагнера": "Это выбор каждого, никто туда ехать не заставляет"
22:04
Кризис в отношениях между Польшей и Украиной вышел на новый уровень
22:01
Лавров: США намерены обособить огромный кусок Сирии
22:00
Русофобию превращают в доходное шоу
21:58
Бандеровская Украина-это уже близко
21:56
Польская нагайка лучше или Как Украина выбирала, чей кнут слаще
21:55
Меркель рассказала, что российский «Северный поток — 2» не угрожает ЕС
21:47
США подложили Израилю вонючую и не кошерную свинью*
21:44
Время покупать: УАЗ «Пикап» и «Хантер» сбросили в цене за февраль
21:39
Маски сброшены. Американские кремленологи открыто призывают к провокации беспорядков в России
21:37
Минобороны РФ реорганизует главную ударную силу на юге России
21:34
Заберем свои ржавые посудины, а то че как лохи
21:32
На развитие Крыма было выделено 85 миллиардов рублей
21:31
Десяток атомных и неатомных подлодок получит ВМФ России в ближайшие годы
21:30
Эксперт высмеял Киев за требование отремонтировать украинские суда, находящиеся в Крыму
21:27
«Бригада Алексей Мозговой» взяла на себя нападение на посольство Украины в Греции
21:26
Польский президент задним числом пошел на уступки Украине по «антибандеровскому» закону
21:22
Пропало дело о госизмене Порошенко и Липецкой фабрике «Рошен»
21:18
Петр Инкогнито. На западе в шоке от масштабов коррупции Порошенко
21:15
Отвлекающий маневр со сбитым F-16: что на самом деле бомбил Израиль в Сирии?
21:14
Курды ведутся на приманку США: эксперт объяснил подрыв военного склада с боеприпасами в Сирии
21:12
Украина обвинила российские самолеты в максимальном приближении к границе
21:05
Реинкарнация «халифата»: вторая жизнь ИГИЛ по обе стороны курдского фронта
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 


» » Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов

Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов

 

Президент России Владимир Путин, наблюдая в Казани за первым полетом бомбардировщика Ту-160 новой постройки, предложил авиастроителям подумать над созданием сверхзвукового пассажирского самолета. Портал iz.ru вспоминает историю таких самолетов, уже находившихся в эксплуатации в СССР, Франции и Великобритании.

— За авиацией будущее, за боевой авиацией, с целью обеспечения обороноспособности страны, и за гражданской авиацией тоже. Но нам, мы сейчас обсуждали, надо подумать и над гражданской версией подобных самолетов. При такой огромной территории, как у нас, из Москвы до Нью-Йорка ненамного дольше лететь, чем до Владивостока. Поэтому уверен, что это будет востребовано, — заявил глава государства, комментируя возобновление серийного выпуска бомбардировщика Ту-160 на Казанском 
авиазаводе.

Первое, что нужно отметить: обсуждать высказанное предложение прямолинейно, в варианте создания сверхзвукового пассажирского самолета непосредственно на базе многорежимного бомбардировщика-ракетоносца с изменяемой геометрией крыла, довольно сложная задача. Это не только дорогое решение из-за неоправданной в гражданской авиации сложности конструкции. Крейсерская скорость у Ту-160 дозвуковая — 850 км/ч, что, к слову, на 30–60 км/ч ниже, чем у обычных современных широкофюзеляжников, что ставит под сомнение даже такую узкую гипотетическую нишу, как бизнес-джет для миллиардеров. Напомним также, что крейсерская скорость обоих сверхзвуковиков, находившихся в коммерческой эксплуатации (Ту-144 и Concorde), превышала 2 числа Маха и составляла около 2200 км/ч.

Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов



«Конечно, речь не идет о создании самолета на базе Ту-160. Сейчас в мире прорабатывается несколько проектов сверхзвуковых бизнес-джетов, некоторые из них исследовались с участием российских научных центров», — цитируют в связи с этим «Ведомости» топ-менеджера одного из предприятий авиапромышленности.

Вопрос о возобновлении программы принципиально нового сверхзвукового пассажирского самолета — самостоятельная комплексная тема для обсуждения специалистами по проектированию и эксплуатации авиатехники. В том случае, если под самолет будет найдена достаточно емкая рыночная ниша, окупающая затраты на его создание и расходы на обслуживание, вопрос перейдет во вторую стадию, а именно — поиска в России конструкторского коллектива, способного решить поставленную задачу.

На данный момент в стране реализуются две программы принципиально новых самолетов (Superjet и МС-21), а также отрасль встраивается в китайский проект широкофюзеляжного авиалайнера CR929. По сути, все они выстроены вокруг «Гражданских самолетов Сухого» и «Иркута» (Инженерного центра им. А.С. Яковлева), которые в рамках предложенной модели реформирования Объединенной авиастроительной корпорации будут объединены в централизованную компанию, занимающуюся коммерческими самолетами.

А пока попробуем вспомнить, как сложилась судьба предыдущих сверхзвуковых авиалайнеров.

Первый–второй

Проектирование сверхзвуковых пассажирских самолетов в мире начали с конца 1950-х годов. Советский Союз, сконцентрировав ресурсы, сделал машину первым — всего за пять лет, прошедших с момента постановления о начале разработки, до первого полета, состоявшегося «под елочку» 31 декабря 1968 года.

Машина была предельно инновационной для отечественного авиапрома (тем более гражданского), на нее внедрили массу новшеств. Здесь и убирающееся в фюзеляж переднее горизонтальное оперение (использовалось на взлете и посадке), и поднимаемый нос, закрывающий на большой скорости остекление пилотской кабины, и интереснейшие образцы бортовой аппаратуры.

Самолет активно продвигали на внешние рынки, однако «за рубеж» его так и не выпустили. Плохую рекламу машине сделала и авиакатастрофа в июне 1973 года во время показательного полета на авиасалоне в Ле-Бурже.

Пришлось искать ей место только внутри СССР. Однако даже с новыми двигателями (в версии Ту-144Д) машина, которую по техзаданию рассчитывали для беспосадочного рейса Москва–Хабаровск, могла выполнять его лишь с минимальной загрузкой.

Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов



В итоге пассажирское сообщение по этому маршруту так и не началось, а два самолета вывели на линию Москва–Алма-Ата. Стоимость билета на рейс составляла 82 рубля. Для сравнения: авиарейс на дозвуковой машине по тому же маршруту обходился в 62 рубля, а за сходную цену (83 рубля) можно было улететь обычным самолетом из Москвы в Иркутск.

Пассажирские рейсы Ту-144 велись всего лишь с ноября 1977-го по май 1978-го. «Аэрофлот» всеми силами пытался отделаться от дорогой и капризной машины, которая полностью не удовлетворяла его требованиям.

Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов



Воспользовавшись катастрофой опытного самолета Ту-144Д, произошедшей под Егорьевском 23 мая 1978 года, регулярное сверхзвуковое пассажирское сообщение в СССР остановили в пользу Ил-62. Некоторое время самолеты использовались для срочной доставки небольших грузов на Дальний Восток. Окончательно программу Ту-144 закрыли в 1983-м после запуска в серийное производство первых отечественных широкофюзеляжников Ил-86.

Согласия нет



Ту-144 стал первым взлетевшим пассажирским сверхзвуковиком, но в коммерческую эксплуатацию раньше встал британо-французский Concorde, чей первый полет состоялся в марте 1969-го. Поскольку разработка была совместной франко-британской (Concorde и переводится как «согласие»), то машину получили авиакомпании British Airways и Air France (по семь штук).

Первые рейсы Concorde выполнил в январе 1976 года, это были маршруты Лондон–Бахрейн и Париж–Рио-де-Жанейро (с промежуточной посадкой в Дакаре). В дальнейшем самолет использовали для полетов в США: в аэропорт имени Даллеса (в пригороде Вашингтона), но главным образом — в Нью-Йорк. Также самолеты летали из Лондона на Барбадос, в Торонто, в Майами и в Сингапур, а из Парижа — в Нью-Йорк, Мехико, Каракас.

Самолеты обходились дорого и не могли конкурировать с экономичными трансатлантическими «тяжеловозами», такими как Boeing 747. Concorde действительно пересекал Атлантику вдвое быстрее: 3,5 часа вместо 7. Зато потреблял вдвое больше топлива, чем 747-е (и втрое — чем более новые Boeing 777), при этом имел вчетверо меньшую пассажировместимость и требовал специального обслуживания, на котором к тому же нельзя было сэкономить из-за малого числа машин в серии.

В результате ключевой показатель — расход топлива на 100 км полета в пересчете на одного пассажира — достигал 17 л при аналогичном показателе у широкофюзеляжных конкурентов в пределах 2,5–3,5. Даже оптимистический проектный показатель общей стоимости эксплуатации в пересчете на одного пассажира еще в 1972 году оценивался вдвое выше, чем у современных ему 747-х.

Запчасти тоже выпускались малыми сериями, практически под заказ, и вставали эксплуатанту в неимоверные накладные расходы. При этом самолет не возил побочные грузы (кроме совсем уж малогабаритных), что дополнительно снижало возможность заработать на трансатлантическом рейсе.

Дорогая стильная машина, символ ушедшей в прошлое эпохи, держалась только за счет высоких цен на билеты. Широко распространенное мнение об убыточности неверно: операционную прибыль она приносила, потому что желающих с большими деньгами хватало на то, чтобы оплачивать статусный перелет. Машины на основной линии Нью-Йорк–Лондон уходили в среднем с 70–80 пассажирами на борту из 100 мест, при этом рейс окупался уже при 35 проданных билетах.

Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов



В конце периода эксплуатации пресса писала, что British Airways извлекала из своих «конкордов» до $30–50 млн в год, Air France значительно меньше — до $3 млн. Основные сложности компаний состояли в том, что они тратили огромные усилия на поддержание парка, который к тому же частично достался им за счет господдержки. Британцы из своих семи получили два самолета за символическую цену 1 фунт, а французы забрали три за 1 франк каждый.

Кроме того, до середины 1980-х правительства активно субсидировали авиакомпании, финансируя до 80% их расходов на эксплуатацию машин. Перспектив для расширения бизнеса не было, самолет оставался узким нишевым предложением для очень богатых людей, элементом престижного потребления.

Весной 2003-го обе авиакомпании приняли совместное решение о прекращении использования самолетов, последние рейсы состоялись в ноябре того же года. Сильный удар по сверхзвуковым машинам нанесла катастрофа 2000 года под Парижем, где разбился французский «конкорд» со 109 пассажирами и членами экипажа. В числе причин также называли общий кризис рынка авиаперевозок после 11 сентября 2001 года и растущую стоимость обслуживания. Кроме того, машины продолжали летать в техническом облике конца 1970-х, а проект по модернизации их бортового оборудования (в частности, электроники пилотских кабин) требовал существенных денег и усилий по организации выпуска малых партий изделий.

В итоге авиакомпании решили, что извлекут больше прибыли из бизнес-классов обычных авиалайнеров.


Константин Богданов





Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов"


Напишите ваш комментарий к статье "Сверхнадежды: Прошлое и будущее сверхзвуковых пассажирских самолетов"

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх