Лента новостей

13:09
Карточный дом, под названием Украина, начал разваливаться...
13:08
Встал в полный рост и закрыл телом детей
12:59
Сирия итоги за сутки на 17 декабря
12:57
Двое против двухсот
12:43
Лихорадка Шёлкового Пути захватывает российский Дальний Восток и оживляет экономику
12:41
Алексей Пушков: Пусть Совету Европы теперь платит Украина
08:09
Кто же осадил грузинского осла
08:08
Миротворцы ООН аннулируют войну с Россией. Поэтому Киев и мечется
08:07
Путин снова спас американского агента
08:06
США набирают боевиков для афганского сценария против России
08:05
Обвал украинской гривны приобретает необратимый характер
08:03
Польша ставит экономический крест на Украине и переориентируется на Белоруссию
08:02
В Киеве признали, что уже нет смысла в существовании украинского государства
08:01
"Последние джедаи" прибыли на авианосец «Форд»
07:59
«Идеальный шторм» и эгоизм прослойки: от Украины до России
22:58
Коллекционная монета России. «Дональд Кук» США и русский бомбардировщик СУ-24
22:56
Что нужно отвечать украинствующим
22:54
Керченский мост атакован медузами-мутантами
18:46
Русские медведи лишают сна британских дипломатов
18:45
Порошенко будут дожимать
18:44
Украину начали больно бить
18:43
Иностранцы: об атаках ВКС России в Сирии, снятых на камеры террористов
18:40
Брошенный за решетку журналист Муравицкий даже в тюрьме создает проблемы киевскому режиму
18:37
В Херсонской области местные жители разоружили и набили морду пьяному ВСУшнику
18:35
Все ли так хорошо для Израиля от решения президента США?
18:32
ИГИЛ сожгло 48 «Абрамсов» и ни одного Т-90
18:32
10 новинок военной техники
17:16
Зачем Трамп тормозит антироссийские санкции
17:16
В Конгрессе США переживают, что дело о российском вмешательстве может быть закрыто
13:47
Восьмёрочка Улюкаеву
13:44
Будущее Латвии - исламизация
13:42
Россия и Египет договорились возобновить авиасообщение
13:41
ЦБ снизил ключевую ставку до 7,75%
13:39
США готовят «Новую сирийскую армию»
13:38
Владимир Путин: БРИКС займет лидирующие позиции в системе глобального управления
13:38
Климкин рассказал о новой интриге против России
11:22
ПАСЕ аккуратно возвращает Россию
11:21
Поклонская боролась с «Матильдой», но не помешала показу бандеровского фильма в Москве
11:19
Порошенко не договорился с Дудой. $5 млрд. придётся отдавать
11:19
Берлин продал Литве «уникальные» бронетранспортёры
11:18
Виртуальный перехват: почему Кима не пугает THAAD США
11:16
FAZ: из-за «новых возможностей» России НАТО придётся тряхнуть стариной
11:15
Зачем Трамп тормозит антироссийские санкции
11:14
ВСУ будут следить за противником с помощью польского «летающего глаза»
11:12
«Суд над Януковичем» как прелюдия к трибуналу над участниками госпереворота
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


» » » Укркосмос не сдается: Ще не вмерла України

Укркосмос не сдается: Ще не вмерла України

«Южмаш» работает на ракеты Северной Америки и Европы

На фото: ракета-носитель «Vega» на космодроме Куру. «Южмаш» производит ступень для американской ракеты и собирает двигатель для ракеты Vega 19 ноября президент Украины Петр Порошенко,поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой». 
Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», — написал Порошенко на своей странице в Facebook.
На счет успешности позиций и космической державы - вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась.

Так, на днях стало известно, что европейская ракета-носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 — основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной — 7 марта 2017 года.

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия — КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.


Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 — лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 — разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться». 
По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется.

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление — это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель — это самый сложный узел в ракете.

— Какие комплектующие для производства РД использует Украина?

— В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей — аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда.

— Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием?

— Для Украины единственный выход — развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть.

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 — в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор.

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо — чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3?350 килограммов.

Вообще использование космодрома в Канаде — второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это — не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов.

— «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, — говорит преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин. — И только благодаря некоторым контрактам — по Antares и еще ряду проектов — летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня».

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно — возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega — это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает — в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года — четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1.

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить — это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.


Игорь Никифоров

Фото: yuzhmash.com





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации для статьи "Укркосмос не сдается: Ще не вмерла України"


1 комментарий

  1. Генерал-лейтенант
    R4HBL

    Жалко! Жалко Украину! В составе СССР это была республика новационных технологий. Академия наук УССР конкурировала с научными учреждениями Запада. Институт Патона был вне конкуренции на мировом уровне.

    Куда все это кануло?

    Куда катится Украина?

    А главное, зачем и кому это надо?

    0

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх