Лента новостей

16:10
Опрос: Тимошенко лидирует в президентском рейтинге на Украине
16:08
Европейцам младше 16 лет запретили пользоваться WhatsApp
16:06
Бесконечный армянский майдан
16:05
Ядерная программа КНДР: подпишет ли Трамп капитуляцию
16:04
«Черная чума» - секретный истребитель России для боев в Арктике
16:02
Через 15 секунд 12 пробоин: новые гравиракеты комплекса «Запад» потопят подлодки США
15:55
Новый сюрприз для России: «кооперация во имя войны» стартует в ближайшие дни
15:54
В Госдуму внесли проект об увеличении пошлины за загранпаспорт
15:52
В Киеве назвали "лживым" обращение конгрессменов США против прославления нацизма на Украине
15:52
«Нас выключили»: генерал США заявил о российской радиоэлектронной атаке в Сирии
15:51
Россия показала на видео, как будет уничтожать корабли США и НАТО у берегов Сирии
12:51
Введение курортного сбора в Крыму отложили до следующего года
12:45
Россия существует и живёт благодаря, и за счёт США. Почему россияне такие неблагодарные?
12:44
Маразм начался не вчера
12:41
Ростислав Ищенко: Армениак
12:40
Крылья коротки: Атака на Хмеймим отбита средствами радиоэлектронной борьбы и ПВО
12:40
Роковые три процента
12:39
Пашинян способен уничтожить Армению
12:39
Второй срок Порошенко проведет за решеткой: Его "сливают" США
12:39
Уроки Китая: деколлективизация привела к выдающимся результатам
12:38
Сотни миллиардов из воздуха: Валютные спекуляции Силуанова-Набиуллиной
12:37
Саудиты указали Трампу на его место
12:36
NASA готовится отправить к Марсу первые межпланетные кубсаты
12:35
Мнение эксперта: блокировка Telegram в России принесёт мессенджеру убытки
12:34
«Изменённый углерод» — что с ним не так?
12:32
В Ереване начались столкновения: прямая трансляция
12:28
Обломки сбитых в Сирии «умных ракет» содержат военную тайну
12:26
"Импортозамещенный" Sukhoi Superjet 100R планируется к поставке в Иран
12:26
Битва за транзит: на что способен Киев
12:25
Советы непостороннего
12:24
Это какой-то русский адский заговор...
12:23
Строительство Крымского моста подошло к концу
19:10
Легкие авианосцы России не нужны
19:09
Отголоски турбоскандала с Siemens: в России накалилась обстановка
19:08
Удары ракет важнее: США запретили выделять средства на восстановление Сирии
19:05
Украинцы требуют импичмента Порошенко на митинге в Киеве
19:04
«АвтоВАЗ» с 1 мая повысит цены на все новые автомобили LADA на 1-2%
19:03
США придется подождать: Россия расширяет место для санкционного маневра
19:03
Французы взбунтовались против санкций: мы не уйдем с русского рынка
19:02
Что будет с Арменией и Нагорным Карабахом?
19:00
Сокрушительный удар по ИГ: САА уничтожили главу боевиков на юге Дамаска
18:59
«Чувствует скорое фиаско»: эксперт осудил «Нафтогаз» за «масштабный конфликт» между Москвой и Киевом
18:58
Патрушев процитировал обращение Путина перед делегациями 118 стран в Сочи
18:57
Вознесение Петра Порошенко и НАТО
18:51
Без Путина у G7 ничего не выйдет: в Германии предлагают «семерку» превратить в «восьмерку»
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


» » Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России

Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России

Отечественный ОПК пытается сократить отставание от американцев

На фото: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 Заместитель министра обороны России Юрий Борисов, посетив Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М.Бериева (ТАНТК), сообщил, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 поднимется в воздух до конца 2017 года. А поставки самолета в войска начнутся в 2020 году после завершения всех испытаний, предусмотренных на этапе государственных совместных испытаний. И это отнюдь не позитивное, а скандальное известие.

Потому что принятие самолета, необходимого для нормальной работы истребительной авиации и средств ПВО, было запланировано на 2015 год. И, учитывая темпы разработки, не факт, что оно состоится в 2020 году.

А все началось в далеком 2000 году, когда было принято решение о создании нового самолета ДРЛОиУ, который соответствовал бы современным требованиям к такого рода технике. В 2004 году вышел указ президента, положивший начало разработке А-100 «Премьер». Разработчиком радиотехнического комплекса был назначен концерн «Вега». На тот момент еще не было четкого представления о том, на какой самолет будет установлен этот комплекс. Высказывались даже идеи использовать для этой цели супертяжеловоз Ан-124 «Руслан». Но в конце концов остановили выбор на перспективном на тот момент военно-транспортном самолете Ил-76МД-90А.

ТАНТК им. Бериева должен был установить радиоэлектронную аппаратуру на самолет, который предполагалось получить у производителя — ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» — в 2013 году. Самолет пришел на следующий год. Однако возникла задержка с радиолокационным комплексом. Потом возникли еще какие-то осложняющие обстоятельства, в результате чего весной этого года радар со всей необходимой аппаратурой покатали в небесах совсем на другом самолете, назвав данный вариант «летающей лабораторией». С этого момента никаких обнадеживающих вестей из Таганрога не поступало. Что же касается «конечных сроков», названных заместителем министра, то они у Юрия Борисова практически по любому виду вооружений несколько смещены в оптимистическую сторону.

До распада Советского Союза и даже некоторое время после этого события у нас был паритет с США по части самолетов ДРЛОиУ. Как в количественном, так и в качественном отношении. В конце 80-х годов началась плановая замена самолетов предыдущего поколения Ту-126 на новые А-50, созданные на базе Ил-76МД. Было принято на вооружение 40 таких машин.

На момент создания А-50 этот самолет не уступал по возможностям американским самолетам AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления). Бортовой комплекс, весивший более 20 тонн и оснащенный мощной для своего времени бортовой ЭВМ, был способен обнаруживать малозаметные воздушные цели с ЭПР 1 кв.м. на фоне земли на расстоянии в 200 км. Высотные истребители четвертого поколения засекались на расстоянии в 300 км, а бомбардировщики — до 600 км. А-50 способен выдавать целеуказание одновременно тридцати истребителям-перехватчикам.

Продолжительность патрулирования на удалении от базы на 1000 км без дозаправки в воздухе — 4 часа, с дозаправкой — 7 часов.

Однако с тех времен американская техника воздушного обнаружения ушла вперед. Произошел прогресс средств воздушного нападения стран НАТО. А парк американских АВАКСов был своевременно модернизирован и сохранил свою численность — в ВВС США эксплуатируются около полусотни таких машин.

Но в середине нулевых годов паритет стал трещать по швам. Появился истребитель-невидимка пятого поколения F-22. Начался бум беспилотников — как разведывательных, так и ударных. На эти изменения необходимо было ответить увеличением локационных возможностей авиационных радиотехнических комплексов дальнего обнаружения. А в России произошел «массовый падеж» самолетов данного типа, иначе это назвать невозможно. Уцелело 20 самолетов А-50, из них, по различным данным, в полностью работоспособном состоянии находятся от 8 до 13 машин. У США более шестидесяти таких самолетов, не считая специализированных АВАКСов, базирующихся на авианосцах.

Казалось бы, в техническом отношении на новые вызовы должен был ответить А-100. Но уже тогда было понятно, что его создание — слишком долгая песня. В связи с чем было принято половинчатое решение о модернизации А-50 до уровня А-50У. Однако при модернизации радиокомплекса руководствовались принципом «догнать конкурентов». И это означает, что в скором времени конкуренты опять окажутся впереди.

Радиокомплекс «Шмель-2», разработанный концерном «Вега» для А-50У, по характеристикам практически такой же, как и AN/APY-2, стоящий на американских АВАКСах с 80-х-90-х годов. Он на 20?30 процентов мощнее, чем «Шмель» для А-50, обнаруживает истребители на расстоянии 400 км, бомбардировщики — на 700 км. Гораздо лучше видит малоразмерные и малозаметные летательные аппараты. Одновременно сопровождает 300 целей и выдает целеуказания 50 истребителям.

Первый полет А-50У состоялся в 2011 году. На вооружение он был принят не намного раньше, чем по плану должна была начаться эксплуатация А-100. К настоящему моменту ТАНТК им. Бериева передал ВКС лишь 4 модифицированных самолета.

Однако американцы уже вырвались вперед, и мы опять оказались в роли догоняющих. (По качеству, а не по количеству, где отставание очень существенно). Компания «Локхид Мартин» разработала новый бортовой локатор для АВАКСов AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой, что является серьезным качественным шагом вперед. Его характеристики не разглашаются, но понятно, что он превышает возможности AN/APY-2. Следовательно, «Шмель-2» оказался позади. Радар устанавливается на новую модификацию палубного самолета — Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который находится в стадии испытаний.

Догнать американцев должен А-100, на котором будет использоваться РЛС такого же типа. И с такими же возможностями. Это заявляют источники и в Минобороны, и в ОПК. Но при этом, правда, параметры не разглашают. И это, несомненно, так, поскольку российская военная радиотехника занимает ведущие позиции в мире. Известно, что А-100, в отличие от А-50У, сможет давать целеуказания не только истребителям, но и ракетам комплексов ПВО/ПРО.

Однако разница между американским и российским комплексами заключается в том, что AN/APY-9 уже не только вовсю летает, но и совсем скоро в составе новой модификации самолета Grumman E-2D будет принят на вооружение. Российская же РЛС в апреле этого года была кратковременно включена на борту летающей лаборатории, роль которой играл самолет А-50. Будем ждать, когда же все-таки А-100 совершит свой первый полет.

А вот распространенная в апреле информация о том, что в 2020 году ВКС РФ будет иметь 39 самолетов А-100, похоже, относится к околонаучной фантастике. Хотя бы потому, что авиационный завод «Авиастар-СП», выпускающий в год 3 самолета Ил-76МД-90А, намеревается к 2019 году довести эту цифру до десяти. При этом следует учитывать, что на новейший самолет претендуют создатели не только ДРЛОиУ, но и топливозаправщиков, а также обычных транспортников.

Владимир Тучков

Фото: Марина Лысцева/ТАСС






Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации для статьи "Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России"


Напишите ваш комментарий к статье "Воздушная разведка: АВАКС пока не по зубам России"

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх