Лента новостей

09:36
Война началась: Трамп погасил солнце Китаю
09:35
Итог «вашингтонского консенсуса»: тотальная нищета населения России
09:27
Россия бросила курдов в Сирии под удары Турции?
09:25
Покидая Давос: Россия выходит из "семейного" бизнеса
09:08
Упырь в женском обличье...
09:06
Насколько оправданно возобновление производства Ил-96
09:04
Stratfor: Москва смотрит на Восток
09:04
Гастарбайтеры дают Украине больше, чем МВФ
09:03
NI рассказал о новой особенности российских бомбардировщиков ТУ-95
09:02
ХАБанутые: Кличко в Давосе
09:00
Российский фильм с небольшим бюджетом «Салют-7» наносит удар «гегемонии» Голливуда
09:00
Al Hayat: Сирийская песочница для лицемерных сверхдержав
08:59
Греф и Кудрин грозят превратить Россию в территорию социального ада
08:57
На что способен российский «Статус-6»?
08:56
Член Палаты лордов Великобритании выступил с предложением провести референдум ООН в Крыму
08:55
Сорос признал свое поражение в борьбе с Россией
08:53
Американская компания переносит производство из Великобритании в Россию
08:52
Американцы готовят смену главы СБУ – это очень опасно для Крыма и Донбасса
08:51
Как США и Россия реагируют на турецкую операцию в Сирии
08:49
Министр обороны РФ пригласил главу Минобороны Вьетнама на конференцию по безопасности в Москве
08:47
Dagbladet: Русские получают то, что хотят
08:43
Этот день в истории - 24 Января
22:56
L'OBS: Покинет ли Турция НАТО?
22:52
Две Украины, два позора
22:37
Шило в американском мешке
22:33
Вернет ли Совет Европы Россию
22:24
Aftenposten: Россия и Турция договорились
22:21
В авиаполк ЮВО на Кубани поступили 2 новых вертолета Ка-52
22:12
Зачем Москва отменяет монголо-татарское иго?
22:08
Мифы и факты о прививках
21:27
Как за новые: Киев готовит счет за корабли в Крыму
21:26
Новые российские учебно-тренировочные самолеты: взгляд со стороны
21:25
Америка доигралась: русско-китайский военный союз выходит на повестку дня
21:23
Российский флот теперь знают не только в Европе
21:21
Без США и Европы: Россия создаст свою орбитальную станцию
21:19
Баш на баш: почему Турции дали ударить по Сирии
21:18
Украина роет яму новому главе ПАСЕ
21:17
Порошенко признался: Писал расписки для ФСБ
21:16
Опубликовано видео, как ВКС РФ наносит удары по боевикам в Идлибе
21:15
Иностранная фальшивка вытесняет из российских магазинов настоящий сыр
21:14
Предчувствие большой войны: ОБСЕ уходит с Донбасса
21:13
«Серьёзный успех»: эксперт объяснил, как в условиях санкций Россия развила сельхоз сектор
21:12
Александр Хуг: «Стороны конфликта готовятся к войне»
21:10
Сирийская армия ликвидировала более десяти боевиков «Джебхат ан-Нусры» в Латакие
21:09
Как уничтожают население России
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Геополитический козырь России (Le Monde, Франция)

Геополитический козырь России (Le Monde, Франция)

 Китайский лидер Си Цзиньпин может только порадоваться успехам первого форума по проекту нового «шелкового пути», который состоялся 14 мая в Пекине. Его посетили около трех десятков глав государств и правительств: значимым исключением стала лишь Индия, которая бойкотировала мероприятие в знак протеста против строительства автодороги на плато Доклам (эту территорию оспаривают Китай и Бутан).

Президент России Владимир Путин удостоился чести произнести речь сразу же после хозяина встречи. Это стало значимым подтверждением российско-китайского сближения, которое лишь набирает обороты после западного бойкота России в связи с украинским кризисом. «Протекционизм становится нормой, а его скрытыми формами являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе на поставку и распространение технологий», — заявил Путин, намекая на американские и европейские санкции.

Хотя обе страны выступают с критикой гегемонии США, ничто не указывало на то, что Россия займет такую позицию. Дело в том, что она долгое время с большим недоверием относилась к китайскому проекту «Один пояс, один путь», который затрагивает ее традиционную зону влияния в Средней Азии.

Пекин же стремится к тому, чтобы обеспечить безопасность торговли с Европой, 95% которой идет по морю. Он опасается торговой блокады в случае конфликта с США, у которых имеется множество союзников в регионе (Япония, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Австралия). Это и объясняет его стремление сформировать альтернативный наземный маршрут через Среднюю Азию.

Китайские официальные лица утверждают, что транспортировка товаров по железным дорогам осуществляется быстрее, чем по морю, и дешевле, чем по воздуху. Основная часть железнодорожных перевозок по сей день идет через российскую Транссибирскую магистраль. Кроме того, были проложены новые линии через Казахстан, которые позволяют добраться до Европы еще быстрее. Маршрут занимает в среднем порядка 14-ти дней против 40-45 суток на плавание через Суэцкий канал за почти вдвое большую стоимость (при этом судно может перевезти столько же, сколько 250 поездов).

Торговые железнодорожные линии сегодня связывают между собой целый ряд китайских и европейских городов: Ченду с Лодзем (Польша), Чунцин и Чжэнчжоу с Дуйсбургом и Гамбургом (Германия), Ухань с Лионом, Иу с Мадридом и Лондоном. Пока на этот транспорт приходится всего 2% товарооборота между Китаем и Европой, однако объемы быстро растут: на 65% в год, по данным консалтинговой компании Seabury.

Что касается России, она рассчитывает на расширение торговли. К тому же, путь к восьми из девяти конечных станций в Европе проходит через ее территорию. В 2015 году Пекин обещал кредит в 400 миллиардов рублей на строительство скоростной железнодорожной линии Москва-Казань, которая может быть продлена до китайской столицы.

4 июля страны договорились на двусторонней встрече о развитии морского транспорта путем создания «ледяного шелкового пути»: он должен пройти вдоль российского арктического побережья в порты Северной Европы. Этот маршрут дает преимущество в 12 дней по сравнению с Суэцким каналом, однако часть года он покрыт льдом, а с навигацией может возникнуть неопределенность. В ближайшее время реализации проекта ждать не стоит.

Несмотря на привлекательные инвестиционные перспективы, в Москве сначала со скептицизмом восприняли инициативу партнера: там опасались, что им придется уступить под давлением китайской экономической мощи. «Что касается Китая, Россия долгое время колебалась: открыться и начать конкуренцию или закрыться и развернуть противодействие. Зайдя слишком далеко в сотрудничестве, она рискует оказаться всего лишь транзитным государством или поставщиком сырья», — объясняет эксперт по постсоветскому пространству Матье Булег. Несмотря на стабильный рост торговли с начала 2000-х годов, качество товарообмена двух стран оставляет желать лучшего. В 2015 году почти 80% российского экспорта в Китай составляло сырье, тогда как Пекин экспортировал главным образом товары с высокой добавленной стоимостью вроде техники и оборудования (37%), химической продукции (10%) и текстиля (6%).

Кроме того, китайские инвестиции сопровождаются соглашениями об экономическом, политическом и военном сотрудничестве, которые, по мнению Москвы, могут составить конкуренцию ее собственному проекту региональной интеграции бывших советских республик, Евразийскому экономическому союзу. Он был основан на сформированном в 2010 году Таможенном союзе и в настоящий момент включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизстан и Россию. Как бы то ни было, по случаю визита китайского лидера в мае 2015 года в Москве заявили, что два проекта могут дополнить друг друга. «Целью было в первую очередь показать Западу, что Россия не находится в изоляции при том, что лидеры Франции, Великобритании и США решили проигнорировать церемонию в память о победе союзников над нацистской Германией, — полагает Матье Булег. — Китаю хватило ума обращаться с Россией как с равным партнером». Кроме того, в Москве, без сомнения, считают «культурные, военные и языковые связи со странами ЕАЭС страховкой на случай усиления влияния Китая», отмечают в International Crisis Group.

Сейчас же пришло время координации проектов. В ходе июльской встречи главы двух государств решили сформировать общий инвестиционный фонд в 10 миллиардов долларов для финансирования совместных проектов. Кроме того, они запустили переговоры о создании зоны свободной торговли. В прошлом году президент России предложил открыть ЕАЭС для других партнеров, в первом ряду которых стоит Китай.

Хотя российские равнины являются естественным мостом между Китаем и Европой, Москва осознает конкуренцию со стороны альтернативных маршрутов, которые полностью обходят ее территорию. В январе 2016 года Киев отправил из портового Черноморска первый грузовой состав в направлении казахского Достыка, который расположен на китайской границе. Он прибыл на место назначения через две недели, пройдя через Грузию, Азербайджан и Казахстан, а также после двух перегрузок, на Черном и Каспийском морях. Китай финансирует модернизацию отрезка Хоргос-Актау и может проявить интерес к такому маршруту.

«Для России главная цель сотрудничества — не в том, чтобы стать транзитной страной, а в том, чтобы контролировать китайские попытки закрепиться к югу от ее территории, в Средней Азии и на Кавказе», — подводит итог Давид Тертри из Национального института восточных языков и цивилизаций. Москва в свою очередь делает ставку на маршруты, которые идут в обход Восточной Европы. ЕАЭС возродил старый проект «Белкомур» (речь идет о транспортировке товаров из России через Арктику), а теперь стремится сделать порт Санкт-Петербурга конечной точкой китайских транспортных маршрутов. В частности, в Евразийской экономической комиссии (наднациональный орган ЕАЭС) говорят, что принять поезда шелкового пути должен будет обновленный порт в Усть-Луге. Китай проявляет немалый интерес к маршруту и уже вложил средства в целый ряд портовых, промышленных и образовательных проектов в Санкт-Петербурге.

Пока китайская стратегия заключается в разнообразии альтернативных маршрутов. Россия же, судя по всему, осознает, что может быть лишь вторичной страной в глобальном проекте Пекина, особенно в экономическом плане.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Геополитический козырь России (Le Monde, Франция)"


1 комментарий

  1. Генерал армии
    R4HBL

    Эти западные аналитики или совершенно безграмотные или не владеют достаточным объёмом информации. Например, "альтернативный" путь из Украины в Казахстан вдвое длительнее и примерно во столько же дороже. И, если Украина из политических амбиций готова платить лишнее, то Китаю это на хрен не нужно.

    Что касается Севморпути или как они его называют "Арктический", то, думаю, что года через три-четыре он будет востребован в полной мере. Тем же Китаем и Японией. Ведь сейчас нефтегазовозы идут на Восток из Норвегии, к примеру, через Суэц - регион сомнительной безопасности, не говоря уж о протяженности маршрута.

    То же касается и наших балтийских портов.

    Вобщем, такое впечатление, что эти "аналитики" пытаются выдать желаемое за действительное.

    0

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх