Лента новостей

11:22
Как в Украине ищут «агентов России» и отжимают у них бизнес
11:17
Россия спрячет Крым от Украины за высоким забором
11:14
The American Conservative: Трамп — новый Горбачев?
11:08
Киеву осталось недолго испытывать русское долготерпение
11:04
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Как жители Крыма видят мир
10:59
США избавляются от влияния России в Сирии
09:26
Как затуплялась сталь
09:23
Этот день в истории - 18 Ноября
08:41
Спецназ джихадистов захватывает большую часть бронетанковой базы под Дамаском
08:37
Американские моряки рассказали правду о ВМС: «Нас всех убьют»
08:35
Американцы превращают Украину в радиоактивную помойку
08:33
Жертвы реформ. Украинских полицейских теперь и насилуют
08:31
Компьютеры, добывающие биткоины, полностью отапливают дом в Сибири
08:30
ВСУ «порвали» линию разграничения на Донбассе
08:28
Украина теряет последнего союзника
08:27
Новейший российский «стелс»-фрегат отправится на ходовые испытания в 2018 году
08:25
Россия построит новую модель экраноплана
08:21
Побежали: «лучшие геноциды нации» ищут пути спасения
22:52
Кто вбивает клин между Дели и Москвой
22:07
Ядерная война неизбежна. Такое развитие событий не исключают и в Москве
22:04
Неравный брак Путина может стоить ему миллионов голосов на выборах
22:03
Лукашенко примирит Донбасс с Украиной
22:01
Каждый пытается оторвать от нее кусочек
22:00
Владимир Корнилов: Запад не видит проблемы с RT, но возмущен ответом Москвы
21:53
Гройсман и правительство превращают Украину в «банановую республику»
21:51
"По Парижам шлялась, ребёнка не взяла : точно заброшенный..."
21:49
Источник в МОУ считает «необоснованным» выделение 1,4 млрд. грн на боеприпасное производство
21:46
На радость педофилам и мигрантам
21:44
В Украине предложили отменить отчества, чтоб быть ближе к Европе
21:43
Марина Порошенко обворовала Сороса, спекулируя на детях-инвалидах
21:42
«Меня не надо защищать от Путина»: бойца АТО очередной раз унизили в Киеве
21:37
Как раздуть военный конфликт из ничего? Самоучитель по провокациям от США
21:35
Новый скандал в сфере секс-индустрии
21:31
Украина перебрасывает боевую авиацию к границе с Польшей
21:19
Америка создаст свою "Сатану"
21:15
Новости проекта подлодки 5-го поколения "Хаски"
21:10
Конструкторы заявили о завершении проектирования нового Ту-22М3М
21:09
Армейский спецназ оседлает боевых «Медведей»
20:02
Укрощение строптивой России
19:58
Украину лишат «безвиза» за коррупцию
19:54
Cumhuriyet: Гаранты встретятся в Сочи
14:54
KREMLIN загоняет Путина в изоляцию
14:52
Handelsblatt: Западу придется договариваться с Путиным
14:35
Севастополь: Станет ли российское будущее лучше украинского прошлого
14:31
Космические планы Китая на следующие 30 лет
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


» » Кто совершит технологический прорыв

Кто совершит технологический прорыв

 Cоветник министра обороны РФ, кандидат технических наук Андрей Ильницкий — о том, где брать кадры для инновационной экономики

Мир находится на пороге изменения модели глобализации. В авангарде технологической революции окажутся те экономики, где IT-специалисты, ученые, инженеры и техники смогут быстро адаптировать промышленность, телекоммуникации, транспорт, финансовый сектор и сферу услуг к постоянно возникающим инновациям. Успех придет лишь туда, где государства создадут системы поддержки и продвижения новых технологий, а учебные заведения будут способны готовить сотни тысяч специалистов с необходимыми знаниями и навыками для работы в цифровом мире.

На Западе это понимают: Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфордский университет в США, Эдинбургский — в Европе уже начали готовить специалистов по блокчейну, а ведущие университеты возвращаются на 5–6-летний курс обучения в естественно-научных областях.

В этом меняющемся мире у России есть шансы и немного времени (примерно десять лет), для того чтобы стать одним из интеллектуально-технологических центров и, «срезав углы», сразу оказаться в авангарде инновационной революции.

Кроме киберпространства среди перспективных для России областей — ядерная энергетика, робототехника и искусственный интеллект, авиационно-космические технологии, двигателестроение, дистанционное зондирование Земли, материаловедение, системы автоматического управления, биомедицина, технологии безопасности и др.

Отвечая на вопрос «что делать», надо в первую очередь иметь в виду ответ на вопрос «кто будет это делать».

Если Россия не займется повышением уровня образования, то любая попытка слезть с нефтяной иглы и изменить структуру экономики закончится лишь попаданием в индустриальное прошлое и еще большим отставанием от лидеров с потерей еще одного десятилетия. Уже сейчас необходимо срочно запускать систему подготовки специалистов для инновационной промышленности оборонной отрасли. И начинать нужно со средней школы.

Объемы преподавания и качество знаний учеников средних школ в естественно-научных дисциплинах упали катастрофически, настолько, что эти проблемы уже можно рассматривать в категориях угроз национальной безопасности. С каждым годом снижается и качество подготовки выпускников вузов.

По данным Минобрнауки, ежегодно российские вузы выпускают порядка 250 тыс. инженеров, из которых лишь 50 тыс. начинают работать на предприятиях, а остальные оказываются невостребованными. При этом представители промышленности, в том числе и ОПК, говорят о дефиците квалифицированных кадров.

Для научно-технологического прорыва, для создания инновационной экономики и укрепления оборонного потенциала необходимо увязать знания и навыки с практической потребностью науки, производства и обороны.

Министр образования Ольга Васильева со своей командой предпринимают немалые усилия, но совершенно очевидно, что быстро изменить всю систему образования не получится. Но можно сконцентрировать усилия на определенных направлениях и прежде всего развивать — а правильнее, создавать заново — систему физико-математических школ, лицеев и интернатов, а также спецшкол с углубленным изучением информатики.

Стимулировать, в том числе с участием региональных руководителей, поиск талантливых детей, с раннего детства поощрять творческую атмосферу, олимпиады и кружки. Прежде всего естественно-научной и инженерно-технической направленности.

Но тут сразу возникает проблема педагогических кадров. Ее надо решать незамедлительно, активно задействовав в качестве учителей в физико-математических школах преподавателей вузов, ученых-практиков из НИИ и наукоемкого производства. Соответствующий опыт есть — это лицеи и школы-интернаты при МФТИ (Физтех), МГУ и НГУ.

В «обычной» средней школе во всех возрастных классах стоит увеличить часы на изучение математики, физики и литературы, поскольку именно эти предметы дают ученикам такие необходимые качества, как умение размышлять, анализировать, понимать закономерности, причинно-следственные связи и суть вещей.

Преподавание отечественной истории — приоритет всей системы образования, вне зависимости от профессиональной ориентации учреждений. Без этого не получится сформировать разносторонне образованную творческую личность — ядро национально ориентированной элиты.

В высшей школе для концентрации усилий и ресурсов можно выделить вузы, которые станут опорными учебными центрами стратегического значения для инновационной и оборонной промышленности. Создать из них национальный инновационно-промышленный пул вузов. Приоритет должен быть у регионов, где есть научно-производственная база, и прежде всего оборонка. А работу вузов пула необходимо скоординировать с системой физматшкол и лицеев естественно-научного профиля. В фокусе — именно инженерно-технические специальности.

Нам не нужно открывать никаких новых университетов и институтов. Все расходы могут оставаться в рамках принятого бюджета, но сама система образования должна сконцентрироваться на приоритетных направлениях российской экономики нового технологического уклада. А программе подготовки инженерно-технических кадров необходимо придать национальный надведомственный характер, ввести под прямое кураторство президента РФ.

Сегодня в оборонной отрасли трудится около 2 млн человек, а каждое новое рабочее место создает от 2 до 30 мест в смежных отраслях. И скорее всего, именно армия и ОПК станут основными драйверами разработки и внедрения инноваций. Частный бизнес при определенных условиях может подхватить эстафету и запустить высокотехнологичные производства. 

Важно первые результаты реформы этого кадрового сектора экономики России представить российским гражданам и истеблишменту уже к 2018 году, а к 2025-му сделать так, чтобы поступательное развитие приобрело структурный и необратимый характер и получило широкую поддержку и элит, и общества.

Автор — советник министра обороны РФ, кандидат технических наук

В соавторстве с членом президиума Совета по внешней и оборонной промышленности Александром Лосевым





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


2 комментария

  1. Рядовой
    Пенсинер

    Пока существует болонская система обучения в России , пока в ВУЗы будут идти ради получения диплома , а не ради получения знаний , а в технические ВУЗ будут идти по призванию , а не из - за большого количества бюджетных мест , пока за деньги будут учиться все кому не лень , так и будут у нас инженеры , которые " за компрессией будут бегать с ведром на склад " . Я говорю не просто так , а из своего опыта . Я работаю на машиностроительном заводе . Приходит инженер с дипломом по специальности металлообработка и не может отличить токарный станок от фрезерного , а про допуски - посадки вообще ничего не знает . Микрометр для него загадка , а скобы и нутромеры вызывают такой испуг , что думаешь , что же ты делал в ВУЗе . Через месяц он уже работал в Москве на фирме по продаже детского питания . Как учились мы ? Практика проходила на заводах , работали слесарями , станочниками , писали большие отчеты о практике . Дипломные проекты писали пропадая сутками на заводах . А эти , что курсовые , что дипломы писали из интернета . Вот отсюда такие кадры .

    +2
  2. Ст. лейтенант

    Не согласен с автором в том,что надо готовить элиту. Эта "ЭЛИТА" мы все знаем до чего нас довела. Надо готовить любознательных,грамотных специалистов любой отрасли знаний. Причём уделять внимание на грамотное воспитание молодых специалистов,используя идеалогию государства. А поскольку идеологии государства нет,а существует рыночная,то бишь денежная идеалогия, которая уже почти до основания разрушила образование и экономику,то мы ни чего не добьёмся.Значит надо вводить идеалогию всё для народа,всё для людей. Но нынешнея "ЭЛИТА" вряд ли дас этому произойти.

    0

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх