Лента новостей

22:43
О выживании России в условиях глобальной смуты
22:40
Немецкие СМИ: Россия превращается в великую IT-державу
22:40
США не хотят, чтобы Дамаск вернул контроль над северо-востоком САР
22:39
Правительство Испании решило перезахоронить останки Франко
22:38
Корни украинского фашизма находятся в США
22:37
Рашкин: в Москве, а затем и в других городах России правительство хочет создать Ельцин-центры. Зачем это нужно?
22:36
Украина выбирает будущее России
22:35
Анатолий Вассерман: Если произойдет подрыв Крымского моста, проект «Украина» будет закрыт!
22:34
Лариса Шеслер о депортации Воронцовой: «Выдача людей на Украину – грозит им гибелью»
22:33
Согласован облик «платформы возмездия» для США
22:31
Япония не разменяет Курилы на царское золото
21:22
Medium (CША): почему я бросил пить и что я понял...
21:19
Independent: Лавров назвал склонного к неуместным заявлениям Уильямсона «министром войны»
21:19
За «желтыми жилетами» вырисовывается заговор генералов
20:49
Минутка истории: как выскочку Порошенко рвали в Симферополе
20:44
В интересах России: на Мюнхенской конференции объяснили слив Украины в 2009 году
20:42
Китай призвал Россию и США вернуться к выполнению ДРСМД
20:38
Россия отказывается от запусков военных спутников с Байконура
20:38
Первый президент Украины объявил Донбасс "другой страной"
20:33
Огромный флаг России украсил Солсберийский собор
20:32
Пора готовиться к развалу глобального миропорядка
20:27
Вам улыбка по зубам? Наш соотечественник о плюсах и минусах медицины в США
20:27
Что мешает объединению России и Беларуси?
20:26
"Физик", "Пакет" и "Хризантема". На что способно новое российское оружие
20:24
Иран спустил на воду подлодку с крылатыми ракетами подводного старта
20:24
Британцы решили отправиться в Крым и лишились работы
20:20
В Польше за четыре года снесли почти 100 памятников советским воинам
20:13
National Interest рассказал о российском "убийце танков Abrams"
20:13
Союзное государство: Кто станет президентом, а кто — премьером
20:12
То, чего боится Украина...
20:09
Российско-ирано-турецкая встреча по Сирии в Сочи vs проамериканская «конференция» в Варшаве: чья возьмёт?
19:53
Новости дна: неадекватное «Эхо» скатилось до тупых оскорблений
19:52
Как воровской режим этой страны доводит обычных людей до массовых убийств!
19:51
Фиаско по-американски: 5 самых громких провалов военных проектов США
19:49
"Газпромбанк" и PDVSA
19:46
Бунт Зеленского против Коломойского
19:44
Россия сокращает финансирование космических обсерваторий
19:42
Александр Роджерс: О повышении безопасности рунета
19:37
Шахматная партия Путина
19:14
«Жалкая пародия»: Сеть взорвал наглый плагиат Порошенко
15:49
Путин предупредил Макрона о готовящейся провокации в Идлибе
15:41
Империя добра. Документальный фильм К.Сёмина
обновлено
14:36
Американцам, которые не хотят работать, будут платить за лень
14:30
"А ну сняла быстро!". В самом свободном городе мира ввели жесткий дресс-код
13:24
«Новая газета» оправдает хоть черта лысого, лишь бы это вредило России
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 


» » Люблю тебя, Петра творенье...

Люблю тебя, Петра творенье...

Еду в обычном питерском автобусе. За окном мелькают дома, скверы, куда-то бегут хлопотливые прохожие. Кажется, что ничто не может омрачить лиц этих людей, их радостную обыденность, в которой они живут и каждый день имеют возможность вкушать застывшее великолепие их города. В глаза бросается кем-то приклеенный на автобусное стекло листок, где сбивчивым почерком фломастером написано: «Люблю тебя, Петра творенье, за то, что здесь Зураба нет!».


Да-да, это о Зурабе Церетели, том самом авторе московского кошмара: статуи Петра Великого на Москва-реке. Под бременем свершений этого творческого гиганта раньше содрогалась только земля московских улиц, скверов, парков и набережных. Но прочность колец столичных автотрасс не в силах была сдержать вселенские масштабы замыслов творца. Они безудержно рвались на мировой простор и вот уже на землю крошечного Пуэрто-Рико с трудом втиснуто пугающих размеров изваяние Христофора Колумба. Теперь настала очередь "Северной Пальмиры". Восьмидесяти метровая статуя Христа уже отлита и ждёт, когда власти найдут для неё достойное этого изваяния место.

Нет, конечно, не хочется затевать дебатов о художественной ценности произведений маэстро Церетели. Пусть на это слова и время тратят искусствоведы-критики. Поделюсь лишь некоторыми представлениями о целях и пределах допустимого в искусстве.


Сталкиваясь с творчеством Зураба Церетели, очень трудно избавиться от навязчивого вопроса: «Отчего автор так неистово тяготеет к гигантским формам?». Не будем предаваться банальности в рассуждениях о "комплексе маленького размера" и способах его компенсации. Думаю, что дело здесь не в анатомии. Во всяком случае, более очевидной кажется гипотеза завышенной оценки своего собственного значения в искусстве. Действительно, величие признанных шедевров скульптур "Мыслителя" Огюста Родена, "Пьета" Микеланджело, "Русалочки" Эдварда Эриксена заключается отнюдь не в их размерах. Не гонялись за кубатурой, простите за фигуру речи, и Эдме Бушардон, Жан-Батист Пигаль, Иосиф Ноллекенс и Томас Бэнкс, Никола Сальви и Пьетро Браччи. Не это главное в оставленном ими наследии. Не величина и не геометрические пропорции, а что-то более важное заставляет замирать и забывать о времени, когда перед глазами шедевры великих мастеров.

Что ж, может в этом-то и дело: если не получается покорить изяществом линий, глубиной раскрытия идеи, если твой резец не в состоянии передать трагизм, непорочность или страсть создаваемого образа, то в этом случае размер может оказаться выходом из положения. Если это так, то от такой целеустановки делается не по себе, ибо желание произвести впечатление не находится в родстве с такими понятиями, как "творчество" и "искусство". Но, похоже, именно жажда превзойти «коллег по цеху» и становится главным источником вдохновения Зураба Церетели.


Есть в новом проекте Церетели одна весьма деликатная подоплёка. Высказывается, в частности, мнение о том, что любая критика его нового творения, которое автор хочет водрузить в "Северной столице”, есть посягательство на святость имени Христа и надругательство над религиозными чувствами христиан. Бескорыстие и служение вере, по мнению сторонников этой точки зрения, и движет скульптором. Да, Церетели действительно в своих публичных обращениях говорит о том, что идея создания статуи обусловлена "глубокой душевной потребностью". Тому порукой отлитые им в бронзе 64 рельефа из жизни Христа. "Христос венчает главную тему моей жизни", - так утверждает сам автор. Хорошо, пусть даже так. Сделаем такое допущение, хоть и трудно поверить в то, что в нашем меркантильном мире, где продаётся даже то, что оценить невозможно, есть место такому впечатляющему бескорыстию. Но тогда давайте прислушаемся к слову Русской православной церкви, которая по странной причине категорически не приветствует идею установки статуи Христа не то что в Санкт-Петербурге, но и вообще, где бы то ни было. То есть церковь не узрела должной христианской духовности в новом изделии ваятеля и кажется, что у такой позиции РПЦ есть основания.



Давайте рассмотрим ещё один аспект. Скажите, почему ценность изделия именно этого мастера должна девальвировать ценность и величие всего того, что было сделано величайшими архитекторами, создавшими уникальный, неповторимый облик города на Неве? Отдаёт ли сам скульптор себе отчёт в том, что его изваяние раздавит своим гигантским размером гениальные творения Жан-Батиста Леблона, Доменико Трезини, Огюста Монферрана, Бартоломео Растрелли? Безусловно отдаёт. И, боюсь, что именно желание вознестись над именами великих маэстро и является квинт-эссенцией гигантомании Церетели. Увы, но в таком случае в художествах этого автора не больше искусства, чем в желании известных персонажей Ильфа и Петрова увековечить свои имена наскальной надписью "Киса и Ося здесь были".


Как ни прискорбно сознавать, но, к сожалению, в творчестве Церетели всё более просматривается его неудовлетворённое эго и стремление к всеобщему признанию собственной значимости за счёт невообразимых размеров плодов его творения. Но тогда что это, если не гордыня? Гордыня – один из смертных грехов. А если так, то в намерении установить в Санкт-Петербурге статую Христа не так много веры, но больше попытки на ней спекулировать?


Что ж, вопрос о том, быть или не быть новому творению скульптора Церетели в городе на Неве, поставлен и ожидаемо он взорвал общественное мнение. Очень хочется верить в то, что у властей хватит здравого смысла и политической воли не пойти на компромисс со здравым смыслом и не разрушать облик исторического наследия, оставленного нам создателями северной жемчужины России. И пусть останется не имеющей почвы шуткой кем-то приклеенный на стекло питерского автобуса листок: «Люблю тебя, Петра творенье, за то, что здесь Зураба нет!».


Опубликовано: optimist     Источник







Похожие публикации для статьи "Люблю тебя, Петра творенье..."


Напишите ваш комментарий к статье "Люблю тебя, Петра творенье..."

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх