Лента новостей

21:17
Путин согласен на перенос столицы Дальнего Востока во Владивосток
21:15
США не дадут России и Китаю "захватить" Африку
21:06
Киев перебрасывает в Донбасс противотанковые комплексы и отряды «правосеков»
21:05
Украинцам советуют экономить на подарках и еде на Новый год
21:02
Как у министра обороны Литвы потеря управления самолетом стала нормой
21:01
Нужны ли Беларуси войска на юге страны?
20:59
Жалкое зрелище в Брюсселе
20:57
СБУ не пустила митрополита Донецкого и Мариупольского через линию разграничения в Донбассе
20:49
Пациент-2019
20:32
Украина: Ядерную «Сатану» создадим, но запускать неоткуда
20:30
В США обвинили Россию во лжи про «Пересвет» 
20:28
Китай согласился закупать американский газ ради сделки с Трампом
20:25
Восстание Европы: Протесты «желтых жилетов» перекинулись на Черногорию
20:21
Лебединая песня «хромых уток»: Порошенко и Грибаускайте выступили против РФ
20:19
Мрачный конец Александра Лукашенко
20:13
«Провокация» и «бегство» американского эсминца
20:04
Русские перетравили половину Англии
20:03
National Interest: Почему НАТО надо опасаться ЗРК «Тор»
19:31
Военный парадокс США, который удивляет весь мир!
17:54
Тут вам не Россия: методы французских полицейских ужаснули весь мир
16:48
Скандальный алкогольный форум пьяной "элиты": что произошло на днях в Вильнюсе?
16:10
Нужны ли Беларуси войска на юге страны?
14:06
Последний украинский рубеж Гитлера
14:04
Какое отношение Николай Романов имеет к аэропорту Мурманска?
14:02
Болгарское правительство одобрило программы ремонта истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25
12:47
У США остался один шанс избежать краха финансовой системы
12:45
Что предлагает отечественная промышленность гражданской авиации
12:44
"Мы видим агонию": освобождение России уже началось
12:41
Знакомьтесь – Ханна Мунси – член женской австралийской сборной по гандболу. Транс
12:38
Из-за уговоров Солженицына Ельцин хотел отдать Курилы японцам. Почему соглашение сорвалось?
12:37
Мечта снайпера: зачем нужны гиперзвуковые патроны
12:36
Что будет, если взорвется Черное море?
12:35
Отмена встречи Трампа и Путина лишила Украину удобного случая
12:34
Названы регионы с самыми высокими пенсиями
12:32
Найдены истинные виновники протестов «желтых жилетов»!
12:32
Найдены истинные виновники протестов «желтых жилетов»!
12:31
Опасность полного отказа от мяса: как меняется качество жизни?
12:28
"Ангарского маньяка" приговорили к пожизненному заключению за 60 убийств
12:26
Украинская оценка реальности российской угрозы или чем за 30 дней ответит Путин
12:25
Астрономам из SETI не удалось зафиксировать радиосигналов от Оумуамуа
12:25
Чехия парализовала работу российских разведслужб
12:23
История одного заговора против России
12:21
Российские СМИ работают против России: а ведь вас предупреждали
12:20
"Я был шпионом ЦРУ в России, и теперь моя семья в опасности. Но Трамп может помочь"
12:17
Жизнь бедных районов Стамбула
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


» » Новый Шелковый путь: зачем Китай идет на Запад

Новый Шелковый путь: зачем Китай идет на Запад

Скульптурная композиция "Великий шелковый путь"Скульптурная композиция "Великий шелковый путь"В Пекине все больше осознают, что хотя их страна и стала экономическим гигантом, она рискует быть связанной с миром лишь через торговлю. В политическом смысле Китай останется изолирован и зависим от глобальной системы, созданной другими странами и неподконтрольной Пекину. Чтобы расширить международное влияние, Китаю нужны новые политические концепции, способные конкурировать с западными.

Хоргос, китайский город на границе с Казахстаном, пока еще не найдешь на бумажных картах: его строительство началось всего три года назад. Хоргос с его широкими проспектами и тротуарами, вдоль которых тянутся ряды деревьев, чем-то напоминает города в Калифорнии. Работы еще в разгаре — над городом один за другим поднимаются небоскребы. Уличное освещение работает еще не везде, но население города уже превышает 100 тысяч человек.

Для китайских властей Хоргос — это город, соединяющий Восток и Запад, звено нового Экономического пояса Шелкового пути, который свяжет Китай со Средней Азией и Европой транспортными путями, торговлей, финансовыми потоками и культурным обменом. Туда стекаются молодые люди из западной провинции Синьцзян, да и из более отдаленных районов Китая. В одном из магазинов Хоргоса, где торгуют грузинским вином, надписи сделаны сразу пятью шрифтами: китайскими иероглифами, кириллицей, латиницей, грузинской и арабской вязью. Последняя — от языка уйгуров, живущих в этой провинции.
 
С казахской стороны границы настроения более сдержанные. Казахский Хоргос – это всего лишь несколько десятков старых домов вокруг красивой мечети. На новой железнодорожной станции Алтынколь пусто. С одной стороны дюны, с другой — пасется стадо овец. Новый вокзал и современное шоссе не вяжутся с ощущением полной глуши.

За поворотом дороги виднеются три гигантских желтых крана. В Хоргосе идет масштабная стройка: здесь появится один из крупнейших в мире сухих портов. Там будут быстро перегружать и переупаковывать товары в соответствии с пунктом назначения. Огромные краны позволяют переместить груз из одного поезда в другой всего за 47 минут.

Когда порт заработает на полную мощность, вдоль торгового пути начнут появляться новые промзоны и города. Приграничная территория привлекает китайских производителей: в последнее время они осваиваются в Казахстане, чтобы не платить таможенные пошлины на российской границе.

Строительством сухого порта руководит Карл Гейзен, бельгиец, раньше работавший в Дубае. Гейзен рассказывает, что одна из проблем проекта — слабо развитая инфраструктура. Но есть и психологический барьер — резкая разница между Востоком и Западом, Китаем и Европой, которая сказывается на работе и бизнесменов, и госструктур. Когда-нибудь, заверяет Гейзен, этот барьер рухнет, и тогда все изменится. Континент больше не будет делиться на Европу и Азию.

На первый взгляд строительство сети железных дорог, автомагистралей, энергетической и цифровой инфраструктуры, которая свяжет Европу и Китай, — чрезвычайно полезное занятие. Сегодня на доставку товаров из китайских портов в Европу требуется 36 дней, новый маршрут сократит этот срок до десяти.

Однако у проекта будут и другие последствия. Новый Шелковый путь может взорвать привычные геополитические расклады и вернуть нас в XIX век, эпоху, когда великие державы соперничали за власть над Евразией. Возьмем, например, логистику, проблемы которой обсуждали на недавней дискуссии в Астане несколько китайских чиновников. Как убедить инвесторов, что проект не подвержен политическим рискам? Некоторые участники обсуждения говорили о новой архитектуре безопасности, о том, что для защиты строящихся транспортных и коммуникационных сетей понадобятся специальные военизированные подразделения. Чен Фуде, бизнесмен из китайской госкорпорации «Датан», предложил задействовать международные миротворческие силы, однако оговорился при этом, что не выступает от лица китайского правительства.

В Казахстане все больше опасаются, что китайское присутствие в их стране усилится. Протесты, вызванные этими страхами, подрывают режим Назарбаева. В Москве тоже обеспокоены появлением в Средней Азии такого мощного конкурента, как Китай.

Потенциальные выгоды нового Шелкового пути огромны, но велики и риски. Интересно, например, почему Евросоюз до сих пор избегает активного участия в этом проекте. По логике Европа должна быть заинтересована в восстановлении сухопутных путей в Азию. Но пока что новый Шелковый путь вместе с Китаем создают Казахстан, Иран и Турция.

Некоторые историки доказывают, что Шелковый путь — система караванных путей по Средней Азии, просуществовавшая несколько столетий, — был важен не столько для торговли, сколько для культурного обмена. Экономическая активность в рамках Шелкового пути была ограниченной и в основном локальной. А вот движение идей, религий и людей по этим маршрутам изменило мировую историю, причем не раз.

Возможно, такую же роль сыграет и новый Шелковый путь, или Пояс, как его предпочитают называть китайские власти. Он станет плотно заселенным экономическим коридором, подстегивающим развитие торговли, промышленности и движение людей. И связанные с этим перемены в области политики, культуры и безопасности будут не побочным следствием проекта, а его фундаментальной особенностью.

Под руководством Си Цзиньпина Китай меняется. Китайские власти все больше осознают, что, хотя их страна и стала экономическим гигантом, она рискует быть связанной с миром лишь посредством торговли. В политическом смысле Китай останется изолирован и при этом зависим от глобальной системы, созданной другими странами и неподконтрольной Пекину. Китайские власти хотят, чтобы их политическое и культурное влияние росло пропорционально экономической мощи, для начала — в Юго-Восточной и Средней Азии. Студенты в Пекине раз за разом повторяли мне: Китай хочет отдать миру то, что он получил за время экономических реформ, начатых Дэн Сяопином почти сорок лет назад.

С помощью проекта «Один пояс — один путь» китайские власти хотят изменить имидж Китая, продемонстрировать, что их страна не просто участвует в мировой экономике, но активно влияет на нее, формирует ее. Чтобы расширять международное влияние, Китаю нужны новые политические концепции, способные конкурировать с западными. Когда-то в степях Средней Азии рождались новые цивилизации и умирали старые. И в Хоргосе сегодня тоже чувствуется история. Но это не груз прошлого, не почитание руин, могил или мавзолеев, а дорога в будущее.
 
Бруно Масаэш (Bruno Maçães)
Фото: РИА Новости, Юрий Абрамочкин







Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации для статьи "Новый Шелковый путь: зачем Китай идет на Запад"


Напишите ваш комментарий к статье "Новый Шелковый путь: зачем Китай идет на Запад"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх