Лента новостей

21:00
Кернес прорубил окно в Америку или зачем советник Трампа приехал в Харьков
20:58
США приготовили удар по рублю
20:57
Немцы хотят мира с Россией: почему все, что делают русские, неправильно?
20:53
Вишневский пожаловался «Обозревателю» на любовь Путина, деньги и Крым
20:52
Украинский политолог: нужно срочно начать прямые переговоры с ЛДНР
20:50
Путин и русский матриархат: женщины решили бойкотировать президентские выборы
20:47
Итоги «революции достоинства»: активисты майдана покидают Украину
20:45
Вернули Крым, вернём и недра! Чем власть заманивает избирателей?
20:41
Полный крах: у Киева не вышло настроить русских против Керченского моста
20:40
Россия спасает Лигу неудачников Европы
20:38
Анкара жёстко раскритиковала США за переговоры с террористами
20:37
Глава Евросовета: в проблемах Польши видна рука Кремля
20:36
Рассекречен очередной план США по уничтожению СССР: Русских - сжечь
20:30
У Путина есть бомба, страшнее ядерной
20:28
Как только, так сразу: татары пообещали Киеву «вынести» из Крыма все русское
20:27
Будни ВСУ: пьянство, грабежи, небоевые потери…
20:24
Транши есть-изменений нет. Когда же в ВСУ они будут?!
20:21
Польша встречает патриотов надписью «Смерть Украине!»
20:19
Эксперт раскрыл, что ждет Siemens после турбоскандала
20:15
Меджелис пообещал за неделю снести памятник императору Александру III в Крыму
20:13
«Час икс» для Украины: что ждет Незалежную после 3 декабря?
20:13
Наталья Санина: Как я испытала на себе достижения австрийской медицины
20:12
Последний шанс: эксперт оценил отказ партии «Зелёных» от участия в коалиции Меркель
20:10
В Евросоюзе признали российский проект «Северный поток — 2» успешным
20:09
То, о чем молчат в ССО Украины
20:08
Французский «фрегат-невидимка» класса La Fayette был замечен в Черном море
20:06
Путин рассказал, что родители не испытывали ненависти к немецким солдатам
20:01
Поиск виноватых - фундамент украинства
20:00
Экипаж аргентинской подводной лодки сообщал об аварии в день исчезновения
19:59
Электромагнитная пушка «Ступор» в деле: русский «убийца дронов» отправлен в Сирию
19:58
Очередной стратег из Рады хочет «ослабить» Россию и начать с ней войну
19:54
Захарова: высказывания Мачеревича «глупы и опасны»
19:22
В Волгограде разработали сильнейшее обезболивающее, не вызывающее привыкания
18:15
Aktualne.cz: Чешский лев в объятиях русского медведя
18:12
Киев-Москва: Три года перемен
18:08
Talousel?m?: Россия все равно вмешается
17:13
В Совфеде прокомментировали выступление школьника из ЯНАО в бундестаге
17:12
В Белоруссии сотрудника посольства Украины объявили персоной нон-грата
17:11
Трамп провел армейскую операцию против ЦРУ?
16:21
Предсказанные сто лет назад "шварциты" обрели трёхмерную форму
16:18
Полезные немецкие законы
16:12
Пьянство в КНДР попало под санкции
16:12
VR-терапия помогла пациентам восстановиться после инсульта
16:11
Диверсия против РФ в Бундестаге: выступление школьника из Нового Уренгоя
16:09
Они нам не нужны. Не братья так не братья
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


» » Столкновение цивилизаций: что идёт на смену западной глобализации?

Столкновение цивилизаций: что идёт на смену западной глобализации?


На фоне тех проблем, которые испытывает Евросоюз, всё очевиднее, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не просто состоялись, но явили миру принципиально новый тип международного взаимодействия.


Стратегическая ошибка Запада


Cмогут ли названные интеграционные объединения стать привлекательнее, а значит, и устойчивее Евросоюза? И где гарантия, что ЕАЭС и ШОС не повторят путь Объединённой Европы – в том смысле, что их ждёт добрососедство и процветание, а не утрата суверенитета и воспроизводство нацистских практик? Названные вопросы были поставлены автором этих строк в минувшую субботу в докладе на Международной конференции по культурному наследию Сибири (секция ШОС), организованной правительством Республики Хакасия совместно с Министерством культуры России.


Для того чтобы оценить перспективы ключевых евразийских структур, нужно понимать, что, к примеру, ЕАЭС – объединение локального типа, не претендующее на мировое доминирование, о чём российское руководство не раз предупреждало своих западных «партнёров», ошибочно рассматривающих ЕАЭС как альтернативу Евросоюзу и американской гегемонии, а потому взявших курс на противодействие евразийской интеграции.


Полагаю, что реализация проекта «Восточное партнёрство», поддержка госпереворота на Украине, объявление экономических санкций по отношению к России, продвижение НАТО на восток и т. п. – все эти и некоторые другие действия Запада были направлены на то, чтобы ЕАЭС не состоялся.

 

Запад совершил стратегическую ошибку, неадекватно оценив угрозы своей гегемонии с востока и увидев в ЕАЭС не партнёра, а конкурента и геополитического противника. В действительности определённой альтернативой ЕС является Шанхайская организация сотрудничества, против которой Евросоюз, НАТО и США бессильны во всех отношениях. На сегодня ШОС объединяет 8 государств Евразии (если считать проходящие процедуру присоединения к ней Индию и Пакистан); 4 страны участвуют в её работе в статусе наблюдателя и ещё некоторое количество государств стоит в очереди на участие в ШОС в том или ином качестве. По факту, ШОС – крупнейшая в мире трансрегиональная интеграционная структура, объединяющая половину населения планеты.


Между тем, главными её характеристиками являются не количественные, а качественные параметры и прежде всего множественность и многообразие культур цивилизационного уровня.

 

В ШОС представлены несколько десятков локальных самобытных евразийских и азиатских социокультурных общностей и уже как минимум девять цивилизационных мегакультур: российская православная, китайская конфуцианская, тибетская, тюркская суннитская, тюркская тенгрианская, индуистская, персидско-шиитская, российская буддистская, китайская мусульманская.


Подобная палитра культур и субкультур, и в том числе языковое и конфессиональное многообразие, актуализирует не только содержание и сам процесс культурного взаимодействия стран и народов ШОС, но также проблему рисков. Учёт возможных рисков – не праздный вопрос, и за примерами негативных последствий игнорирования потенциальных угроз далеко ходить не нужно. Нынешний кризис Евросоюза и всей западной системы ценностей – наглядный пример того, к каким последствиям приводят системные ошибки на старте интеграции.


Интеграция, но не смешение


Известный советский и российский философ-логик Александр Зиновьев ещё лет 30 назад, описывая в своей знаменитой книге «Запад. Феномен западнизма» возможные последствия конвергенции западной и советской общественных систем, предлагал различать два основных способа межгосударственного объединения: интеграцию и конвергенцию.


Интеграция предполагает такое взаимодействие участников объединительного процесса, которое происходит без утраты ими своих сущностей и подразумевает единство культур в их самобытном и суверенном многообразии. Она предполагает взаимную выгоду и разного рода паритеты в сотрудничестве без смешивания культур: как, к примеру, соединение трёх чистых цветов в равном объёме на российском флаге.


Конвергенция, напротив, предполагает взаимослияние культур и их смешивание с последующей утратой участниками объединения своих изначальных сущностных признаков и свойств. Так, при смешении цветов триколора: белого, синего и красного – получится в итоге светло-фиолетовый цвет, то есть нечто принципиально новое, в то время как изначальные цвета-сущности исчезнут.


К сожалению, в пространстве ШОС мы видим сегодня не только интеграционные процессы, но и конвергенцию, которая осуществляется через смешение культур, например, в приграничных регионах, где по факту происходит поглощение сильными странами малых стран с их последующей ассимиляцией. (Так, белый и синий цвета в триколоре – если их мало – постепенно и без остатка растворяются в красном цвете, если его много).


Подобный тип взаимодействия может устраивать Китай и Индию; с ним может согласиться и Пакистан; однако же конвергенция в пользу крупных культур, очевидно, не устроит большинство стран – членов ШОС.

 

Мы видим сегодня, как происходит китаизация российских дальневосточных регионов, а также примыкающих к Китаю районов Киргизии, Таджикистана и Казахстана, катализирующая рост протестных настроений у коренных народов (здесь достаточно вспомнить массовые волнения в Казахстане весной с. г. по поводу якобы готовящейся скупки Китаем казахстанских земель). Не может не вызывать вопросов и исламизация (в том числе в радикальных форматах) ряда стран Центральной Азии под воздействием их крупных соседей с юга.


Таким образом, вопросы, связанные со взаимодействием культур стран и народов ШОС, куда более сложны и ответственны, чем, к примеру, вопросы чисто экономического сотрудничества. Что требует от государственной власти и региональных элит сверхвнимательного отношения к социокультурной политике. Кампанейщина в интеграции недопустима, как недопустимы спускаемые сегодня в регионы правительственными структурами разнарядки «по интеграции», предполагающие, сколько и чего должно быть в них сегодня внедрено китайского, а завтра, видимо, турецкого.


Альтернатива будущего


Но как обеспечить такое взаимодействие евразийских государств, которое предполагало бы сохранение и укрепление культурной целостности и самобытности всех его участников? Как обеспечить «единство в многообразии», которого не хватает сегодня в Евросоюзе? Важнейшее условие сохранения, например, российской культуры (культур российских народов) в процессе евразийской интеграции – это её осмысление, рассмотрение и развитие как, прежде всего, уникальной цивилизационной культуры, обладающей вполне конкретным набором паттернов (сущностных признаков), определяющих её гомогенность, оригинальность и устойчивость.


Аналогичным образом (в парадигме взаимодействия цивилизаций) следует рассматривать и иные культуры в пространстве ШОС.


Цивилизационное измерение интеграционных процессов должно стать важнейшим условием эффективного социокультурного сотрудничества стран – членов ШОС. Подобное измерение предполагает выявление и описание цивилизационных мегакультур, а также культур государств и внутренних автономий с последующим построением «матриц» социокультурных признаков и их носителей в виде реестров культурно-исторических памятников с конкретными статусами.


На втором этапе интеграционного процесса необходимо осуществить сравнительный анализ социокультурных матриц взаимодействующих стран и цивилизаций.


После этого следует выявить и описать блок комплементарных (непротиворечивых, взаимосочетающихся) ценностей и традиций с соответствующим наполнением конкретным содержанием такого понятия, как «евразийские ценности», – по аналогии с понятием «европейские ценности».

 

С последующим продвижением (уже на третьем этапе) евразийских ценностей в ШОС и в мире.


Ключевая комплементарная социокультурная ценность стран – членов ШОС, базирующаяся на цивилизационном подходе, – это многополярный мир. Названный императив исключает наличие в евразийских интеграционных объединениях (ЕАЭС, ШОС и др.) политического центра в лице какого-либо «исключительного» государства, диктующего всему миру свои ценности как «лучшие» и «единственно правильные».(http://ria.ru/analytics/20160317/1391628897.html) Евразийские сообщества развиваются как объединения суверенных государств и цивилизаций, выстраивающих взаимодействие на паритетных принципах.


ШОС – это сеть, а не пирамида. И это принципиально иной тип интеграции и мироустройства в сравнении с той моделью глобализации, которую предлагает и навязывает миру Запад.

 

Ориентация на многополярный мир предопределяет такой общий для стран – членов евразийских сообществ императив, как табу на насилие во внешней политике. В отличие от Евросоюза и США, сделавших ставку на силовое утверждение западных ценностей, страны ШОС утверждают свои евразийские ценности, исходя, в частности, из того опыта добрососедских и интернационалистских отношений, который имеется в ЕАЭС и в многонационально-поликонфессиональной России.


Исключением из этого табу может быть только согласованная борьба с международным терроризмом и экстремизмом в виде нацизма, религиозной нетерпимости и т. п. Что также может и должно стать общим для стран – членов ШОС императивом.


Очевидной комплементарной социокультурной ценностью входящих в ШОС государств является поддержание традиций и, следовательно, традиционных культур, вытекающее из принципиально иного, чем на Западе, понимания категории «прогресс» и выражающееся в сверхответственном отношении к мировой и национальной истории и народной памяти.


С названным императивом связана и такая, например, комплементарная евразийская ценность, как традиционная семья. Эта ценность – безусловный приоритет для всех стран – членов ШОС, принципиально отличающий их от стран, входящих в Европейский союз, вынужденных придерживаться специфических конъюнктурно-потребительских взглядов на гендерный вопрос.


Названные выше в качестве примера, а также ещё с десяток общих для евразийских стран ценностей – та основа, на которой могут и должны быть выстроены Шанхайская организация сотрудничества и другие евразийские объединения. Это те принципы, которые минимизируют будущие риски в развитии ШОС и ЕАЭС и предполагают утверждение сначала в Евразии, а затем и на планете Земля принципиально иного мироустройства в сравнении с тем, что предлагает ей сегодня «цивилизованный» Запад.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх