Лента новостей

21:11
Длинная тень Януковича над Киевом
21:10
Перераспределяя ресурсы: почему Пентагон предлагает сократить количество военных баз США в мире
21:09
«Триста спартанцев» Саакашвили
21:08
Гений Павленского не признан жестокой Францией
21:06
Финишная прямая украинского транзита
21:04
Литва мечтает дестабилизировать Россию
21:01
Полякам можно: от былой решительности Киева не осталось и следа!
20:58
В США заявили, что террористы готовят новое «11 сентября»
20:57
Радикалы «Правого сектора» готовы штурмовать Верховную раду уже сегодня
20:55
План порабощения Китая с позором провалился
20:54
Сколько стоят протесты
20:44
Путин продлил свой указ о снижении зарплат высшим чиновникам до 2019 года
20:43
Мычание ягнят как первое последствие майдана-три
20:42
Майдан № 3: Порошенко молчит, а народные избранники прячутся от народа под масками
20:36
Китайская армия станет самой сильной в мире
20:33
National Interest: Российские С-400 меняют правила игры на Ближнем Востоке
20:32
Как депутат Госдумы от Татарстана пишет русофобскую лжеисторию
20:31
Путин: Россия готова поставить на вооружение оружие, приближенное по силе к ядерному
20:30
Польша нашла альтернативу «Северному потоку-2»
18:55
Украина взыщет с Газпрома имуществом
18:51
Киев пускает «Газпром» по миру
18:47
Polska Niepodleg?a: В Вашингтоне завелись русские агенты?
18:43
Центр «гибрида» в Хельсинки: Шпионское гнездо под боком у России
18:38
Минибунт на Украине как символ безучастности
18:33
Кремль вложил в госдолг США ДнепроГЭС и Сталинградский тракторный
17:48
Россия — виновница будущей ядерной войны?
17:03
«Невообразимый удар» КНДР: 5 тыс. американцев пойдут на дно
17:00
AldriMer.no: Россия готовит вторжение на Шпицберген?
16:54
Подводный флот: Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний»
09:50
Le Monde: Барометр мирового беспорядка
09:45
«Дом-2» ведет Собчак в президенты
09:37
Project Syndicate: Китайская модель помощи зарубежным странам
09:34
Сорос оценил развал России в 18 млрд долларов
09:28
Sabah: Турция решит, сколько будет стоить нефть
09:25
Турция дожала Россию
09:21
АТОшники в цене
07:55
Третий майдан: первые итоги и перспективы
07:54
Россия — страна будущего?
07:53
В Еврокомиссии не увидели нарушений в поставках турбин Siemens в Крым
07:52
Смена галса
07:52
Россия готовит «солдата будущего»
07:51
Военный позор США: Коалиция собирается освободить Ракку третий раз за неделю
07:50
Суровые российские поля
07:48
Африканский сом всплыл в Астрахани
07:47
Украинство, как конструкт
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


» » О визите Путина в Китай — без завышенных ожиданий с конкретными результатами

О визите Путина в Китай — без завышенных ожиданий с конкретными результатами

О визите Путина в Китай — без завышенных ожиданий с конкретными результатамиПрошедший визит российского президента в Китай — одна из самых результативных российско-китайских встреч на высшем уровне с точки зрения практического наполнения.
 
Визит ознаменовался также необычно высоким уровнем слабо завуалированной антиамериканской риторики в заявлениях сторон и принятием важного совместного политического заявления, способного повлиять на диалог Москвы и Пекина с США по стратегическим вопросам.

Кроме того, в тексте совместного российско-китайского заявления по итогам визита В. Путина содержится указание на намерение сторон работать над совершенно новой интеграционной инициативой — Евразийским всеобъемлющим партнерством, которое будет включать в себя помимо стран ЕАЭС и Китая государства АСЕАН. Данная инициатива пока носит весьма расплывчатый характер, но в случае прогресса в ее реализации последствия могут быть огромными.

 

Совместное российско-китайское заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности начинается с указания на «опасную тенденцию», связанную со стремлением «отдельных государств и военно-политических союзов добиться определяющего военного и военно-политического превосходства» с целью использовать силу и угрозу применения силы для продвижения своих интересов. Далее декларация обвиняет «некоторые страны и союзы» в уходе от диалога по вопросу сокращений тех видов оружия, которые «рассматриваются ими как средства обеспечения военного превосходства».


Россия и Китай прямо указывают, что озабочены развертыванием элементов американской системы ПРО в Восточной Европе и Северо-Восточной Азии «под надуманными предлогами». Далее две страны излагают собственное новое понимание стратегической стабильности, которое, видимо, будет служить базой для последующих переговоров с США по стратегическим вопросам. Россия и Китай отказываются рассматривать стратегическую стабильность как сугубо военную категорию из сферы ядерных вооружений.


Теперь составляющими стратегической стабильности становятся также невмешательство во внутренние дела и отказ от принудительных мер вне рамок устава ООН в политической сфере; обеспечение баланса всего комплекса вооружений на минимально необходимом уровне и отказ от расширения потенциально угрожающих другим странам военных союзов.


Данная декларация имеет ключевое значение для дальнейшей мировой политики. Она означает, что теперь Россия и Китай выработали скоординированную позицию в ответ на любые высказанные и возможные в будущем американские инициативы в области ядерных вооружений. Обе страны, очевидно, рассматривают ядерное оружие в качестве одной из основ своей безопасности и намерены парировать любые американские антиядерные инициативы встречными требованиями обсуждать ядерную проблематику в комплексе, учитывая обычные вооружения и невоенные аспекты безопасности.


Аналогичным образом единая позиция утверждена на высшем уровне и для еще одной важнейшей темы мировой повестки дня — информационной безопасности. Стороны не только подтвердили и конкретизировали точки зрения по данному вопросу, но и договорились о создании постоянного механизма консультаций в данной сфере. С российской стороны ее будет возглавлять помощник президента России по информационным технологиям, с китайской — глава канцелярии Руководящей группы ЦК КПК по информатизации и сетевой безопасности.


В экономической сфере финализирован ряд важных соглашений, готовившихся на протяжении длительного времени. Прежде всего, это известное соглашение о финансировании китайской стороной проекта «Ямал-СПГ» в объеме 12 млрд долларов. Большое значение имеет соглашение о создании российско-китайского совместного предприятия по разработке широкофюзеляжного самолета. Оно дает российской стороне определенную уверенность в сохранении устойчивой доли участия в этом крайне важном и масштабном китайском проекте, что в свою очередь может иметь решающее значение для российского гражданского авиастроения. После многолетних переговоров перешел в стадию практического осуществления российско-китайский проект совместного тяжелого вертолета. Проект имеет давнюю историю (первые переговоры начались еще после Сычуаньского землетрясения 2008 г., где российские Ми-26 сыграли важную роль в спасательной операции). Долгое время казалось, что его так и не удастся довести до практической стадии из-за разногласий сторон, однако теперь есть основания верить в его реализацию. Большое значение для космической отрасли имеет соглашение о сотрудничестве в производстве жидкостных ракетных двигателей для ракет-носителей и поставках китайской электронной компонентной базы.


Достигнут существенный прогресс в подготовке крупных будущих совместных проектов. Можно отметить меморандум о взаимопонимании Газпрома и CNPC в вопросах участия российской компании в хранении газа и электрогенерации на китайской территории, что, видимо, позволит продвинуться вперед и в заключении соглашения о поставках газа по западному маршруту. В финальную стадию вступила подготовка соглашения «Роснефти» с Sinopec о создании нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке. «Роснефть» заключила с китайской компанией Beijing Gas соглашение об основных принципах приобретения китайцами 20% акций предприятия «Верхнечонскнефтегаз». Наконец, есть продвижение в важных вопросах локализации производства и финансирования будущего огромного проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань.


Таким образом, итоги визита дают основание говорить о существенном движении вперед в развитии сотрудничества. По многим направлениям, учитывая реальное состояние бюрократических аппаратов двух стран и существовавшую на начало украинского кризиса практику ведения дел, было бы трудно ожидать существенно лучших результатов.


Проблемой для отношений остается весьма низкое качество «управления ожиданиями» как правительств двух стран, так и широкой общественности в двусторонних отношениях.


Эта проблема носит особенно катастрофический характер в России на фоне хорошо известной особенности российской государственной пропаганды, устраивающей шумиху вокруг политических планов сразу после того, как они начинают приобретать хотя бы смутные очертания. Формирование преувеличенных, заведомо нереалистичных ожиданий в расчете на получение сиюминутного политического выигрыша неизбежно ведет к разочарованию в проекте и к его дискредитации. Таким образом в России за последние годы была загублена репутация бесчисленного множества важных реформ, экономических и технологических программ, которые, строго говоря, с фактической точки зрения могли бы рассматриваться как полный или частичный успех.


В России резкая активизация пропаганды «поворота на Восток» в 2014 г. привела к формированию у значительной части общества нелепых надежд в отношении прогресса двусторонних отношений. Как и следовало ожидать, они сменились столь же нелепым «разочарованием» в 2015 г. с распространением абсурдных слухов о «фактическом присоединении Китая к санкциям» и отсутствии всякого прогресса в российско-китайском сотрудничестве.


Реальность, однако, более прозаична. В силу объективных причин, таких как география и структура экономики, российско-китайское экономическое сотрудничество определяется реализацией ограниченного числа очень крупных проектов в сфере энергетики, инфраструктуры и промышленности. Каждый из этих проектов требует ведения многолетних переговоров и согласований. Ускорение данного процесса возможно лишь ценой ухудшения качества соглашения для той страны, которая выступает инициатором ускорения (т. е. для России). Учитывая крайне долгосрочный характер обсуждаемых сделок и не слишком кризисное состояние нынешней российской экономики, это было бы неразумно.


Китай, разумеется, не только не «присоединялся к санкциям», но и в острый период российского экономического кризиса, по доступным данным, предлагал России помощь. Эта помощь была отклонена — очевидно, в силу того же нежелания Москвы ослаблять свою переговорную позицию.


Что касается отношений в области бизнеса, то как российские, так и китайские компании в своей международной деятельности почти целиком зависят от контролируемой США финансовой и информационной инфраструктуры. Разумеется, введение санкций против России не стало стимулирующим фактором. Проблемы с привлечением китайских инвестиций были закономерны. Налицо необходимость разработки нормативной базы и создания необходимых финансовых институтов для обслуживания двусторонней торговли с учетом опыта экономических контактов между Китаем и Ираном (до обвала цен на нефть товарооборот превышал 50 млрд долл.). Торговые механизмы между Китаем и Ираном специальным образом настроены на функционирование в условиях экономической войны с Западом.


Василий Кашин, к. полит. н., с. н. с. 
Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН, эксперт 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх