Россия обойдет США в продажах СПГ? Так вот почему нервничает Трамп!
История с F-22 в прицеле Су-35 дошла до США
Су-35 взял на прицел американский самолет-невидимку F-22 в небе Сирии
Трагедия русскоязычных украинцев и равнодушие российской публики
ЦРУ вложится в усиление шпионажа против России
Атомный подводный крейсер «Казань» вышел в море
Какое оружие Азербайджан покупал у России
В США предостерегают Россию от поставок С-300 в Сирию
STG-44 в Идлибе
Новая официальная информация Министерства обороны России о сбитом в Сирии самолете Ил-20
Россия и Саудовская Аравия спасают нефтяной рынок от Трампа
Израиль: С-300 - не проблема, гораздо хуже то, что Россия объявила нам войну. Радио-электронную
Радиоэлектронный щит: Минобороны разворачивает в Сирии средства РЭБ
Байкальское чудо
«Что эти русские себе позволяют?»
Израиль вне Игры... Временно...
Почему Британии не удастся выйти из ЕС
Россия запускает массовые кредиты для бизнеса
На Украине легализуют охоту на ведьм
"Через две недели Израиль ждет кошмар?": израильская сторона в ужасе от размещения российских С-300 в Сирии
Новая база Украины в Азовском море? Российский флот сможет уничтожить ее в считанные минуты!
Бомбардировщики ТОФ выполнили пуски новейших ракет Х-35У
Герой России Игорь Родобольский – самый титулованный офицер страны
Люди и находки из датских курганов бронзового века
Гиперзвуковая гонка продолжается
OE Watch: российская тяжёлая артиллерия возвращается к службе
Ранение или смерть? Невероятное воскрешение кораблей
Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10
Украина включила самоликвидатор: Киев открыл «венгерский фронт»
Терезу Мэй не пугает жёсткий Brexit. Почему?
Существуют ли украинцы?
С усами и в чулках. Культурно-политическое вторжение
В Иерусалиме собирают экстренный военно-политический совет. Как ответят России?
МО РФ укрепляет группировку РЭБ в Сирии. Что мешало раньше?
Волкер: Россия должна вывести войска - Украина станет выполнять "Минск-2"
National Geographic воссоздаёт последние минуты полёта исчезнувшего MH370
Азовская база ВМСУ. Так где её расположат?
Роухани - постпреду США: А чьих рук дело теракт 11 сентября?
О чём Нетаньяху предупредил Путина в телефонном разговоре
Минобороны: Израильский F-16 прикрылся Ил-20 от ракеты САА - данные радара С-400
Главком ВМС Украины отчитался перед главой Пентагона
Франция предлагает ЕС подобрать наказание для России и Сирии
Большинство россиян поддерживают идею запрета смартфонов в школах
Лукашенко призвал остановить украинских бандитов
Доклад Минобороны РФ обидел армию Израиля

«    Сентябрь 2018    »
17181920212223

» » Возрождение космических исследований в России

Возрождение космических исследований в России

Вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами на стартовую площадку космодрома «Восточный»Вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами на стартовую площадку космодрома «Восточный»В этой серии статей астроном Рафааэль Бачильер рассказывает нам о самых интересных явлениях в космосе, давая всесторонний анализ актуальных научных тем, космических событий и новостей науки о Вселенной.

28 апреля с сибирского космодрома «Восточный» была запущена ракета «Союз 2-1А». Она должна вывести на орбиту три спутника, один из которых назван именем Ломоносова. Это многофункциональный спутник, предназначенный для наблюдения широким космических явлений: от астероидов, представляющих опасность для Земли, до космических лучей. Недавно построенный космодром, успешный запуск и насыщенная программа космических исследований на ближайшее десятилетие указывают на стремительное возрождение космической науки в России.

Новый космодром

Решение о строительстве космодрома «Восточный» в Сибири, недалеко от российско-китайской границы, было принято Путиным в 2007 году для того, чтобы дополнить, а в долгосрочной перспективе заменить космодром «Байконур», который после распада СССР перешел в собственность Казахстана. Строительство «Восточного», начавшееся в 2011 году, завершится в 2018 году. Именно тогда с него можно запускать пилотируемые аппараты. Отсюда также будут производиться запуски ракет семейства «Ангара», все еще находящиеся в стадии разработки. Они предназначены для транспортировки сверхтяжелых грузов. Начало их использования запланировано на 2021 год.

Первой ракетой, запущенной с «Восточного» 28 апреля в присутствии Путина, был «Союз 2-1А», на борту которой было три спутника. Один из них носит имя Ломоносова и представляет собой многофункциональную астрономическую обсерваторию, оснащенную самыми разнообразными приборами.
Спутник был разработан и построен в МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с научными институтами еще шести государств, включая США и Испанию, которая представлена Валенсийским университетом, Высшим советом научных исследований (CSIC) и Национальным аэрокосмическим институтом (INTA). Спутнику присвоено имя Михаила Ломоносова, выдающегося и многостороннего русского ученого и писателя, наблюдавшего в 1761 году из Санкт-Петербурга прохождение Венеры по диску Солнца. Его считают первооткрывателем атмосферы этой планеты.

Многофункциональная космическая обсерватория

Спутник «Ломоносов» будет наблюдать как Землю, так и глубины Вселенной. Наблюдая за нашей планетой, он будет изучать загадочные космические лучи сверхвысоких энергий; коротких (транзитных) электрических разрядов в верхней атмосфере Земли, которые могут принимать форму больших красных нимбов или гигантских синих струй. Эти явления, открытые в 1989 году, все еще мало изучены, хотя известно, что они наблюдаются на высотах от 10 до 70 километров над уровнем моря.

На спутнике также установлены приборы для наблюдения за гамма-всплесками, сопровождающимися выделением большой энергии: гамма-излучением, ультрафиолетовым излучением, видимым светом. Кроме того, телескоп ТУС диаметром 1,8 метра, обращенный в сторону Земли, позволит исследовать ультрафиолетовое излучение, возникающее в атмосфере под воздействием космических лучей. Оптическая камера сверхширокого поля зрения (ШОК) будет исследовать небо с целью обнаружения взрывов сверхновых, пролета астероидов и даже космического мусора.
«Ломоносов» оснащен большим количеством разнообразных приборов, хотя за последние годы Россия крайне редко запускала спутники с научными целями. Так что неудивительно, что его запуск обрадует многих исследователей.

Неудачи и успехи

У России сейчас выведен на орбиту космический радиотелескоп «Радиоастрон», способный вести наблюдения в связке с другими телескопами на Земле (в том числе испанский телескоп IGN в Ебесе диаметром 40 метров).

Однако некоторые недавние космические проекты столкнулись с проблемами. Все помнят неудачу зонда «Фобос-Грунт», запущенного к спутнику Марса Фобосу и сгоревшего в плотных слоях земной атмосферы над Тихим океаном в январе 2012 года. Эта авария была особенно неприятной, поскольку речь шла уже о второй межпланетной автоматической станции, запущенной в сторону Марса «Роскосмосом». Первая неудача постигла зонд «Марс-96», который разрушился при входе в атмосферу Земли вскоре после запуска в ноябре 1996 года.

В январе нынешнего года правительство РФ приняло расширенный десятилетний план, подготовленный «Роскосмосом», включающий все мероприятия в области космических исследований, от вклада в МКС до навигационных спутников и пилотируемых полетов в космос. Хотя бюджет следовало сократить до приблизительно 20 миллиардов долларов, то есть, менее половину от изначально запрошенной «Роскосмосом» суммы, данный десятилетний план предусматривает достаточно широкомасштабную программу лунных исследований.

Вглядываясь в будущее

СССР первым начал исследования Луны. Вспомним, что советская автоматическая станция «Луна-1» стала первым космическим аппаратом, облетевшим Луну в 1958 году, а «Луна-2» стала первой автоматической станцией, совершившей посадку на поверхность спутника Земли в 1959 году. Последняя советская автоматическая межпланетная станция «Луна-24» была запущена в 1976 году. Сейчас, после того, как на Луне обнаружили воду, Россия вновь проявила к ней интерес.

С этой целью она подготовила запуск четырех межпланетных станций с участием Европейского космического агентства на период с 2018 по 2025 год. Первая из них — «Луна-25» — должна прилуниться около Южного полюса с тем, чтобы исследовать реальный потенциал нашего естественного спутника в качестве источника воды. Четвертая станция — «Луна-28» — должна будет взять образцы грунта и лунного льда и доставить их на Землю.

Еще одним проектом «Роскосмоса» является орбитальная астрофизическая обсерватория СПЕКТР-РГ, оборудованная двумя рентгеновскими телескопами. Ее запуск уже несколько раз откладывался, но сейчас это проект обрел новую силу благодаря сотрудничеству с Германией. Теперь запуск может состояться в 2017 или 2018 году.

Достаточно неопределенным остается будущее проекта «Гамма-400», одного из самых крупных научных спутников по наблюдению за небом с помощью рентгеновских лучей и изучению темной материи. Хотя запуск космической обсерватории был намечен на 2022 год, сейчас он под большим вопросом из-за сокращений бюджета «Роскосмоса».

Хотя Россия и утратила ту мощь, которой обладал СССР несколько десятилетий тому назад во время напряженного соревнования в области освоения космического пространства, запуск спутника «Ломоносов», ввод в строй нового космодрома «Восточный» и расширенный десятилетний план космических исследований доказывают, что Россия твердо намерена возродить свою космическую отрасль.

Рафаэль Бачильер