
Впервые Сарраф был арестован в самой Турции 17 декабря 2013 года, в бытность Эрдогана премьер-министром. Воспользовавшись его отсутствием в стране в связи с визитов в Пакистан, турецкий суд арестовал более 90 человек, включая детей четырёх министров (Экологии, Экономики, МВД, Евроинтеграции) и главы ЦБ, подозреваемых в отмывании денег в Иране. С марта 2012-гопо июнь 2013 года они перевезли, главным образом через ОАЭ, $13 млрд. долларов золотом на покупку иранской нефти, которую затем в нарушении эмбарго продавали на международном рынке. При этом они похитили $2,8 млрд. комиссионных, которые они поделили с высокопоставленными иранцами и функционерами из руководства ПСР.
26 из них были отданы под суд, однако Эрдоган спас своё положение, отправив в отставку весь кабинет министров. Однако в Иране дело обрело серьёзный оборот. Уже 30 декабря был задержан один из наиболее мощных бизнесменов страны Бабак Занджани. 6 марта 2015 года он был приговорён к смертной казни за воровство, коррупцию, мошенничество, контрабанду и покушение на безопасность государства. Двое других иранцев, Камелия Джамшиди и Носсейн Наджафзаде, бежали.
Тем не менее, кошмар Эрдогана продолжился уже через несколько дней. 26 декабря судья Муаммар Аккаш опубликовал секретные переговоры премьер-министра Эрдогана и его сыновей Биляла и Буракас их другом, казначеем Аль-Каиды, разыскиваемым ООН, Ясином аль-Кади. В то время как силы правопорядка были мобилизованы, чтобы их задержать, полиция Станбула запретила исполнять постановление об аресте, а судья был отправлен в отставку.
Чтобы спасти себя, на этот раз Эрдоган свалил вину за компромат на своего бывшего союзника по ПСР – проживающего в США проповедника Фетхуллаха Гюлена и осудил эту операцию, которая была спланирована при поддержке посла США и бывшего главы разведки Фрэнсиса Риккардоне младшего. Он обвинил Гюлена в сговоре с ЦРУ для проведения в Турции госпереворота и создании «параллельного государства» в недрах Турции из сторонников возглавляемого им движения «Хизмет». Новая волна репрессий коснулась 350 полицейских и судей, обвинённых в связях с сектой Гюлена.
Тем не менее, затем один за другим в интернете всплывали новые компроматы против Эрдогана. Например, видео, показывающее, как Али Эрдоган, племянник и телохранитель премьер-министра, инструктирует полицейских избивать задержанных оппозиционеров. Или громкая аудиозапись, которая позволяет расслышать, как премьер-министр советует своему сыну Билялу спрятать $30 млн. наличными, которые он хранил в своём доме до того, как полиция придёт проводить обыск. Однако показательно, что после этой публикации комиссар полиции Анкары по коррупции Хакан Юксекдаг был найден мёртвым, а его коллеги быстро покончили жизнь самоубийством.
Очевидно, что после года относительного затишья, позволившего Эрдогану сосредоточиться на борьбе за кресло президента и борьбе с Рабочей партией Курдистана, ему грозит новый кошмар – теперь напрямую из Вашингтона. Несмотря на то, что президент Обама всё-таки удовлетворил запрос Эрдогана на личную встречу во время ядерного саммита, куда более серьёзный сигнал о размежевании союзников подаёт эвакуация семей 5 тысяч американских военных с турецкой базы Инджирлик. Она последовала сразу же после поимки шести членов ИГ*из нового лагеря для джихадистов, организованного турецкой разведкой MIT в непосредственной близости от американской авиабазы.
*ИГ – террористическая группировка «Исламское государство» запрещена в РФ
Наталья Богданова