Лента новостей

03:56
Теплая погода без осадков ждет жителей крупнейших городов Казахстана
01:27
Обзор смартфона Google Pixel 6a: не вспоминай о Nexus
01:10
Ветеран разведки Шэффер: армия США показала слабость в разгар борьбы с Россией
01:07
Дмитрий Медведев оценил слова Илона Маска об Украине
01:01
Нанесён удар по критической инфраструктуре врага в Харькове (ВИДЕО)
00:54
В Минобороны РФ рассказали о прибытии мобилизованных бойцов в ЛНР
00:53
В Запорожье местные жители перекрывают дороги
00:15
О целесообразности альянса между Россией и КНДР
00:05
Группа из 11 стран направила заявление в СПЧ ООН с осуждением русофобии
00:04
Сотрудник МИД России Воронцов назвал «опасной химерой» накачку Украины западным оружием
23:55
Украина предоставит США данные о пораженных целях взамен на ракеты большей дальности
23:54
Илон Маск не верит в победу Украины
23:49
04.10.2022 Карта боевых действий на Украине: Прорыв ВСУ на Дудчаны остановлен! Последние новости сегодня: Кременная, Сватово, Давыдов брод (22 видео)
23:30
Шарапов говорил, что России нужны абсолютные деньги
23:19
GeForce RTX 3060 стала самой популярной видеокартой среди пользователей Steam, но есть нюанс
23:18
Смартфоны на чипах MediaTek возглавили сентябрьские рейтинги AnTuTu — Dimensity 9000+ обогнал Snapdragon 8+ Gen 1
23:14
В Сватово людям дали 72 часа на эвакуацию
23:12
Ураган оставил сотни тысяч жителей Пуэрто-Рико без света, воды и еды
23:11
Стариков о после РФ в Польше Андрееве: Запад не смог склонить российских дипломатов к предательству
23:10
Президент ЦАР Туадера поздравил дружественную Руанду с Национальным днем патриотизма
22:59
В Чехии собрали средства на закупку танка для Украины
22:58
Tribune: Франция готова передать Украине 20 бронетранспортеров Bastion
22:57
Ветеран разведки Шаффер: армия США показала слабость в разгар борьбы с Россией
22:55
The Drive: в трубе «Северного потока — 2» зафиксировано необычное явление
22:54
Генпрокурор Швеции Лунд решила оцепить места диверсий на трубопроводах «Северный поток»
22:53
Немецкий политик Зингхаммер оценил требования Польши по выплате репараций
22:43
Россия вводит ограничения против немецкого газового хранилища «Катрина»
22:42
В Западном военном округе назначен новый командующий
22:40
Global Times: США ещё не в полной мере раскрыли ценность Киева как своей пешки
22:13
На Марсе обнаружен зеленый песок, прямо как на Гавайях
22:02
МИД Азербайджана заявил о поддержке Украины
22:01
УкрСМИ предупреждают: на Криворожском направлении ВСУ хотят повторить успех Изюмского фронта
22:00
Маск своим «мирным планом» вывел из себя Киев и инвесторов
21:58
События на Украине к 21:00 3 октября: союзники остановили ВСУ на Херсонщине, Кременную готовят к обороне
21:57
В Великобритании зафиксирована масштабная вспышка птичьего гриппа
21:56
Инфляция в еврозоне выше, чем в США
21:54
Американист Рогулев предрек закат эпохи Байдена без импичмента
21:43
Власти США решили ввести санкции против премьера Боснии и Герцеговины Новалича
21:42
Илон Маск нашел способ урегулировать конфликт на Украине
21:41
NI: США дали совет Украине насчет вступления в НАТО
21:37
Ехал задом наперед с мигалками: владельца авто задержали в Актобе (видео)
21:31
Швейцария не поддержала идею Киева о национализации российских активов
21:30
Маск обозначил условия по решению конфликта между Россией и Украиной
21:28
Власти РФ разрешили регионам закупать товары для военных двойного назначения
21:23
Офицер НМ ЛНР Марочко: прорвавшуюся в республику группировку ВСУ практически уничтожили
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»

Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»



В 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900. «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» станут первыми настоящими вертолетоносцами в составе ВМФ РФ, что, несомненно, является большим шагом для его укрепления. Однако после драматичных событий на Черном море автор данных строк встретил целый шквал критики в отношении УДК как класса кораблей, якобы совершенно неактуальных в эпоху противокорабельных ракет берегового базирования. Так ли это на самом деле?


Бесполезные посудины и огромные плавучие цели?


Данной точки зрения придерживаются так называемые авианосцефобы, люди, искренне убежденные, что время крупнотоннажных надводных кораблей давно ушло, что якобы подтверждается гибелью на Черном море ракетного крейсера «Москва». В качестве альтернативы они предлагают строить исключительно маленькие суденышки «москитного флота», видимо, чтобы в них было сложнее попасть противокорабельной ракетой. То, что между водоизмещением боевого корабля и количеством наступательных и ударных вооружений, которые можно впихнуть в его объем, есть прямая связь, игнорируется напрочь. Пусть так.

Вернемся к универсальным десантным кораблям, называемым сторонниками данного подхода «бесполезными огромными лоханками», которые легко потопить прямо с берега 1-2 противокорабельными ракетами. В лучшем случае они признают за УДК их роль в качестве большого плавучего госпиталя, ремплавбазы и командно-штабного корабля. Что ж, доля правды в этом имеется.

Универсальные десантные корабли действительно появились как результат осмысления итогов Вьетнамской войны, когда американцам приходилось действовать в радиусе действия береговой ствольной артиллерии вьетнамских патриотов. Оказалось, что необходимы корабли, сочетающие функции штабных, позволяющих вести координацию высадки десанта и управление боем, доставлять спецназ на берег вертолетами, а также морем при помощи высадочных спецсредств. Поддерживать десантирование должны были ударные вертолеты, а впоследствии Корпус морской пехоты получил собственные самолеты короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, значительно увеличившие их огневую мощь.

Что мог бы сегодня сделать «Митрофан Москаленко», окажись он в качестве нового флагмана на Черном море? Позволил бы себя бесславно утопить ВСУ в 1-2 противокорабельные ракеты или помог бы произвести успешный десант под Одессой? Вопрос сложный, и ответ на него напрямую бы зависел от качества командования и планирования.

Очевидно, что сам по себе почти безоружный УДК не может применяться, для него нужен соответствующий эскорт как минимум из 2-3 современных фрегатов и корветов. Единственным наступательным вооружением универсального десантного корабля является его авиакрыло, но при десантировании ударные вертолеты будут выполнять только вспомогательную функцию. Перед осуществлением подобной чрезвычайно опасной операции все побережье должно быть превращено в подобие лунного пейзажа при помощи авиации, береговой или палубной. В случае с Одессой это может быть только береговая авиация с крымских аэродромов. Уже затем только УДК должен предварительно отправить на вертолетах спецназ, потом подойти к берегу на расстояние в 25-30 километров и начать высадку экспедиционных сил морем. Ударные вертолеты совместно с истребительной авиацией должны непрерывно контролировать обстановку, доминируя в воздухе. Только после этого на побережье смогли бы начать выгрузку техники обычные БДК методом «втыкания» носом в черноморский пляж.

Примерно так и должна была выглядеть российская десантная операция под Одессой, если бы она реально произошла в идеальных условиях. Даже если бы командование флота решило ограничиться только имитацией подготовки к десанту, отвлекая значительные силы ВСУ, от УДК все равно была бы большая польза.

Во-первых, «Митрофан Москаленко» мог бы использоваться как командно-штабной корабль, ведя воздушную разведку вертолетами ДРЛОиУ Ка-31 и координируя действия флота, авиации и сухопутных сил.

Во-вторых, для него точно нашлась бы работа как для большого плавучего госпиталя. Можно только представить, сколько бы жизней могло быть спасено в ходе противостояния за остров Змеиный или буровые платформы «Черноморнефтегаза», если бы была возможность оперативно доставить тяжелораненых вертолетами прямо в оснащенную современным оборудованием операционную.

Так что от универсального десантного корабля прок был бы и на Черном море. Если бы он там был.

Удивительно, но против вертолетоносцев ополчились и некоторые известные сторонники строительства авианесущего флота.

С одной стороны, они признают, что авиакрыло УДК значительно повышает боевые возможности корабельного соединения, в котором он идет. Палубные вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 способны вести воздушную разведку и выдавать данные для целеуказания крылатым ракетам. Ударные вертолеты могут топить небольшие суда, характерные «москитному флоту», а при определенной модернизации – даже обеспечить ПВО, сбивая летящие на корабли противокорабельные ракеты. В противолодочной версии авиакрыло вертолетоносца способно обеспечить прикрытие ПЛО, в непрерывном режиме осуществляя поиск, обнаружение и уничтожение субмарин противника. Все вместе это дорогого стоит, подтвердят военные моряки.

С другой стороны, если сравнивать с полноценным авианосцем, возможности УДК крайне ограниченны. Отсутствие катапульты не позволяет использовать палубный самолет ДРЛОиУ, а ТТХ вертолета Ка-31 ему очень сильно уступают. Внутренний объем универсального десантного корабля отдан под танковую палубу, средства высадки, кубрики для команды и батальона морской пехоты, лазареты и прочее. Вертолетное авиакрыло выполняет именно вспомогательную роль. Даже будь на палубе свои истребители короткого взлета и вертикальной посадки, полноценный воздушный бой такой легкий авианосец вести не сможет, максимум – функция огневой поддержки ударов по побережью. Вертолетоносец действительно может надежно прикрыть ПЛО целый район, однако в мобильности он уступает специализированной противолодочной авиации.


УДК проекта 23900

В сухом остатке получается, что, вопреки всяким страшилкам, УДК – это очень полезный корабль, способный выполнять широкий круг задач и значительно повышающий возможности военно-морского флота. Но можно ли их как-то еще более повысить?

Дирижабленосец?


Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать несколько соображений по поводу расширения потенциала универсальных десантных кораблей. На написание этой статьи натолкнула идея создания специализированных дирижаблей ДРЛОиУ и даже ПВО для нужд российской армии. Но тогда почему бы не создать палубный дирижабль для ВМФ РФ?

Одной из самых серьезных проблем российского военно-морского флота, моряки не дадут соврать, является разведка и целеуказание. Мало иметь мощные ракеты на борту, их еще надо навести точно на цель, а если та движется, да еще и со скоростью в 30 узлов? Хорошо иметь систему ПВО морского базирования, но еще лучше – своевременно увидеть выпущенную и летящую низко над поверхностью воды противокорабельную ракету и навести на нее свои зенитные ракеты.

В ВМС США эта проблема решается за счет палубных самолетов ДРЛОиУ, которые запускаются с их тяжелых атомных авианосцев при помощи катапульт. У ВМФ РФ нет ни своего палубного самолета ДРЛОиУ, ни полноценного авианосца с катапультой, за исключением полуживого ТАВКР «Адмирал Кузнецов», оснащенного только взлетным трамплином на носу. Беспилотников ДРЛОиУ у нас тоже пока что нет, вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 немногочисленны и имеют ограниченные ТТХ по сравнению с американскими самолетами АВАКС. Но почему бы для нужд ВМФ РФ не разработать беспилотную версию дирижаблей ДРЛОиУ?

Например, в Долгопрудненском конструкторским бюро автоматики (ДКБА) уже разработан многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны. Объем оболочки составляет 12 000 куб. м гелия, мощность двигателя – 2х420 л. с., максимальная дальность полета – 3000 км, максимальная высота (над уровнем моря) – 3,0 км, максимальная скорость – 90 км/ч, максимальная продолжительность полета – 44,7 часа. Экипаж летательного аппарата составляет 2 человека. Проект начинался в рамках оборонзаказа, на его основе может быть создано целое семейство дирижаблей различных размеров и назначений – высотный патруль, спасательная платформа, летающая лаборатория-медсанчасть, мобильный рефрижератор, доставка вахтовых команд на удаленные месторождения, георазведка и так далее.

Например, это может быть палубный дирижабль ДРЛОиУ в беспилотной версии, базирующийся на УДК. В зависимости от конструкции эти летательные аппараты бывают мягкие, полужесткие и жесткие. Под требования заказчика могут быть разработаны сборные полужесткие дирижабли, наполняемые гелием прямо на корабле и взлетающие с палубы вертолетоносца. Такой БПЛА способен длительное время находиться в воздухе, намного дольше, чем самолет АВАКС и тем более вертолет, и вести разведку. Если предусмотреть на десантном корабле специальную причальную мачту на надстройке-острове, то беспилотный дирижабль может периодически к ней пристыковываться и пополнять запас топлива и электроэнергии. При необходимости их можно приземлять на палубу, производить техническое обслуживание либо разобрать.

Как вариант, возможно создание беспилотных дирижаблей в противолодочной версии, которые будут нести специальные буи, поисковое оборудование и ударные вооружения против субмарин. В таком режиме с одного УДК могут запускаться и непрерывно эксплуатироваться сразу несколько дирижаблей – ДРЛОиУ и ПЛО. С таким обновленным авиакрылом вертолетоносец радикально повысит свои боевые возможности, закрыв многие проблемы с воздушной разведкой и целеуказанием, а также позволив контролировать обширные водные пространства.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




AGBgroup

Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх