Лента новостей

14:32
Военный эксперт Алёхин считает, ВС РФ приступили к создания санитарной зоны на границе РФ
14:31
Генпрокуратора намерена добиться национализации макаранно-хлебной империи бывшего губернатора Челябинской области
14:25
«Они боятся, что все начнётся сначала…»
13:56
Киев согласился рассмотреть предложение республиканцев о финансировании конфликта на Украине в кредит
13:48
Жители Гагаузии встретили Майю Санду протестами
13:47
В Таджикистане задержали девять человек за связь с террористами из «Крокуса»
13:43
Российские специалисты изучают англо-французские ракеты Storm Shadow
13:19
17 многоэтажек, «Белгород Арена» и гимназия пострадали в результате ночной ракетной атаки Белгорода
12:12
С 31 марта Украина будет жить по московскому времени
11:36
ВКС РФ в ходе ночной массированной атаки вывели из строя энергообъекты в центральных и западных регионах Украины
11:35
Боеприпасы и БПЛА. Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
11:28
Чехия хочет отправить посла в Москву. Если Путин не согласится, Россию может ждать месть
11:17
Теракт в «Крокус Сити»: о давних связях Киева с силами международного терроризма
11:05
Arevoir, зеленые: Евросоюз душит сам себя
10:51
Страны ЕС отказались пропускать молдавский детский хор из Белоруссии
10:39
Российский корабль впервые зашел в порт Эритреи
10:21
F-16 — легкая добыча для российских Миг-31?
10:04
Рособоронэкспорт отчитался о 10 проектах с трансфером технологий
09:46
Детский хор из Молдовы внесли в «черный список» за выступление в Белоруссии. Дети ночь провели в автобусе в Литве
09:45
Лавров допустил, что признавать легитимность Зеленского 21 мая уже не придется
09:34
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 29.03.2024
09:26
В Генштабе пообещали не отправлять призывников на СВО
09:09
Телеграм — не место для несанкционированных рассылок и призывов к насилию. Дуров отреагировал на рекомендации Кремля
04:14
Стойкость различных типов брони, по данным Н. Л. Кладо и С. О. Макарова, в свете испытаний 1892–1896
04:04
Почему оклеветали Ивана Грозного
01:07
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
23:27
Путин Беглову: почему мировой центр туризма Санкт-Петербург оказался на четвёртом месте в России?
23:26
The Times предрекает взятие российскими войсками Киева
21:32
Замминистра обороны РФ Николай Панков поздравил коллектив Управления физической подготовки и спорта ВС РФ со 100-летием
21:08
В ЛНР бесхозным признают имущество, у которого есть хозяева
21:07
Зеленский: мы ожидаем наступления российской армии в конце мая или июне
21:06
Зеленский и доктрина Гитлера. ООН не видит в уничтожении УПЦ нарушений прав верующих на Украине
21:05
Казахстан призвал своих граждан покинуть Одесскую и Харьковскую области
20:30
Польский генерал: Украина движется к катастрофе, а руководство страны грабит свою собственную армию
19:21
На Украине миллион уклонистов, которые не хотят умирать за интересы Запада и киевского режима
19:16
Расчёты АГС-17 «Пламя» уничтожают врага на купянском направлении (ВИДЕО)
19:14
«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?
19:10
Лавров допустил, что в мае легитимность Зеленского признавать не придется
18:43
Пугачёва рассказала, где должна быть скорбь после теракта в «Крокусе». Марков призвал не ругать релокантку
18:42
Зеленский связал бум рождаемости на Украине после конфликта с поставками ПВО
18:41
Следком РФ: террористы получали деньги с Украины и имели связь с украинскими националистами
18:40
Украинские войска ведут огонь по ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 марта
18:32
Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»

Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»



В 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900. «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» станут первыми настоящими вертолетоносцами в составе ВМФ РФ, что, несомненно, является большим шагом для его укрепления. Однако после драматичных событий на Черном море автор данных строк встретил целый шквал критики в отношении УДК как класса кораблей, якобы совершенно неактуальных в эпоху противокорабельных ракет берегового базирования. Так ли это на самом деле?


Бесполезные посудины и огромные плавучие цели?


Данной точки зрения придерживаются так называемые авианосцефобы, люди, искренне убежденные, что время крупнотоннажных надводных кораблей давно ушло, что якобы подтверждается гибелью на Черном море ракетного крейсера «Москва». В качестве альтернативы они предлагают строить исключительно маленькие суденышки «москитного флота», видимо, чтобы в них было сложнее попасть противокорабельной ракетой. То, что между водоизмещением боевого корабля и количеством наступательных и ударных вооружений, которые можно впихнуть в его объем, есть прямая связь, игнорируется напрочь. Пусть так.

Вернемся к универсальным десантным кораблям, называемым сторонниками данного подхода «бесполезными огромными лоханками», которые легко потопить прямо с берега 1-2 противокорабельными ракетами. В лучшем случае они признают за УДК их роль в качестве большого плавучего госпиталя, ремплавбазы и командно-штабного корабля. Что ж, доля правды в этом имеется.

Универсальные десантные корабли действительно появились как результат осмысления итогов Вьетнамской войны, когда американцам приходилось действовать в радиусе действия береговой ствольной артиллерии вьетнамских патриотов. Оказалось, что необходимы корабли, сочетающие функции штабных, позволяющих вести координацию высадки десанта и управление боем, доставлять спецназ на берег вертолетами, а также морем при помощи высадочных спецсредств. Поддерживать десантирование должны были ударные вертолеты, а впоследствии Корпус морской пехоты получил собственные самолеты короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, значительно увеличившие их огневую мощь.

Что мог бы сегодня сделать «Митрофан Москаленко», окажись он в качестве нового флагмана на Черном море? Позволил бы себя бесславно утопить ВСУ в 1-2 противокорабельные ракеты или помог бы произвести успешный десант под Одессой? Вопрос сложный, и ответ на него напрямую бы зависел от качества командования и планирования.

Очевидно, что сам по себе почти безоружный УДК не может применяться, для него нужен соответствующий эскорт как минимум из 2-3 современных фрегатов и корветов. Единственным наступательным вооружением универсального десантного корабля является его авиакрыло, но при десантировании ударные вертолеты будут выполнять только вспомогательную функцию. Перед осуществлением подобной чрезвычайно опасной операции все побережье должно быть превращено в подобие лунного пейзажа при помощи авиации, береговой или палубной. В случае с Одессой это может быть только береговая авиация с крымских аэродромов. Уже затем только УДК должен предварительно отправить на вертолетах спецназ, потом подойти к берегу на расстояние в 25-30 километров и начать высадку экспедиционных сил морем. Ударные вертолеты совместно с истребительной авиацией должны непрерывно контролировать обстановку, доминируя в воздухе. Только после этого на побережье смогли бы начать выгрузку техники обычные БДК методом «втыкания» носом в черноморский пляж.

Примерно так и должна была выглядеть российская десантная операция под Одессой, если бы она реально произошла в идеальных условиях. Даже если бы командование флота решило ограничиться только имитацией подготовки к десанту, отвлекая значительные силы ВСУ, от УДК все равно была бы большая польза.

Во-первых, «Митрофан Москаленко» мог бы использоваться как командно-штабной корабль, ведя воздушную разведку вертолетами ДРЛОиУ Ка-31 и координируя действия флота, авиации и сухопутных сил.

Во-вторых, для него точно нашлась бы работа как для большого плавучего госпиталя. Можно только представить, сколько бы жизней могло быть спасено в ходе противостояния за остров Змеиный или буровые платформы «Черноморнефтегаза», если бы была возможность оперативно доставить тяжелораненых вертолетами прямо в оснащенную современным оборудованием операционную.

Так что от универсального десантного корабля прок был бы и на Черном море. Если бы он там был.

Удивительно, но против вертолетоносцев ополчились и некоторые известные сторонники строительства авианесущего флота.

С одной стороны, они признают, что авиакрыло УДК значительно повышает боевые возможности корабельного соединения, в котором он идет. Палубные вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 способны вести воздушную разведку и выдавать данные для целеуказания крылатым ракетам. Ударные вертолеты могут топить небольшие суда, характерные «москитному флоту», а при определенной модернизации – даже обеспечить ПВО, сбивая летящие на корабли противокорабельные ракеты. В противолодочной версии авиакрыло вертолетоносца способно обеспечить прикрытие ПЛО, в непрерывном режиме осуществляя поиск, обнаружение и уничтожение субмарин противника. Все вместе это дорогого стоит, подтвердят военные моряки.

С другой стороны, если сравнивать с полноценным авианосцем, возможности УДК крайне ограниченны. Отсутствие катапульты не позволяет использовать палубный самолет ДРЛОиУ, а ТТХ вертолета Ка-31 ему очень сильно уступают. Внутренний объем универсального десантного корабля отдан под танковую палубу, средства высадки, кубрики для команды и батальона морской пехоты, лазареты и прочее. Вертолетное авиакрыло выполняет именно вспомогательную роль. Даже будь на палубе свои истребители короткого взлета и вертикальной посадки, полноценный воздушный бой такой легкий авианосец вести не сможет, максимум – функция огневой поддержки ударов по побережью. Вертолетоносец действительно может надежно прикрыть ПЛО целый район, однако в мобильности он уступает специализированной противолодочной авиации.


УДК проекта 23900

В сухом остатке получается, что, вопреки всяким страшилкам, УДК – это очень полезный корабль, способный выполнять широкий круг задач и значительно повышающий возможности военно-морского флота. Но можно ли их как-то еще более повысить?

Дирижабленосец?


Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать несколько соображений по поводу расширения потенциала универсальных десантных кораблей. На написание этой статьи натолкнула идея создания специализированных дирижаблей ДРЛОиУ и даже ПВО для нужд российской армии. Но тогда почему бы не создать палубный дирижабль для ВМФ РФ?

Одной из самых серьезных проблем российского военно-морского флота, моряки не дадут соврать, является разведка и целеуказание. Мало иметь мощные ракеты на борту, их еще надо навести точно на цель, а если та движется, да еще и со скоростью в 30 узлов? Хорошо иметь систему ПВО морского базирования, но еще лучше – своевременно увидеть выпущенную и летящую низко над поверхностью воды противокорабельную ракету и навести на нее свои зенитные ракеты.

В ВМС США эта проблема решается за счет палубных самолетов ДРЛОиУ, которые запускаются с их тяжелых атомных авианосцев при помощи катапульт. У ВМФ РФ нет ни своего палубного самолета ДРЛОиУ, ни полноценного авианосца с катапультой, за исключением полуживого ТАВКР «Адмирал Кузнецов», оснащенного только взлетным трамплином на носу. Беспилотников ДРЛОиУ у нас тоже пока что нет, вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 немногочисленны и имеют ограниченные ТТХ по сравнению с американскими самолетами АВАКС. Но почему бы для нужд ВМФ РФ не разработать беспилотную версию дирижаблей ДРЛОиУ?

Например, в Долгопрудненском конструкторским бюро автоматики (ДКБА) уже разработан многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны. Объем оболочки составляет 12 000 куб. м гелия, мощность двигателя – 2х420 л. с., максимальная дальность полета – 3000 км, максимальная высота (над уровнем моря) – 3,0 км, максимальная скорость – 90 км/ч, максимальная продолжительность полета – 44,7 часа. Экипаж летательного аппарата составляет 2 человека. Проект начинался в рамках оборонзаказа, на его основе может быть создано целое семейство дирижаблей различных размеров и назначений – высотный патруль, спасательная платформа, летающая лаборатория-медсанчасть, мобильный рефрижератор, доставка вахтовых команд на удаленные месторождения, георазведка и так далее.

Например, это может быть палубный дирижабль ДРЛОиУ в беспилотной версии, базирующийся на УДК. В зависимости от конструкции эти летательные аппараты бывают мягкие, полужесткие и жесткие. Под требования заказчика могут быть разработаны сборные полужесткие дирижабли, наполняемые гелием прямо на корабле и взлетающие с палубы вертолетоносца. Такой БПЛА способен длительное время находиться в воздухе, намного дольше, чем самолет АВАКС и тем более вертолет, и вести разведку. Если предусмотреть на десантном корабле специальную причальную мачту на надстройке-острове, то беспилотный дирижабль может периодически к ней пристыковываться и пополнять запас топлива и электроэнергии. При необходимости их можно приземлять на палубу, производить техническое обслуживание либо разобрать.

Как вариант, возможно создание беспилотных дирижаблей в противолодочной версии, которые будут нести специальные буи, поисковое оборудование и ударные вооружения против субмарин. В таком режиме с одного УДК могут запускаться и непрерывно эксплуатироваться сразу несколько дирижаблей – ДРЛОиУ и ПЛО. С таким обновленным авиакрылом вертолетоносец радикально повысит свои боевые возможности, закрыв многие проблемы с воздушной разведкой и целеуказанием, а также позволив контролировать обширные водные пространства.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх