Инициатива экс-президента Южной Осетии Анатолия Бибилова о проведении референдума о вхождении в состав России первоначально воспринята югоосетинским обществом с энтузиазмом, несмотря на то, что за ней прослеживалась предвыборная конъюнктура. Даже оппозиционеры высказались «за» инициативу, так как были уверены, референдум согласован с Москвой. Однако, теперь вскрываются новые подробности.
Консультации с российской стороной не проведены должным образом, сама формулировка вопроса референдума об «объединении» юридически некорректна. Если плебисцит провести именно с формулировкой «объединение», то никаких последствий кроме потраченных на электоральную кампанию средств, он иметь не будет. Для Южной Осетии имеет смысл говорить только о вхождении республики в состав РФ.
Действующее в России законодательство не предполагает объединения с какой-либо еще державой. Согласитесь, как-то несуразно звучали бы фразы в свое время об объединении Советского Союза с Подкарпатской Русью (нынешняя Закарпатская область Украины) или же с Тувинской Аратской Республикой. Дело не только в размерах.
Для примера можно, также вспомнить создание Союзного государства России и Белоруссии. Но в данном случае речь идет о конфедеративном устройстве. Входящие в Европейский Союз страны тоже делегировали часть своих суверенных прав Брюсселю, но речь не шла об объединении, например, Литвы, Латвии и Эстонии, а о вхождении прибалтийских государств в состав Евросоюза.
А как же спросите, Крым стал российским? Да, на основе референдума. Но не об «объединении» России с бывшей украинской автономией, а о вхождении в состав Российской Федерации Крымского полуострова с сохранением статуса республики. Именно с такой формулировкой и может Южная Осетия объединиться с Северной.
У республики новый глава государства и гораздо правильней, когда новоизбранный президент, в консультации с основными политическими силами страны, а главное – в координации с Кремлем, обсудит своевременность данного плебисцита. В Москве уже высказывались, что на данный момент важнее продумать механизмы по реализации воли югоосетинского народа, если на референдуме население выскажется за присоединение к России. Иначе волеизъявление народа может ожидать судьба одного из союзников Южной Осетии – Приднестровья, где за присоединение к Российской Федерации высказались еще в 2006 году, однако вопрос подвис в воздухе, не получив никакой практической реализации.
Подпишись: