Лента новостей

19:41
Испытания новой американской ракеты-носителя Minotaur II закончились полным провалом
19:39
Межевич о Калининграде: Литва пытается найти «уязвимую точку у большого медведя»
19:35
Девушки подрались возле ночного клуба в Нур-Султане
19:32
Проректор Российской таможенной академии арестован по делу о сбыте наркотиков
19:21
Американская «оборонка» даёт сбой
18:58
Патентный тролль потребовал запретить продажу устройств Xiaomi в России
18:51
США каждый день увеличивают оборонные расходы из-за Украины
18:50
Депутат Госдумы, певец Майданов помог экипировать танковый батальон «Август» ЛНР
18:48
Факты и слухи: что известно о женском призыве на Украине
18:47
Глава МИД ДНР назвала Сирию одним из возможных партнеров в сфере морской торговли
18:46
Германия отказалась поставлять бронетранспортеры Fuchs на Украину
18:38
РАЗДОЛБАННАЯ колонна грузинских наемников. В Соледаре ВСУ взрывают склады с оружием! Последние новости с Украины сегодня (21 видео)
18:31
Task&Purpose: наемники из США столкнулись с психологическими проблемами после поездки на Украину
18:20
ЦБ доработал законопроект о двухдневном «периоде охлаждения» для банковских переводов
18:19
В Крыму сотрудники ФСБ задержали военного комиссара региона
17:58
Казахстан хочет стать независимым от России экспортером нефти
17:48
Связь с лунным спутником CAPSTONE восстановлена
17:47
Российские атомные часы защитили от кибератак при помощи квантовой криптографии
17:46
Неслабый пол
17:40
ВСУ обстреляли приграничное село Некислицы Брянской области
17:39
Волосатые, бородатые с серьгами-тоннелями и в юбках: Минобороны Канады создаёт гендерно-нейтральную армию
17:38
Цена на газ в Европе обновила весенний максимум, подорожав до $1900 за тысячу кубометров
17:36
Борис Джонсон ушел в отставку со словами «будущее будет золотым»
17:35
Историк Поликарпов объяснил нежелание украинцев защищать связанные с Россией памятники
17:33
Эколог Шевчук объяснил, почему яхт-клуб в «Горской» звучит нереалистично
17:32
Депутат Госдумы Гаврилов описал два пути для Грузии на пороге нового хаоса
17:21
19FortyFive: секретное оружие Путина держит в страхе администрацию США
17:20
США во время Корейской войны хотели отравить пшеничные поля в СССР при помощи авиабомб
17:18
Захарова связала отставку премьера Британии Джонсона с «полураспадом» страны
17:17
Зеленский отреагировал на отставку премьера Британии Джонсона
17:16
Fox News: Путин нанес удар по Джонсону незадолго до его отставки
17:06
Отставка Джонсона укрепила британскую валюту
17:05
В эстонском городе Нарва хотят объявить чрезвычайную ситуацию из-за нехватки газа
17:04
Цена на газ в Европе превысила 1900 долларов за тысячу куб м
17:03
Итальянские фермеры вышли на протесты против баснословных цен на топливо и удобрения
16:54
Как отставка главного британского русофоба скажется на ходе спецоперации на Украине
16:33
Опубликуйте прощальную песню украинского музыканта!
16:29
«Сбер» начал добывать чипы из старых неактивированных банковских карт, чтобы использовать в новых
16:28
На МКС заработала вторая российская система регенерации кислорода
16:21
Кириенко об Украине: всё сообщество НАТО воюет с Россией руками украинцев
16:20
На Украине около 1000 женщин добровольно пошли воевать за киевский режим
16:19
Володин об отставке Джонсона: клоун уходит
16:17
«Я ухожу»: лукавый Борис покидает «британский цирк». Что дальше?
16:17
Премьер-министр ЦАР Феликс Молуа подвел итоги визита в Санкт-Петербург
16:16
Министр обороны ЦАР высоко оценил уровень подготовки армии республики
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»ИноСМИ»Болгария в плену российской нефти

Болгария в плену российской нефти


Болгария входит в группу стран ЕС наиболее зависимых от импорта российского сырья, пишет "Капитал". Вся перерабатываемая нефть в стране на 100% российская. Возможностей для противодействия этому почти нет, потому что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает на внутреннем рынке, одни из самых низких в Европе.
Бочки с логотипом Лукойл - ИноСМИ, 1920, 18.05.2022
Калина Горанова
Твердо за двухлетнюю отсрочку запрета на импорт российской нефти – такова официальная позиция Болгарии. Она входит в группу стран, наиболее зависимых от импорта российского сырья, — наряду с Венгрией, Словакией и Чехией. Для них отказ от российских поставок означал бы огромный скачок цен на топливо со всеми вытекающими последствиями для экономики.
Решение будет принято в Брюсселе на следующей неделе, и, если для Болгарии не сделают исключение, товарный дефицит и высокие цены на топливо будут сохранятся еще несколько месяцев. Есть и политический вопрос: что будет делать Болгария, допустившая, что ее единственный крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), специализированный порт, а также импортные альтернативы (дизель и бензин) – все оказалось российское?
Санкции против России привели к рыночным перекосам. Цена на российскую нефть стала самой привлекательной по сравнению с другими видами, потому что сырье продается со скидкой. В Болгарии всего один крупный производитель и он технологически адаптирован к российскому сырью – "Лукойл Нефтохим Бургас". Из-за низкой цены сырья НПЗ вместо того, чтобы диверсифицировать источники, фактически покупает только российскую нефть.
Разница в цене делает импорт готовых нефтепродуктов экономически невозможным, обрекая импортеров на убытки. Сектор описывает альтернативу как "самоубийство".
Но есть и хорошая новость – переоснащение НПЗ и работа с большим количеством нероссийского сырья возможны, но это потребует времени и усилий. И тут все зависит от желания владельца - российского "Лукойла".
В то же время в материнской компании происходят изменения. Менее месяца назад из руководства "Лукойла" ушел основатель Вагит Алекперов, и, хотя это объяснили попытками избежать санкций, его уход вызвал спекуляции о политическом будущем компании на уровне Москвы. Также рыночные изменения стали вызовом для трейдера Лукойла - Litasco, у которого сейчас есть возможности для получения хорошей прибыли, но будущее неизвестно, а от его функционирования и ликвидности зависит работа НПЗ в Бургасе.
Болгарский рынок не слишком велик – по последним данным в год страна использует около 4,8 миллионов тонн нефтяного эквивалента. НПЗ в Бургасе импортирует примерно 500 тысяч тонн в месяц, или 6 миллионов тонн в год (мощность 7 миллионов тонн), но часть идет на экспорт. На протяжении многих лет НПЗ в Бургасе обеспечивал 50-70% рынка дизельного топлива и бензина в стране.
Но по мере того, как Евросоюз вводит санкции против России, болгарский рынок становится все более зависимым от российской нефти.
"В настоящее время перерабатываемая нефть на 100 % российская, поскольку предложение альтернативных сортов нефти очень ограничено. Это связано с повышенным спросом на альтернативные сорта, подстегиваемым возможностью введения эмбарго на российскую нефть", - комментирует "Лукойл Нефтохим Бургас". По словам представителей компании, вместо поисков альтернатив российским поставкам из-за цен наблюдается прямо противоположная тенденция: с начала военного конфликта не было увеличения сырья нероссийского происхождения.
Объяснение, что нет предложения других сортов нефти, звучит странно. Учитывая, что это единственный НПЗ, им управляет российская компания, рынок микроскопический, понятно, почему в Болгарии нет активных иностранных производителей или трейдеров нефти.
Невозможность импорта подтверждают и крупные топливные трейдеры, уже некоторое время сигнализирующие о том, что на практике болгарский рынок становится все более российским, и возможностей для противодействия почти нет. Причина в том, что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает на внутреннем рынке, - одни из самых низких в ЕС.
"Не получится продать импортный альтернативный дизель или бензин и получить прибыль, даже с небольшим убытком не получится. Единственный вариант – продавать с огромным убытком, около 100 долларов за тонну", - говорят трейдеры. В пересчете на небольшой груз в 6 тысяч тонн это означает убыток в размере 600 тысяч долларов - разница между внутренней ценой "Лукойл Болгария" и международными котировками.
Болгарская картина становится все более российской, потому что покупателей на российскую нефть становится все меньше и цена, соответственно, снижается. Все это привело к тому, что международные котировки российской нефти Urals составили 75–80 долларов, в то время как Brent — 108–112 долларов (дороже на 30-35%).
С начала боевых действий на Украине крупные нефтяные компании, занимающиеся добычей, могут похвастаться значительным ростом прибыли. Огромная разница в ценах - возможность получить большую маржу для трейдера из группы "Лукойл", базирующегося за пределами страны. Сырье он покупает в России, вероятно, по ценам местного рынка (намного ниже мирового), плюс налоги и пошлины. Неофициальные источники утверждают, что речь идет о марже в несколько сотен долларов за тонну. Некоторое время назад НПЗ заявил правительству, что ценообразование определяется швейцарской Litasco.
В декабре 2020 года "Лукойл Нефтохим Бургас" стала дочерней компанией Litasco – эксклюзивного торгового представителя "Лукойла" по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России. С начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании "Лукойл Бенилюкс", зарегистрированной в Нидерландах, входящей в группу "Лукойл" и также принадлежащей Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья.
Короче говоря, Litasco владеет сырой нефтью, которая перерабатывается на НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас", покупая и экспортируя топливо из Новороссийска в Бургас. НПЗ получает выручку за переработку по давальческому договору. Все нефтепродукты, которые выходят с нефтеперерабатывающего завода "Лукойл Нефтохим Бургас", снова принадлежат Litasco — через "Лукойл Бенилюкс", а последний продает продукцию "Лукойл Болгарии", также принадлежащей Litasco.
Таким образом, если уже десять лет НПЗ в Бургасе сообщал о миллионных убытках, то теперь результат становится еще более незаметным, а у Litasco может быть большая прибыль.
Нынешняя вероятная хорошая маржа — это только одна сторона медали, у международного трейдера есть ряд рыночных неизвестных, а работа болгарского НПЗ зависит от поставок сырья и способности продавать готовый продукт.
Если "Лукойл" или российское сырье попадет под санкции, Litasco будет крайне сложно покупать сырье на свободном рынке, отмечают специалисты. И добавляют, что даже сейчас компания испытывает трудности с поиском торгового финансирования. Это означает невозможность получения аккредитивов от банков, сложности при страховании рыночных рисков, невозможность отсрочки платежа и работы только с предоплатой, что требует ликвидности.
Через месяц после начала "спецоперации" Reuters сообщил, что Litasco сократила операции, чтобы гарантировать существенную сумму для маржин-колл после введения санкций. Reuters цитирует представителя Litasco, который сказал, что произошло "естественное временное снижение корпоративной активности, чтобы убедиться, что мы можем работать в рамках нашего достаточного пула ликвидности". Источники Reuters также сообщают, что Litasco прекратила хеджирование, чтобы сохранить денежные средства, и сосредоточилась на снабжении четырех своих заводов в Европе (помимо болгарского есть еще два завода в Италии и один в Румынии) и продаже готовой продукции.
Болгарский НПЗ, как правило, смешивает разные сорта, так как более легкие, богатые легкими фракциями, подходят для бензина и керосина, а более тяжелые - для производства средних и тяжелых дистиллятов, таких как дизельное топливо, газойль и т.д.
Как поясняют представители компании, в первом квартале 2022 года 63% перерабатываемой нефти было российской, однако теперь из-за цен вся перерабатываемая нефть российская. Ранее они пытались поднять более чем на 50% долю "непроектного" (то есть нероссийского) сырья, имея опыт и возможность перерабатывать нефть Ближнего Востока и Северной Африки.
Специалисты объясняют ограничения тем, что российская нефть имеет более низкий уровень серы, в то время как, например, уровень серы в иракской Basrah примерно на 1 процентный пункт выше. А значит, на каком-то этапе процесса дистилляции возможны проблемы с десульфурацией, износ оборудования и снижение производительности.
В НПЗ утверждают, что с некоторыми сортами нефти, например, Brent, возможно задействовать малое количество российского сырья, в то время как с ближневосточными, с которыми есть опыт, как минимум 50% нефти должно быть российской. НПЗ также инвестировал значительные средства в установку гидрокрекинга для самых тяжелых нефтяных фракций, увеличил свою эффективность и производство легких видов топлива, и изменение сырья, вероятно, будет означать отклонение от их технологических показателей.
Это не означает, что перенастроить НПЗ невозможно (за эти годы были некоторые изменения), но сложно говорить о мотивации, когда все хорошо работает. Другая проблема - неопределенность будущего и цен.
"Никто не может сказать, какие и насколько сложные изменения придется внести в НПЗ, потому что никто не может сказать, какие сорта нефти (какого критического качества) будут доступны на нашем рынке. В настоящее время альтернативы нет, поскольку на болгарском рынке нет других видов нефти. Из-за неизменного предложения и более высокого спроса, вызванного повсеместным запретом на российскую нефть, дефицит альтернативных сортов нефти стал глобальным", - отмечает "Лукойл Нефтохим Бургас".
Пока неясно, как будет выглядеть запрет на импорт российской нефти с точки зрения параметров и сроков, и что будет с финансовыми возможностями российской компании по поставкам нефти вне зависимости от ее происхождения.
Представители отрасли отмечают, что лучшие для Болгарии рынки сырой нефти, исходя из специфики сырья - Саудовская Аравия, Иран, Алжир, Египет, Объединенные Арабские Эмираты. Нефть, поступающая по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, который поставляет сырье румынской Rompetrol, принадлежащей "КазМунайГазу", также возможна. Но и тут снова пересечение с Россией – труба заканчивается в российском порту Новороссийск.
Без работающего производства страна будет вынуждена рассчитывать на импорт готовой продукции. Возможности для этого есть, например, в Греции и Турции, за эти виды топлива Болгария будет конкурировать с Украиной.
И тут мы подходим к вопросу об объемах и способе импорта, поскольку портовый терминал для выгрузки крупных танкеров "Росенец" принадлежит "Лукойлу". В порту Бургаса могут швартоваться только танкеры поменьше – до 6 тысяч тонн, что было невыгодно по сравнению с биржевыми танкерами на 30 тысяч тонн. Другим вариантом мог бы быть "Варна Сторидж", но там требуются значительные улучшения. Без порта для больших танкеров импорт можно производить по железной дороге или в автоцистернах – в меньших количествах и не так выгодно.
Непонятно, кто будет финансировать эту операцию, потому что для импорта 25 000-тонного танкера требуется примерно 30 миллионов долларов. На болгарском рынке основные международные западные сети сосредоточены на розничной торговле. Помимо российского лидера, импортом занимаются местные мелкие трейдеры, такие как "Сакса", "Булмаркет" и "Инса Ойл", причем последний, по неофициальной информации, единственный, кто импортирует дизельное топливо и газойль, поскольку у него есть кредитные лимиты и контракты, но топливо все равно российское.
Где-то во всем этом сюжете еще есть болгарское государство, которое будет разыгрывать планы действий с учетом условий. А что до цен – нефть есть, но будет дорогой.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх