Лента новостей

22:27
Сколько-сколько денег Россия должна Эстонии за «советскую оккупацию»?
22:25
Пять месяцев рядом со смертью. Сапёры приступили к работе в Лаосе
22:25
Механик случайно расстрелял F-16 ВВС Бельгии. Подробности инцидента
22:21
Декоммунизация теплоснабжения
22:20
Журналист Грэм Филипс «исправил» могилу Бандеры
22:18
От Лондона до Токио: Литва ищет новых друзей
22:10
РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом
22:08
Асад выиграл, Вашингтон проиграл: СМИ констатируют провал американцев в Сирии
22:07
Взрыв боеприпасов в Ичне: на Украине требуют признать, что русские не при чём
22:06
Выборы в ДНР и ЛНР: жители Донбасса будут голосовать за общее будущее с Россией
22:04
Песков ответил на слова Жириновского об С-700
22:02
Израиль «прорекламировал» грандиозную нефтяную сделку России и Ирана
22:00
Клиповость - беда сегодняшнего дня
21:59
Франция ответит за устроенную в Тихом океане ядерную катастрофу
21:56
Катастрофа Меркель в Баварии
21:54
Хитрые евреи и злые шутки Путина
21:52
Россия разворачивает в Сирии «ослепительные» комплексы
20:29
У нас дефицит рабочих мест, или трудоспособного населения или и то и то. И немного о миграции
20:28
"Обвиняешь — запасись фактами". Меланья Трамп предала #MеTоо
20:27
«Дождь» феерично объяснил рост тарифа на подписку, перепутав «жадность» с «независимостью»
20:25
Иранская нефть пойдет через Россию: Путин придумал как обойти санкции
20:25
Может ли Америка управлять нашим вооружением?
20:23
Ведущие политической программы, наконец-то рассказали, почему зовут одних и тех же украинских гостей
20:22
Москва - самый «зеленый» мегаполис мира. Какие точки притяжения появились в парке имени Святослава Федорова
20:20
Путин утвердил программу ядерной безопасности России
20:17
Масштабная стройка. В Москве за три года построят почти две сотни социальных объектов
19:45
Битва при Лондоне - судьба глобальной финансовой системы решается в поединке Россия - Украина
19:44
Это наша Победа, а вы идите ...!
19:32
Как США и Иран боролись за власть в Ираке
19:31
Факты и гипотезы об аварии «Союза МС-10»
14:02
Мем о полицейском беспределе
13:57
Перспективная американская бронированная ремонтно-эвакуационная машина М88А3
13:55
Times: хакеры способны перенаправлять британские ракеты на неправильные цели
13:45
"Хьюстон, у нас проблема". Почему космос — это опасно
12:58
Очередной вопрос к историкам, на этот раз по оружию
12:53
Украинцы защищают Россию от обвинений во взрывах складов с боеприпасами
12:50
Что мы знаем о мракобесии?
12:38
Выйдя из Совета Европы, Россия сможет вернуть «вышку»
12:37
В Греции всё есть
12:35
Игра престолов в грузинской власти, самостоятельных кандидатов нет
12:30
В ДНР опубликовали фотографию убийцы Александра Захарченко
12:30
России прописали план развития. А что с того людям?
10:15
Самый ненавидимый журналист страны. Как Денис Коротков с ИГИЛ сотрудничал
08:50
Тапки против танков. Почему оснащённая армия саудитов трещит от хуситских АКМ?
08:49
Депутат ВРУ высмеял попытки обвинить во взрывах на арсеналах Москву
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Транзитная наглость Украины

Транзитная наглость Украины

Киев хочет заставить «Газпром» платить в полтора раза больше за транспортировку газа

 

Транзитная наглость УкраиныТранзитная наглость Украины19 января «Газпром» направил украинскому «Нафтогазу» счет в размере 2,55 млрд долл. на оплату энергоносителей, который должен быть погашен в течение 10 дней. Однако есть большие сомнения в том, что российская компания вообще получит эти средства, не говоря уже об указанных сроках.

Дело в том, что это счет не за фактически поставленный газ, а за нарушение контрактного условия «бери или плати» в третьем квартале 2015 года. В соответствии с действующим соглашением от 2009 года, Украина обязана закупать минимальное годовое количество газа, а если этого не произойдет, то выплачивать штраф. Исходя из этого, в третьем квартале минувшего года Киев должен был закупить почти 10,5 млрд. кубов энергоносителей. В реальности же украинские власти в этот период вообще отказались от российского газа.

Всего в 2015 году «незалежная» купила рекордно низкий объем российского газа — всего 6,1 млрд. кубометров (для сравнения, в 2011 году страна импортировала 45 млрд. кубов, но затем этот объем постоянно сокращался). Но на первый, второй и четвертый кварталы 2015 года условие «бери или плати» не распространялось, потому что энергоносители поставлялись по так называемым «зимним пакетам», согласованным в ходе трехсторонних переговоров между представителями России, Украины и Европейской комиссии. В третьем квартале никаких дополнительных соглашений стороны не заключали, значит, в силе оставался обычный контракт с его пунктом take or pay.

Украинская сторона, впрочем, уже давно отказывается выполнять свои обязательства по этому пункту. По итогам 2014 года «Газпром» выставил Украине счет на 8,2 млрд долл. за нарушение контрактного положения о минимальной закупке газа. Всего же, как рассказал директор компании Алексей Миллер, еще прошлым летом сумма претензий «Газпрома» к «Нафтогазу» из-за недобора энергоносителей составила 26,7 млрд долл. С учетом нового счета, иск превышает уже 29 миллиардов долларов.

Судьба этих миллиардов будет решаться в Стокгольмском арбитраже, скорее всего, уже в этом году. Впрочем, и «Нафтогаз» выдвигает ответные иски к «Газпрому». Так, первый иск касается стоимости транзита газа через территорию Украины, которую Киев считает слишком низкой. А второй относится к политике ценообразования. В Киеве хотят, чтобы Россия поставляла газ по цене европейских хабов минус стоимость транзита, что потенциально позволило бы закупать газ по 100−110 долл. за тысяч кубов.

Но и до решения арбитража, Киев в одностороннем порядке решил поднять стоимость транзита. В 2015 году средний тариф на транзит тысячи кубометров российского газа составлял 2,7 долл. на 100 км. Однако в начале 2016 года директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что Украина радикально повысила ставку тарифа на транзит. Конкретную цифру он не назвал, но предложил провести переговоры с российской компанией по ценообразованию. Позднее в украинских СМИ появилась цифра 4,07 долл. за тысячу кубов. Если учесть, что Киев с 1 января 2016 года ввел налог на добавленную стоимость на услуги по транзиту в размере 20%, цена могла вырасти до 4,9 долл. Некоторые издания предполагали, что эта цифра может дойти и до 7,9 долл.

После того, как стало известно о счете «Газпрома» на 2,5 миллиарда, министр энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что страна поднимает ставку транзита газа в полтора раза — до 4,5 долл. за сто километров. Демчишин сообщил, что новый тариф уже утвержден. При этом между странами действует соглашение о транзите до 2019 года, и Украина не может просто повышать стоимость в одностороннем порядке. «Такие попытки мы делали и в прошлом году, идея не нова, это так называемый тариф „вход-выход". Это переговорная позиция. Конечно же, „Газпром" обращает внимание на то, что договор уже подписан, он действителен. То есть это непростые переговоры, но шаг делаем», — отметил Демчишин.

Что касается претензий «Газпрома», в «Нафтогазе» в очередной раз назвали условие «бери или плати» «нерыночным, неправомерным и недействительным» и пообещали оспорить его в Стокгольмском арбитражном суде. Очевидно, что впереди еще не один раунд напряженных переговоров между компаниями. Причем то, что Киеву удалось скопить достаточно газа для прохождения зимнего периода, о чем заявляет украинский Минэнерго, ослабляет позиции «Газпрома». Впрочем, если зима будет холодной, то только накопленного и реверсного газа «незалежной» не хватит, и придется где-то искать деньги для покупки российских энергоносителей.

Руководитель аналитического управления фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечник полагает, что счет на оплату двух с половиной миллиардов за недобор газа может стать неплохим аргументом в споре о повышении стоимости транзита с Украиной.

— «Нафтогаз» сделал заявление об увеличении транзитных тарифов для «Газпрома». Но объективных оснований для такого шага нет. Поэтому «Газпром» хочет упредить «Нафтогаз» и пользуется своим юридическим правом выставить счет за недобор газа в третьем квартале. В итоге у «Газпрома» появится еще один рычаг в переговорах по транзиту.

— Насколько это действенный рычаг, ведь в арбитраже и так лежат претензии почти на 30 миллиардов долларов?

— В арбитражном суде в Стокгольме лежат встречные иски «Газпрома» и «Нафтогаза» и понятно, что претензии российской компании значительно превышают украинские. Речь идет о гораздо больших суммах.

Но пока что мы выносим Стокгольм за скобки и действуем по свежим данным. Взят третий квартал 2015 года, по которому у «Нафтогаза» накопилась задолженность. Эти средства «Газпром» хотел бы получить в ближайшие недели.

Это, во-первых, может стимулировать Киев возобновить закупки в рамках зимнего пакета. Пока что украинцы максимально выбирают подземные запасы и пользуются реверсными схемами, которые «Газпром», мягко говоря, не приветствует. А, во-вторых, это поможет упредить намерения «Нафтогаза» увеличить транзитные ставки. Этот иск может несколько охладить претензии украинской компании.

На самом деле, украинская сторона не может в одночасье поднять тарифы без обсуждения. Поэтому неделю назад прозвучала информация о том, что вскоре состоится очередной раунд переговоров, где Киев может поднять вопрос новых транзитных ставок. Иск на два с половиной миллиарда может усилить переговорные позиции «Газпрома».

Впрочем, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что позиции «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже могут быть не так сильны, как кажется.

— Сейчас сложно сказать, согласится ли арбитраж с позицией «Газпрома». Лично я не очень уверен в том, что суд будет на нашей стороне в отношении контрактного пункта «бери или плати». Уже были прецеденты с другими компаниями, когда ответчики оспаривали это условие в суде и выигрывали иски. Антимонопольные ведомства Европы вообще плохо относятся к условию «бери или плати». Они считают, что оно ограничивает конкуренцию и не является справедливым. Поэтому я не уверен, что у «Газпрома» сильная позиция.

Что касается других долгов, сформированных в 2014 году, здесь у «Газпрома» шансы гораздо выше, и окончательный исход дела мы должны узнать уже в этом году.

— Может ли Украина пройти зимний период без российского газа?

 — С начала ноября Украина потратила около пяти миллиардов кубометров газа из своих подземных хранилищ. И у них остается возможность потратить еще столько же, или даже немного больше. С учетом того, что отопительный сезон при благоприятной погоде может закончиться в марте, они имеют шансы пройти зимний период и без российского газа. Поэтому, думаю, в первом квартале 2016 они обойдутся без российских энергоносителей. Тем более что у них есть возможность закупать газ у европейских компаний, именно с таким условием им выделали деньги европейцы.

Уже во втором квартале закупки российского газа, скорее всего, возобновятся. Его цена еще больше снизится, и Украина будет копить запасы газа уже на следующий отопительный сезон.

— Имеет ли смысл сотрудничать с таким ненадежным партнером, как Украина?

— Имеет. Одно дело — текущая деятельность, а другое — взаимные претензии. Стороны могут прийти к общему знаменателю по каким-то вопросам, даже несмотря на наличие разногласий в других. Тем более что Украина всегда была важным рынком для «Газпрома». Это сейчас произошло многократное снижение объемов, а раньше эта страна была на втором месте после Германии по импорту российского газа. Желание поставлять газ Украине у «Газпрома» есть.

Гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов указывает, что пока России не удастся построить маршрут в обход Украины, у Киева будут сохраняться рычаги в переговорах с «Газпромом».

— Понятно, что «Газпром» не будет соглашаться на требования повышения транзита, а продолжит платить по контракту, который действует до конца 2019 года. С этим требованием Украина опять-таки пойдет в арбитраж. Так что все эти претензии выдвигаются для уравновешивания взаимных требований.

Сложно отвечать за арбитраж, тем более за Стокгольмский. Политическая ситуация между Европой и Россией сейчас накалена и, боюсь, предугадать исход этих разбирательств сейчас никто не сможет.

— Почему «Газпром» вообще обсуждает с «Нафтогазом» тарифы на транзит, которые он повышает в обход действующего контракта?

— Когда распался Советский Союз, 90% транзита экспортного газа шло через территорию Украины. Поэтому поддерживать с ней отношения было, так или иначе, необходимо. Сейчас это соотношение сократилось до 35%, но и это достаточно много. А для стран Южной Европы это практически единственный маршрут. Мы по-прежнему сильно зависим от украинского транзита.

Поэтому сегодня активно строятся обходные маршруты, и они будут развиваться и дальше. Возможно, что у наших европейских партнеров возобладает здравый смысл. Сейчас они активно поддерживают Украину и финансово, и политически. Но вряд ли это сможет долго продолжаться. Совершенно очевидно, что кредиты они не отдадут. Между тем, украинская труба ветшает и в скором времени придет в негодность. Все прекрасно понимают, что с этим нужно что-то делать.

Один вариант — модернизировать эту систему. Но для этого нужны серьезные средства, а пока что ни одна западная компания не демонстрирует желания вкладываться в этот проект. А другой вариант — вышеупомянутые обходные маршруты. И здесь желающих, хоть отбавляй. Посмотрите на количество участников проект «Северный поток-2». Поэтому Киев так и волнуется. Хотя сегодня трепать нервы «Газпрому» может.

 


 

Анна Седова

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

 







Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации для статьи "Транзитная наглость Украины"


Напишите ваш комментарий к статье "Транзитная наглость Украины"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх